|
|||
|
Кооперация ОКБ-1 с Челомеем, новый "Союз"
Командование ВВС, используя громкие имена уже летавших космонавтов, продолжало настаивать на заказе еще десятка "Востоков" для новых военных целей. ВПК и Госкомитет по оборонной технике колебались, не имея ясного представления, на какой программе настаивать. Министр обороны Малиновский и его заместитель Гречко недвусмысленно давали понять, что ни около Земли, ни тем более у Луны "Востоки" не нужны. Слабые стороны нашего переусложненного проекта облета Луны были настолько очевидны, что Владимир Челомей , уверившись в своем носителе УР-500, выступил с предложением совершить облет Луны по однопусковой схеме. Он же предложил и свой пилотируемый корабль ЛК-1 , разгоняемый к Луне своим разгонным блоком. По его предложению, ракета УР-500 превращалась из двухступенчатой в трехступенчатую и в таком варианте получала индекс УР-500К , или открытый - "Протон-К" . Челомей еще до свержения Хрущева успел у него подписать 3 августа 1964 года постановление по этому варианту. Сенсационным для нас было сообщение о том, что этим постановлением Челомей обязан был до начала второго квартала 1967 года построить двенадцать кораблей для облета Луны! Создавалась вторая организация, рискнувшая взять на себя ответственность за пилотируемые полеты в космос. В нашем ОКБ-1 практически все были солидарны со своим Главным. Черт с ними, с ракетами, - их действительно много разных и пусть их делают разные главные. Космические автоматы мы щедро раздаем Бабакину и своим филиалам. Но создание кораблей для пилотируемых полетов должно оставаться нашей монополией. Работа над "Союзом" в облетном варианте после выхода этого постановления теряла смысл. Когда мы более тщательно проанализировали надежность нашего варианта, то сами пришли к выводу, что "игра не стоит свеч". В течение 1964 года лихорадочный поиск путей выхода из тупика привел Королева к идее объединения усилий с Челомеем. Наш блок "И" ракеты Р-7 может быть превращен в разгонный блок для УР-500К, и Челомею не надо будет самому разрабатывать свой блок. Корабль 7К может быть доработан так, что Челомею не потребуется разработка своего ЛК-1. Предложение было Челомеем сходу отвергнуто, но политическая коньюктура резко изменилась после октября 1964 года. Теперь уже можно было доказывать с позиций высших государственных интересов, насколько рационально идеологическое и техническое объединение работ ОКБ-1 и ОКБ-52 для решения общей приоритетной задачи облета Луны. 25 октября 1965 года выходит новое постановление, по которому впервые ОКБ-1 и ОКБ-52 - Королев и Челомей - должны совместными усилиями решить задачу пилотируемого облета Луны на корабле 7К в 1967 году. Этим же постановлением предписывалось обеспечить высадку человека на Луну в 1968 году. Программа "Союз" с задачей облета Луны закрывалась. Вместо пилотируемого корабля 7К по программе "Союз" надлежало разработать два разных корабля: для полетов в околоземном пространстве с помощью носителя Р-7 и для облета Луны с помощью носителя УР-500К. Первому был присвоен индекс 7К-ОК , второму - 7К-Л1 , или просто Л1 . Оба индекса были секретными. Открытыми "чертежными" индексами для 7К-ОК был 11Ф615, а для 7К-Л1 - 11Ф91. По предложению Королева орбитальному кораблю 7К-ОК было присвоено для будущих публикаций наименование "Союз" , в память об истоках. Таким образом, Челомею надлежало для облета Луны подготовить носитель УР-500К, а нам - разработать новый корабль 7К-Л1 и разгонный блок. Этот блок, получивший индекс "Д" , оказался впоследствии удивительно живучим и стал непременной частью ракеты УР-500К при пусках всех спутников связи на геостационарную орбиту, блоков орбитальных станций "Салют" , " Мир" и новых межпланетных автоматов. Ко дню выхода постановления от 25 октября 1965 года проектные работы по переделке 7К в 7К-ОК уже были развернуты. Полным ходом с обилием сверхурочных переделывались рабочие чертежи. Руководство проектными работами по новому "Союзу" Королев поручил Феоктистову . Ссылки:
|