Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Раневская Фаина Георгиевна (Фельдман, 1896 - 1984)

См. в Википедии Раневская, Фаина Георгиевна

Источник - Википедия

Раневская, Фаина Георгиевна (Григорьевна) (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман; 15 (27) августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва) — советская актриса театра и кино. Современными журналистами часто именуется «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана». В сознании российского общества Раневскую, наверное, чаще всего связывают со множеством её изречений, большинство из которых стали крылатыми.
Один из биографов Фаины Георгиевны Матвей Гейзер писал: "Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: «Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“»".
Зрители и режиссёры заприметили актрису уже после её первой роли в кино — госпожи Луазо в немой драме Михаила Ромма «Пышка» (1934). В кино она играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». Тем не менее, на киноэкране Раневская перевоплощалась в немалое количество персонажей: она была, помимо многих прочих, вспыльчивой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947), злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947). Примечательным низким голосом Раневской говорит «домомучительница» Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).
Почти четверть века Фаина Георгиевна проработала в Театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»).
Итогом 60-летней актёрской карьеры Раневской стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино. Актриса была удостоена звания Народной артистки СССР (1961) и трёх Сталинских премий (в 1949 и дважды в 1951 году).
Фаина Георгиевна скончалась 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии.
В родном Таганроге её именем названа улица, ей установлен памятник, на доме, в котором она родилась, помещена мемориальная доска.
В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века

Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба — шлюха».
Фаина Раневская 

Фаина Раневская (урожденная Фельдман) родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Родители — уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирш Хаимович Фельдман (1863—?) и уроженка Лепеля Витебской губернии Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957) — поженились 26 декабря 1889 года. Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла. На момент рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай». В 1898 году семья переселилась в заново отстроенный по заказу отца дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову.

Обучалась Фаина в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не окончив её. В то же время она получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам. Театром Фаина увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).
В 1915 году Раневская уехала в Москву. Она жила в комнатке на Большой Никитской. В эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, впервые встретилась с В. И. Качаловым. Судя по её воспоминаниям, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.
Родители и брат Раневской в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.
Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась: к новой труппе публика не проявила большого интереса.
Однажды, будучи на прогулке на гору Митридат с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской, она решила заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Фаина Георгиевна вспоминает :
Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
— Денег жаль, зато как красиво они улетают!
— Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…
Так и не окончив частную театральную школу, Раневская стала играть во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье (Малаховский дачный театр) (1915)), Керчь, Феодосия (1915—1916), Ростов-на-Дону (1916—1917), Передвижной «Первый советский театр» (1918—1924), Бакинский рабочий театр (1925—1927 и 1929—1931), Архангельский драматический театр (1927), Смоленский драматический театр (1927—1928),Сталинградский драматический театр (1928—1929), а затем в московских, включая Театр Московского отдела народного образования (1924), Камерный театр (1931—1935), Центральный театр Красной Армии (1935—1939), Театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943—1949), Театр им. А. С. Пушкина (1955—1963), Театр им. Моссовета (1949—1955 и 1963—1984).
Её главным учителем была Павла Леонтьевна Вульф.
Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах). Конфликты порождались несходством их творческих методов: решение ролей, предлагавшееся Раневской, было органично, скорее, театру брехтовского типа.
Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности и кроется, по-видимому, секрет её популярности, ставшей независимой от сценической известности. Своеобразный стиль речи и поведения Раневской отразился в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали их ёмкость и образность, равно как и отсутствие у актрисы внутренней цензуры, свобода её суждений (напр., в виде присутствия «сниженной» лексики). Стилистическое чутьё позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.

Актриса любила читать Пушкина. По её воспоминаниям, «у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть — Пушкин».
В кино она дебютировала в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». В 1939—1941 гг. — актриса киностудии «Мосфильм», в 1941—1943 гг. — актриса Ташкентской киностудии. Член Союза кинематографистов СССР.
Фаина Георгиевна мечтала сыграть у Эйзенштейна, и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный», однако все-таки её не пропустили. Роль получила Серафима Бирман. Раневская объяснила это «пятым пунктом в паспорте»: у Бирман в этом пункте стояло «молдаванка»
Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, когда с присущим ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (запись датирована 14 января 1948 года).
Раневская принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»).
Незадолго до смерти Фаина Георгиевна с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: „Умерла от отвращения“».
Фаина Георгиевна Раневская скончалась 19 июля 1984 года на 88-м году жизни (по другим источникам — 20 июля).
Единственным существом, скрашивавшим её одиночество, был пёс Мальчик, подобранная ею на улице дворняжка.
Похоронена актриса в Москве на Новом Донском кладбище, там же, где похоронена её сестра Изабелла (участок № 4). На могиле круглый год можно видеть живые цветы от её почитателей. На надгробии актрисе установлена фигурка её любимого Мальчика.

Семья
Отец — Гирш Хаимович Фельдман (1863—?), купец 1-й гильдии, владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы Симановича на Александровской улице и парохода «Святой Николай», впоследствии крупный мануфактурщик, староста Таганрогской хоральной синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912—1917), почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии. 
Мать — Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957).
Братья — Яков, Рудольф и Лазарь (1897—1900);
Сестра — Изабелла (Белла) Фельдман (в замужестве Аплеен, 1892—1964).

Фильмография
1934 — Пышка — госпожа Луазо
1937 — Дума про казака Голоту — попадья
1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного
1939 — Подкидыш — Ляля
1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии
1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
1941 — Мечта — Роза Скороход
1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
1942 — Александр Пархоменко — тапёрша
1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тётушка Адель
1943 — Родные берега (новелла «Три гвардейца») — Софья Ивановна, директор музея
1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна, мать невесты
1945 — Небесный тихоход — профессор медицины
1945 — Слон и верёвочка — бабушка
1947 — Весна — Маргарита Львовна, экономка
1947 — Золушка — мачеха
1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
1949 — У них есть Родина — фрау Вурст
1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская
1960 — Осторожно, бабушка! — бабушка
1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина
1963 — Так и будет (телеспектакль)
1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, «королева Марго», спекулянтка
1965 — Первый посетитель — старая дама
1966 — Сегодня — новый аттракцион — Ада Константиновна Бранд, директор цирка
1978 — Дальше — тишина… (фильм-спектакль) — Люси Купер
1980 — Комедия давно минувших дней — использованы архивные кадры

Киножурнал «Фитиль»
1964 — Фитиль № 25. Сюжет «Карты не врут» — гадалка
1964 — Фитиль № 33. Сюжет «Не поеду» — гражданка Пискунова

Озвучивание мультфильмов
1943 — Сказка о царе Салтане — сватья баба Бабариха
1970 — Карлсон вернулся — фрёкен Бок

Роли в театре
«Летний театр», Малаховка
1915 — «Тот, кто получает пощёчину» Л. Андреева, постановка Иллариона Певцова — роль без слов


«Первый советский театр» в Крыму (1920—1924)
«Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
«Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
«Чайка» А. Чехова — Маша
«Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
«Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
«Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
«Волки и овцы» А. Островского — Анфиса Тихоновна
«Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
«Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
«На дне» М. Горького — Настя
«Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова
«Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
«Роман» Э. Шелтон — Кавалини


Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925—1937)
«Коварство и любовь» (Ф. Шиллер) — Леди Мильфорд
«Бесприданница» (А. Н. Островский) — тётка Карандышева
«Дворянское гнездо» (И. С. Тургенев) — Лаврецкая
«Живой труп» (Л. Н. Толстой) — Маша
«Свадьба» (А. П. Чехов) — Змеюкина
«Юбилей» (А. П. Чехов) — Мерчуткина
«Гамлет» (В. Шекспир) — Королева
«Ярость» (Е. Г. Яновский) — Председатель колхоза
«Чудак» (А. Н. Афиногенов) — Трощина
«Любовь Яровая» (К. А. Тренёв) — Дунька
«Чудеса в решете» (А. Н. Толстой) — Марго


Камерный театр
1931 — «Патетическая соната» Н. Кулиша; постановка Александра Таирова —Зинка, проститутка


Центральный театр Красной Армии (1935—1939)
1935 — «Чужой ребёнок» В. Шкваркина — мать
1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
1936 — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Елизавета Телешева — Васса
1936 — «Слава» В. Гусева — мать
«Беззащитное существо» А. Чехова — Щукина


Театра драмы (1943—1949)
1943 — «Молодая гвардия» A. Фадеева; реж. Николай Охлопков — бабушка Олега Кошевого
1945 — «Лисички» Л. Хелман — Берди
1946 — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
1949 — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева


Театр имени Моссовета (1949—1955, 1963—1984)
1949 — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
1950 — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
1951 — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
1953 — «Рассказы о Турции» (Н. Хикмета) — старуха Фатьма Нурхан
1954 — «Сомов и другие» (А. М. Горького) — Анна Сомова
1964 — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
1966 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика — миссис Этель Сэвидж
1969 — «Дальше — тишина» Вина Дельмара; постановка Анатолия Эфроса — Люси Купер
1973 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
1980 — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского; постановка Сергея Юрского — Филицата


Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963)
1956 — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
1958 — «Деревья умирают стоя» А. Касона — бабушка
1960 — «Мракобесы» А. Н. Толстой — Прасковья Алексеевна


Награды
1937 — Заслуженная артистка РСФСР
1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1947 — Орден «Знак Почёта»
1947 — Народная артистка РСФСР
1948 — Медаль «В память 800-летия Москвы»
1949 — Сталинская премия второй степени за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» Александра Штейна
1950, 1967 — Орден Трудового Красного Знамени
1951 — Сталинская премия второй степени за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» Анатолия Сурова
1951 — Сталинская премия третьей степени за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»
1961 — Народная артистка СССР
1976 — Орден Ленина
В честь Ф. Г. Раневской назван астероид (6821) Ranevskaya, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 29 сентября 1986 г.

Интересные факты
Авторство крылатой фразы из фильма «Подкидыш» «Муля, не нервируй меня!» оспаривает каждая из причастных к ней женщин. В эфире «Кинопанорамы» 1964 года Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендует Рина Зелёная, будучи соавтором сценария фильма
Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала Раневскую. Так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Леонид Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я Вас очень люблю».
Фаина Георгиевна была достаточно самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».
Раневская очень не хотела, чтобы ей предложили сотрудничать с КГБ. В то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричит во сне. Тогда предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» — воскликнула Раневская. О том, слукавила ли она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.
В мультфильме «Карлсон вернулся», в котором Раневская озвучивала фрекен Бок, есть две аллюзии на фильм «Весна», в котором Раневская играла экономку главной героини. Первая — эпизод перед зеркалом: «Я сошла с ума, какая досада…» (в фильме «Весна» — сцена на лестнице: «Ничего особенного, я сошла с ума.»). Вторая — последний эпизод, после того, как Карлсон улетел: «Милый, милый…» (в фильме «Весна» — в прихожей, глядя на портрет возлюбленного: «Милый, милый…»).

Ссылки:

  • Михаил Ардов: Ахматова говорила...
  • Михаил Ардов: Ахматова и Ф. Раневская
  • Шкловский в эвакуации
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»