Братья С. Ф. и Ф. Ф. Ольденбурги
Дата рождения:
26 сентября (14 сентября) 1863
Место рождения:
село Бянкино, ныне Нерчинского района Читинская область
Дата смерти:
28 февраля 1934 (70 лет)
Место смерти:
Санкт-Петербург
Гражданство:
Российская империя СССР
Партия:
Конституционно-демократическая партия
Серге́й Фёдорович Ольденбу́рг (14 сентября (26 сентября) 1863,
село Бянкино, ныне Нерчинского района Читинской области — 28 февраля 1934,
Ленинград) — русский и советский востоковед, один из основателей русской
индологической школы, академик РАН (1908), непременный секретарь Академии
наук в 1904—1929. Министр народного просвещения Временного правительства
(1917). Был знаком со старшим братом Ленина
Александром, с самим
Владимиром Ильичом был знаком с 1891
года.
Семья
Происходил из старинного мекленбургского дворянского рода, представители
которого переселились в Россию при Петре I.
Дед — Федор
Федорович Ольденбург, генерал от инфантерии.
Отец — Фёдор Фёдорович Ольденбург,
полковник лейб-гвардии Московского полка, с 1856 служил в Забайкальском
казачьем войске, командовал полком. В 1867 вышел в отставку в чине
генерал-майора, уехал с семьёй за границу, был вольнослушателем
Гейдельбергского университета. Был поклонником идей Ж. Ж. Руссо. Умер в
1877.
Мать — Надежда Фёдоровна, урождённая
Берг, дочь офицера, выпускница, а затем преподавательница французского
языка Смольного института.
Брат — Фёдор Фёдорович (1862—1914) —
педагог и общественный деятель
По воспоминаниям академика Ф. И. Щербатского,
происходя из семьи высококультурной и очень зажиточной, С. Ф., тем не
менее, с ранних лет был приучен к тяжёлому труду и скромной жизненной
обстановке. Все свободные средства родителей были обращены на обучение
детей, на дарование им наилучшего по тому времени образования.
Жена. Первая — Александра Павловна,
урождённая Тимофеева, выпускница математического отделения
Педагогических курсов. Умерла в 1891.
Вторая — Елена Григорьевна, урождённая
Клеменц, в первом браке Головачёва (1875—1955) — работала учительницей
в Чите. Стала женой С. Ф. Ольденбурга в 1923.
Сын — Сергей Сергеевич (1888—1940) — историк, профессор и журналист.
Монархист. Участник Белого движения на Юге России. Жил в эмиграции во
Франции. Автор капитального исторического исследования «Царствование
Императора Николая II».
Внучка — Зоя Сергеевна Ольденбург (1916—2003) — писательница, автор книг о
крестовых походах, катарах и альбигойцах.
Образование
Окончил первую Варшавскую гимназию (1881; с золотой медалью),
санскритско-персидский разряд факультета восточных языков
Санкт-Петербургского университета (1885;
тема кандидатской работы: «Очерк фонетики и морфологии пракритского наречия
Magadhi»). Магистр санскритской словесности (1895; тема диссертации:
«Буддийские легенды. Часть I. Bhadrakalpavadana Jatakamala»).
Член возникшего в середине 80-х годах
кружка («Братства»), объединившего молодых интеллектуалов, получавших
образование в Петербургском университете (среди них были также В. И.
Вернадский, Д. И. Шаховской, А. А. Корнилов, И. М. Гревс). В 1887—1889
работал в библиотеках Парижа, Лондона и Кембриджа, главным образом, над
буддийскими рукописями. Научно-педагогическая деятельность
С 1889 — приват-доцент факультета восточных языков Санкт-Петербургского
университета, также преподавал санскрит на историко-филологическом
факультете. С 1 января 1897 — профессор. В 1899 покинул университет в знак
солидарности с уволенными оппозиционно настроенными преподавателями.
Основная тематика его научных трудов — религия, поэзия и искусство,
древности и история Индии, персидская и западные литературы, вопросы
этнографии и истории востоковедения. В области сравнительной истории
литературы, он исследовал главным образом влияние восточных литератур на
средневековую европейскую. Магистерская диссертация С. Ф. Ольденбурга
посвящена санскритским джатакам — рассказам о перерождениях Будды,
представляющим собой огромный свод сказочного фольклора. Изучал
трансформацию буддийских учений при их взаимодействии с народной средой.
Считал, что
буддийские легенды при постоянном сравнении их с буддийскими догматами ясно
покажут нам, как буддизм, попытавшись вступить в борьбу с брахманской
церковностью и обрядностью, весьма быстро перешёл к тому, против чего он
боролся, то есть создал церковь, которая неминуемо связала его с
обрядностью.
В 1897 основал международную серию «Bibliotheca buddhica. Собрание
оригинальных и переводных буддийских текстов», выходившую до 1937(1960). До
своей кончины редактировал это издание, в рамках которого вышло 30 томов в
более чем 100 выпусках. В рамках серии были опубликованы тексты,
принадлежащие к традиции «северного буддизма», на санскрите, китайском,
тибетском и монгольском языках с введениями и научным аппаратом
преимущественно на английском, французском и немецком языках.
Из воспоминаний И. Д. Хлопиной, жившей в начале 20-х гг.
в семье С. Ф. Ольденбурга
Он считался не только лучшим санскритологом, но и лучшим знатоком буддизма.
Мы были уверены, что он буддист. Буддисты Тибета почитали его за
бодхисаттву, ездили к нему на поклонение привозили ему ароматические
курительные свечи и голубые шали из шёлка-сырца, лёгкие как одуванчики и
цеплявшиеся за пальцы; привозили ему рис, он ел его каждый день. Он
покровительствовал буддийскому храму, что в Старой Деревне...
[править]Работа в Академии наук до 1917
С 5 (17) февраля 1900 — адъюнкт по литературе и истории азиатских народов
Императорской Академии наук, с 19 апреля (2 мая) 1903 — экстраординарный
академик, с 1 (14) ноября 1908 — ординарный академик. В 1904—1929 —
непременный секретарь Академии наук.
В 1909—1910 и 1914—1915 руководил археологическими экспедициями в Восточный
Туркестан, в ходе которых были найдены и описаны многочисленные памятники
древней буддийской культуры. При этом предметы, нуждавшиеся в спасении и
реставрации, были перевезены в Петербург, где пополнили коллекции Эрмитажа
и Азиатского музея (затем — Института востоковедения). Был инициатором ряда
русских научных экспедиций в Центральную Азию и Тибет, являлся
председателем этнографического отделения Императорского Русского
географического общества, секретарём Восточного отделения Русского
археологического общества. С 1916 был директором Азиатского музея.
Либеральный политик
Был членом
Конституционно-демократической партии
(Партии народной свободы). В 1912—1917 — член Государственного совета
по выборам от Академии Наук и университета, был одним из левых членов этой
весьма консервативной законодательной палаты. С 1915 — член Особого
совещания по обороне государства.
В июле — августе 1917 — министр народного просвещения Временного
правительства. Под его руководством обсуждались проекты организации
франко-русского института с техническим уклоном и обучением на французском
языке и об образовании Украинской Академии наук в Киеве.
Деятельность при советской власти
Первоначально резко негативно воспринял приход к власти большевиков, но уже
с 1918 начал активно сотрудничать с советской властью. По мнению биографа
С. Ф. Ольденбурга Б. С. Кагановича, суть его позиции можно сформулировать
так: «Лояльность к советской власти и участие в ряде ее экономических и
культурных программ с сохранением автономии и внутренней независимости
Академии». По словам народного комиссара просвещения А. В. Луначарского,
Ольденбург оказался «одним из самых крепких и самых нужных звеньев между
советской властью и крупнейшей мировой и нашей интеллигенцией и сыграл в
этом отношении выдающуюся роль».
В сентябре 1919 был арестован,
спустя примерно три недели освобождён. Литературовед Е. П. Казанович
записала в своём дневнике, что «у него после освобождения была походка
человека, на двадцать лет состарившегося и разбитого».
Близкий друг Ольденбурга, историк и литературовед Д. И. Шаховской дал такую
характеристику как его личности, так и деятельности при советской
власти:
Сергей был прежде всего человеком реального дела, непреклонным служителем
долга, ценящим результаты и подлинное дело. При этом в нём было много
самоуверенности, и при постоянном вращении в среде, стоящей гораздо ниже
его, это вылилось в какое-то самомнение, а огромные задачи, им на себя
принятые и им с удивительным умением проводившиеся, всецело поглотили все
его душевные силы и сделали его рабом принятого на себя тяжёлого
ответственного служения.
Фактически руководя деятельностью
Академии наук до 1929, способствовал её сохранению, созданию условий
для проведения научных исследований, неоднократно добивался освобождения
или облегчения участи арестованных учёных.
Организатор юбилейных торжеств по случаю 200-летия
Академии наук в 1925.
Заслуги Ольденбурга получили международное признание — в 1920-е годы он был
избран членом-корреспондентом Прусской академии наук, Геттингенской
Академии наук, почётным членом Королевского Азиатского общества
Великобритании, Парижского Азиатского общества, почётным доктором
Эбердинского университета в Глазго и Археологического института Индии.
В 1928 отношения между советской властью и Академией наук стали быстро
ухудшаться, что свидетельствовало о скором конце системы компромиссов, на
которой основывалась административная деятельность Ольденбурга. В январе
1929 академики демонстративно провалили трёх кандидатов-коммунистов,
баллотировавшихся в состав АН, но уже в феврале, в условиях сильнейшего
давления, они были вынуждены пересмотреть своё решение. Начало так
называемого «Академического дела»
осенью 1929 (оно было связано с обвинениями в адрес сотрудников Академии в
сокрытии важных документов политического характера, в том числе акта об
отречении Николая II, архивов ЦК партий кадетов и эсеров) привело к
смещению Ольденбурга с поста непременного секретаря Академии в конце
октября 1929. После этого органы советской власти установили полный
контроль над Академией, многие сотрудники которой были подвергнуты
репрессиям.
В 1930—1934 — директор Института востоковедения АН СССР, созданного на базе
Азиатского музея, Коллегии востоковедов, Института буддийской культуры и
Туркологического кабинета.
Каганович Б. С. Сергей Фёдорович Ольденбург. Опыт биографии. СПб,
2006.
Труды
Буддийские легенды. Часть I. Bhadrakalpavadana Jatakamala. СПб., 1894.
О персидской прозаической версии «Книги Синдбада»: Из сборника статей
учеников проф. В. Р. Розена. СПб., 1897.
Буддийское искусство в Индии. СПб., 1901. (Известия Императорской академии
наук; февраль. Т. 14. № 2).
Европа в сумерках на пожарище войны. Впечатления от поездки в Германию,
Англию и Францию летом 1923 г. Пг., 1924.
Культура Индии. М., 1991.
Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: пять лекций по буддизму М., 2010.
Агни
Письма С. Ф. Ольденбурга
Примечания
Андреев А. И. Буддийская святыня Петрограда. Улан-Удэ, 1992. С.
34
Ссылки
Профиль Сергея Фёдоровича Ольденбурга на официальном сайте РАН
Сочинения С. Ф. Ольденбурга на сайте Lib.ru: Классика
Биография на сайте mirslovarei.com
Биография на сайте hrono.ru
Биография на сайте ihst.ru
Биография на сайте vivovoco.rsl.ru
Б. С. Каганович. «Начало трагедии»
Ревекка Фрумкина. Непременный секретарь
Ольденбург Сергей Федорович// Дельфис №31(3,2002)
Предшественник:
Александр Аполлонович Мануйлов Министр народного просвещения России
1917 Преемник:
Сергей Сергеевич Салазкин
Предшественник:
Николай Фёдорович Дубровин Непременный секретарь Российской академии
наук
1904—1929 Преемник: Владимир Леонтьевич Комаров
Жизнь Ольденбурга еще малоизвестна, выходившие воспоминания в силу понятных
причин совершенно искажены. А жизнь его по-своему невероятна.
Потомок древнейшего рыцарского рода, он родился в далеком военном гарнизоне
в Забайкалье. Очень интересовался своими немецкими предками и мечтал быть
военным, как его
отец
.
Обо всем этом Сергей Федорович писал в автобиографии, в том числе и о том
переломном моменте в жизни, когда гимназистом прочел о Тибете и древних
рукописях. В сущности, он и стал рыцарем одной прекрасной мечты.
Путешествие на Тибет
, о котором мечтал с юности, создание
Азиатского музея
и
Института востоковедения
- его главные подвиги. Рыцарски верным остался он идеалам молодости. В
воспоминаниях
"Юношеские годы"
писал: "А волновавшие нас сильно сложные вопросы представлялись не в
виде участия в немедленном переустройстве всех экономических отношений, а в
виде этических вопросов, требующих в первую голову внутренней работы над
всем складом своей жизни"
17-22
. Типично христианское преобразование всех жизненных проблем: начать с
личностного переустройства. Собственная вина - собственная
ответственность. Не она ли подвигла его на
спасение академии
, на
компромисс с большевиками
? История еще отдаст должное тому самоотвержению, с которым он взвалил на
себя роль "китайского мандарина при Чингисхане", спасая ученых и
их семьи и тем самым - науку в стране. Глубоко драматическая, в
сущности, жизнь. Смерть первой, глубоко любимой жены
Шурочки
потрясла и наложила тяжелую печать на весь его душевный склад. Он очень
рано начал "окукливаться", знал это и старался пробить стену
одиночества, которая вырастает вокруг старого человека, вел никому не
видную борьбу. Шаховской вспоминал в письме Гревсу в марте 1934 года, как
Ольденбург на похоронах академика Лаппо-Данилевского в ответ на чье-то
восклицание: "Вот и все кончилось!" - "живо и с
протестующим тоном, как бы с вызовом сказал: "Ничего в жизни не
кончается!". <...> Он думал о том, что всякое дело человеческое,
совершенное на земле, имеет свои последствия, - и при этом выражал
надежду, и пожелание, и веру, что дело
Александра Сергеевича (Лаппо-Данилевского
. - Г. А.) будет иметь и сознательных преемников, которые соединят
продолжение его дела с сознательным отношением к его личности. Я, во всяком
случае, именно так смотрю на дело. Для меня личное бессмертие не
осмысливает жизнь, а лишает ее истинного смысла, чего-то завершенного, один
раз свершающегося в неповторимой своей полноте и этим самым своим
однократным актом пребывающего вечно"
18-22
. Так ли он истолковал слова друга, но то, что их метафизические взгляды
частично перекрывались, не вызывает сомнения. Вернадский не пошел на
похороны. Чувствовал себя плохо, болел и был не в силах видеть все это.
Сама
академия
и Ольденбург в его сознании не отделимы. Целые четверть века, наполненные
трагическими и драматическими событиями, вел корабль русской науки Сергей
Федорович. Благодаря ему академия пережила войны и революции. И теперь с
его смертью этот корабль, швартовавшийся у стрелки Васильевского острова,
будто отплыл в прошлое, как огромный пласт минувшей жизни. Закончился
петербургский период Академии наук. По какому-то совпадению
в 1933 году правительство приняло решение о переводе Академии в Москву
, чтобы приблизить к себе и окончательно лишить признаков оппозиционности.