В 1919 поступил в Европейскую театральную студию в Петрограде, на основе
которой был создан Московский европейский камерный театр (с 1925 Московский
государственный европейский театр - ГОСЕТ). Был актёром, режиссёром, а с
1929 художественным руководителем этого театра. Сценические образы,
созданные М., отличались философской глубиной, страстным гражданским
темпераментом, остротой и монументальностью формы. Мастер жеста и слова, М.
обладал выразительной, почти скульптурной пластичностью. Выступая
первоначально в ролях бытовых и комических персонажей, М. передавал их
чувство собственного достоинства, стремление духовно подняться над убогими
условиями окружающей жизни (Вениамин III - "Путешествие Вениамина III"
Менделе Мойхер-Сфорима и др.). Трагедийный талант М. наиболее полно
раскрылся в ролях Короля Лира ("Король Лир" Шекспира, 1935) и
Тевье-молочника ("Тевье-молочник" Шолом Алейхема, 1938).
Лучшая режиссёрская работа М. - созданный по мотивам европейского
музыкального фольклора спектакль "Фрейлехс" (1945; Государственная премия
СССР, 1946), отличавшийся остротой идейного замысла, импровизационной
виртуозностью. В статьях и лекциях М. пропагандировал театр глубокой
философской мысли, яркой и смелой образности. Вёл преподавательскую работу
в училище при Московском европейском театре (с 1941 профессор). Награжден
орденом Ленина.
Соч.: Статьи. Беседы. Речи. Воспоминания о Михоэлсе, 2 изд., М., 1965.
Лит.: Гринвальд Я. Б., Михоэлс, М., 1948.
Источник Лунгина
Л.З.
Во время войны по инициативе Сталина был создан так называемый
Еврейский антифашистский комитет
. Там объединили известных писателей и ученых-евреев с целью укрепить связи
с международным сообществом, в частности с американскими евреями, которые
могли оказать Советскому Союзу финансовую помощь в войне. Одним из самых
активных деятелей в этом комитете был Соломон Михоэлс, директор Московского
еврейского театра, один из крупнейших наших актеров. Говорили, что Сталин
не раз его к себе приглашал, чтобы он играл перед ним короля Лира, и всегда
хвалил, благодарил за игру. Михоэлса послали в США собирать средства, с чем
он очень успешно справился.
Перед самым Новым годом в декабре сорок седьмого несколько десятков
писателей и других представителей интеллигенции, в большинстве - члены
Еврейского антифашистского комитета и люди из ближайшего окружения
Михоэлса, были арестованы. А через три недели мы узнали из газет, что
Михоэлс попал под машину в Минске и погиб. Никто из нас, из тех, с кем я
общалась, в эту версию не поверил. Правда открылась только спустя годы.
Михоэлс был
убит КГБ
13 
января 1948 г. по приказу Сталина. На рассвете обнаружили
тело, раздавленное машиной и с раскроенным черепом. Светлана Аллилуева,
дочь Сталина, рассказывает в мемуарах, что слышала, как отец по телефону
говорил об убийстве и приказывал представить эту смерть как несчастный
случай.
Тело доставили в Москву, похороны устроили почти на правительственном
уровне, церемония проходила там, где был театр Михоэлса, у Никитских
ворот.
См. Михоэлс
был убит