|
|||
|
Окончание университета, поиски "дела", образование Братства, Фрей
Шел 1886 год. Все они окончили университет, но не покинули его, за исключением Дмитрия . Несмотря на большие способности в изучении языков и предложение остаться в университете, он посчитал, что больше пользы принесет в работе для народа. К нему обратился видный земский деятель Федор Измайлович Родичев и просил возглавить народное просвещение в одном уезде, а именно Весьегонском уезде Тверской губернии . Шаховской с энтузиазмом согласился и уехал в свою "Весьегонию", как стал именовать свой край в письмах. Остальные все еще были связаны с университетом. Кто уже служил, как Вернадский, кто, как Федор Ольденбург, писал кандидатское сочинение. Продолжали встречаться, в основном на квартире у Сергея Ольденбурга , который недавно женился на Александре Павловне Тимофеевой , или Шурочке, как все ее называли. Она с энтузиазмом разделила общие интересы друзей мужа. Соседом по дому молодых супругов оказался молодой же университетский преподаватель истории Иван Михайлович Гревс . Он с женой Марией тоже присоединился к участникам вечеров у Ольденбургов, к беседам, спорам и поискам нравственных истин. И вот однажды в гостиной у известной деятельницы Александры Калмыковой им встретился необычный человек, под влиянием которого завершилась кристаллизация их кружка. Они осознали, чего же хотят на самом деле. Приехал он из Лондона, и звали его Вильям Фрей . Под этим именем и известен в летописях идейных движений. На самом же деле то был псевдоним, а звали искателя истины Владимир Константинович Гейнс . Происходил он из тех иностранцев, которые, как предки Ольденбурга и Гревса, появились на русской службе при Петре. Сначала шел проторенной военной дорогой. В 24 года блестяще окончил Академию Генштаба и оставлен преподавать геодезию. Ясно, что ждала его хорошая военно-научная карьера. Но, как не раз бывало в России, поиск истинного пути увлек молодого человека, и он резко переменил свою жизнь, приведя ее в соответствие со своими убеждениями. Сначала примкнул к народникам . Цели их как будто бы и разделял, но вот средства и методы его отвращали. Прямой, честный и открытый, он не мог смириться с необходимостью заговоров и конспирации и вообще революционное переустройство общества отвергал. Для него важнее самосовершенствование, раньше Толстого он пришел к необходимости опрощения жизни . С компанией таких же идеалистов, хотевших устроить коммунистический быт, он уехал в Америку, чтобы там основать земледельческую коммуну . Тогда, чтобы не компрометировать родных, оставшихся в России, Владимир Гейнс и переменил имя, назвавшись Вильямом Фреем. Нет нужды говорить, что из общинной жизни ничего не вышло. Несчастья личные и житейские преследовали Вильяма Фрея. Но дух его укреплялся, он не растерял веры в людей и идеалы. Он уходит в религию и становится последователем религии человечества Огюста Конта , согласно которой Божество - это совокупное человечество, как совершенное, всезнающее и всемогущее Существо. С целью распространения своих взглядов Вильям Фрей приехал в Россию. Здесь увидел "Исповедь" Толстого . Читал ее, как сам писал, с трепетом узнавания своих мыслей и с "душевным содроганием". Фрей поехал в Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Толстым. "Не отчаяние и не философия спасут наше общество, - писал он Льву Николаевичу, - а новый прилив любви и терпимости, вызванный новою религиею, более соответствующей нашему развитию" 9 . Переписку Толстого и Фрея, весьма интересную по притяжениям и отталкиваниям двух искателей нравственного смысла жизни, петербургские студенты тоже опубликовали. "Во имя Человечества - любовь наш принцип, Порядок - основание и Прогресс - цель нашей деятельности. Жить для других, жить открыто", - убеждал Фрей своего корреспондента 10-3 . Но тщетно. Толстой принял самого Фрея, называл его честным, искренним, очень знающим, но не новую религию: такого образа, как человечество, нет, и любить то, чего нет, нельзя. Выдуманная религия. По пути из Ясной Поляны назад в Англию Фрей остановился у знакомых и встретился здесь с "приютинцами". Необыкновенный и своеобразный человек покорил их. Не столько религией, сколько обаянием своей чистой личности. Они впервые встретили человека целостного, так органически соединившего слово и дело. Не книжным знанием доказывал он свою правоту, а самой жизнью, материалом своей судьбы - самым сильным доказательством (восходящей к евангельской модели). Его идеи составляли одно целое с поступком. Вильям Фрей как бы сказал им последнее слово, которого так не хватало для уяснения своих мыслей и образования новой общности. Они решили назвать свой союз высоким именем братства. Уже не дружеский кружок, а нечто подобное религиозному средневековому ордену. Вильям Фрей только через два года, на пороге смерти, узнал, какой отклик вызвала его проповедь. Он умирал в Лондоне, нищий и одинокий, когда его посетил Сергей Ольденбург и привез большое письмо Дмитрия Шаховского. Узнав о братстве, Фрей сказал, что это самый счастливый день в его жизни. Его духовные усилия не пропали даром. Учредившие братство Ольденбурги, Гревсы, Вернадский сообщили о нем уехавшим друзьям, Шаховскому в "Весьегонию" и Корнилову в Варшаву. Те откликнулись горячим одобрением. С особенным энтузиазмом воспринял идею братства Шаховской . Дмитрий прислал "эпохальное" письмо на сорока страницах. Оно называлось "Что нам делать и как нам жить?". В основание общего воззрения Шаховской взял отрицательные аксиомы: I. Так жить нельзя. II. Все мы ужасно плохи. III. Без братства мы погибли. Под первой из них он понимал нравственную невозможность для него и, как надеялся, для друзей принять и вступить на революционный путь обновления жизни. "Русская молодежь давно уже чувствует, что так нельзя жить. И под влиянием этого сознания она набросилась на существующую жизнь и хотела ее насильно уничтожить. Она не понимала, что если так жить нельзя , то это прежде всего значит, мне необходимо зажить как-то иначе. Уже не было того, что я называю религиозным чувством - и без того никакая сознательная нравственность невозможна. Я думаю, что революционное движение в России , как такое общее дело лучшей части молодежи, кончилось, и молодежь чувствует, что и так - убивая и стремясь убийством уничтожить теперешнюю жизнь, стремясь в сущности лишь к водворению или уничтожению некоторых временных форм- ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ" 11-3 . Он писал, что теперь нужны не революционные партии, заговоры, дружины и комитеты, устраиваемые для внешней борьбы. Для самосовершенствования нужно братство , как свободное соединение единомышленников. Шаховской вывел важнейшие принципы и правила их братства. Они, по его мнению, просты: 1. Работай как можно больше. 2. Потребляй (на себя) как можно меньше. 3. На чужие беды смотри как на свои. Через много-много лет, вспоминая молодые годы, Шаховской свел все основания их молодых исканий в одно - в нераздельность личного и общественного. Ссылки:
|