Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Работы по пилотируемуму облету Луны в СССР

История советских программ пилотируемого облета Луны весьма запутана. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 августа 1964 года "О работах по исследованию Луны и космического пространства" головным по облету на форсированном носителе УР-500К было определено ОКБ-52 (генеральный конструктор Владимир Челомей). Срок - первое полугодие 1967 года. В течение 1964-1965 годов проводился выбор вариантов облета из трех альтернативных схем:

а) "Союз -7К, -9К, -11К" (ОКБ-1);

б) УР-500К с пилотируемым кораблем ЛК-1 (ОКБ-52);

в) УР-500К с разгонным блоком "Д", заимствованным из программы Н1-Л3, и доработанный корабль 7К (ОКБ-1 совместно с ОКБ-52). 25 октября 1965 года вышло очередное постановление: "О сосредоточении сил конструкторских организаций промышленности на создании комплекса ракетно-космических средств для облета Луны и подготовки условий для последующей организации высадки экспедиции на поверхность Луны". Несмотря на головную роль и загрузку программой Н1-Л3, ОКБ-1 было привлечено к решению задач облета Луны пилотируемым кораблем с использованием носителя УР-500К. Этим же постановлением предусматривалось сосредоточение работ ОКБ-52 на создании носителя УР- 500К и доразгонной ракетной ступени, предназначенных для обеспечения облета Луны, и освобождение ОКБ-52 от изготовления пилотируемого космического корабля. ОКБ-1 предписывалось создание пилотируемого корабля для облета Луны и доразгонной ступени (на конкурсных началах) с использованием носителя УР-500К. Реализация программы облета Луны выполнялась независимо от создания носителя H1, а также лунного орбитального корабля (ЛОК) и лунного корабля (ЛК) для посадки на Луну. В декабре 1965 года Королевым и Челомеем были утверждены "Основные положения по ракетно-космическому комплексу УР-500К-7К-Л1".

ЦКБЭМ и смежные организации разработали и изготовили 14 кораблей 7К-Л1 для облета Луны. Всего за период 1967-1970 годов было осуществлено 12 запусков комплексов УР-500К-Л1 в беспилотном варианте. После ряда аварийных исходов была достигнута удовлетворительная надежность. Система управления Л1 по сравнению с 7К-ОК и ЛОКом Л3 освобождалась от задач сближения и стыковки. Устанавливались специальные датчики солнечной и звездной ориентации 99К и 100К. Впервые на орбитальном корабле устанавливалась гироскопическая стабилизированная платформа. Головным по разработке системы управления облетом Луны был определен НИИАП.

По инициативе Н.А. Пилюгина была впервые использована для целей навигации и управления двигательными установками бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) "Аргон-11", разработанная С.А. Крутовских в Научном институте цифровой электронной вычислительной техники (НИЦЭВТ) первоначально для самолетов. На коллективы отделов моего комплекса, подчиненные Б.В. Раушенбаху, И.Е. Юрасову и В.А. Калашникову, возлагалась разработка систем ориентации и навигации по оптическим датчикам, созданным НПО "Геофизика", систем управления бортовым комплексом, систем аварийного спасения и антенно-фидерных систем, а для беспилотных полетов - систем аварийного подрыва. Управленцы ОКБ-1, НИИАПа и НИИ-885 вложили в проект опыт, полученный при создании "Востоков", "Восходов", "Марсов", "Венер" и многочисленных "Лун". Фактически создавалась большая ракетно-космическая система с принципиально новой системой управления. Кроме системы управления в процессе летных испытаний был отработан блок "Д" - четвертая ступень УР- 500К. Этот разгонный блок в дальнейшем оказался необходим для других программ и был принят на вооружение. Однако после полета корабля "Аполлон-8" пилотируемый облет Луны терял смысл, и дальнейшие работы по Л1 были прекращены. пилотируемого облета Луны. Однако разработки были принципиально новыми и получили развитие в последующих космических программах.

Ссылки:

  • ОКБ-1 - ЦКБЭМ - НПО "ЭНЕРГИЯ" - РКК "Энергия" им. С.П.Королева
  • Проектирование орбитального корабля "Союз"
  • Сроки облета Луны становятся нереальными из-за аварии "Востока"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»