Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Друзья Вернадского В.И. по Братству. Шаховской Д.И.

Положение лучше всех, как обычно бывает, понимают друзья. Самый близкий, Шаховской, правда, в Москве. Виделись редко, в основном во время приезда Вернадского в Москву, где они всегда соседи.

Восьмого декабря 1928 года Шаховской, осмысливая опыт братства , писал Гревсу: "А как выходит [братство] "по-европейски"? Fraternit?, Bruderschaft - как это отрицательно отвлеченно и далеко от живой плоти людских отношений! Это какое-то "братолюбие", какое-то свойство, добродетель, принцип, - форма отношений, а не живой организм, облеченный в плоть и кровь, с живыми людьми, составляющими тело - осязаемое и болящее, движущее и других двигающее - и придвигающее человечество к новым каким-то откровениям - не скажу конечным, последним, заключительным, - может быть, напротив, бесконечным, но вечно новым, вносящим по существу все новое, и как-то без остатка забирающее все частицы этого общего тела. И так, согласно русскому значению слова, братство должно было воплотиться и воплотилось" 9-20 . Каждый год в день братства 30 декабря Дмитрий Иванович продолжал будоражить память стариков и ум молодых, прежде всего своих дочерей Анны и Натальи . Его письма поражают неистребимой верой в будущее, когда откроется какое-то необычайное и огромное завтра. Летом 1929 года он совершил небольшое, но замечательное путешествие - в родовое имение князей Щербатовых Рожествено-Васькино, под Серпуховом , в котором когда-то, студентом, он каждое лето отдыхал у своих двух бабушек и из которого они с Федором Ольденбургом отправились в свое пешее идейное путешествие к Толстому . Удивительно, но дом уцелел. Как всегда, склонный видеть тайные знаки, Шаховской приписал его сохранность фундаменту здания, заложенному еще в XVII веке. "Я думаю, - писал он Вернадским, - что вместо далеких "санаториев" вот туда надо бы ехать за здоровьем и обновлением духа. Фундамент XVII века, а просветы всюду в бесконечность: и в небо, и в будущность человечества в живой смене поколений, которую (смену) так здесь легко наблюдать, особенно если к ней подойти краеведчески" 10-20 .

Правда, княжеское гнездо Щербатовых-Шаховских давно захвачено коммунистами, и по старинному замечательному парку бродили и смотрели в голубое небо какие-то швейцарские интернационалисты.

Шаховской в те годы углубился в историю декабристов, увлекся жизнью Чаадаева , своего дальнего родственника. Современный автор книги о Чаадаеве пишет: "Появился исследователь Д. Шаховской, по-видимому, поставивший целью всей своей научной деятельности идейную реабилитацию Чаадаева. Шаховским был собран огромный материал, который должен был лечь в основу готовившегося им многотомного издания сочинений и писем Чаадаева" 11-20 . Действительно, в такого рода исследование можно было уйти целиком, а исследователю в 1932 году, когда вышла первая его статья по новой тематике "Якушкин и Чаадаев" в Трудах Общества политкаторжан, исполнилось 72 года! И в этом возрасте Дмитрий Иванович задумал великое предприятие: издать все "Философические письма". И выполнил его. В 1935 году в сборнике "Литературное наследство" вместе с В. Ф. Асмусом он опубликовал все восемь чаадаевских писем. Публикации, перевод, комментарии принадлежали Дмитрию Ивановичу. Асмус написал предисловие.

Поскольку чаадаевские письма хранились в Пушкинском Доме, Шаховской в те годы должен был часто приезжать в Ленинград. Останавливался всегда у Вернадских. Когда шла в академии чистка, он снова обратился в день братства к старым и молодым, как в прежние времена, разослал циркулярное письмо с призывом написать историю их молодости. Относилось это, по-видимому, к Ольденбургу и Гревсу. Надо сказать, оба вняли призыву. Первый написал мемуары, касавшиеся в основном их незабвенного студенческого Научно-литературного общества , а второй уже имел две части воспоминаний о Федоре Ольденбурге. Поскольку письма Вернадскому нет, можно предположить, что писал Шаховской свой циркуляр в декабре 1930 года из его дома. На этот раз он даже получил от некоторых ответы, в основном с религиозными размышлениями. Его дочери писали, что братство есть, оно называется Христово, церковное, и никакого другого не надо! То был последний всплеск "братских чувств", которые Шаховской смог возбудить.

Ссылки:

  • ВЕРНАДСКИЙ В.И.: "ЖИЗНЬ СТАНОВИТСЯ НЕВЫНОСИМОЙ", 1928-1929 гг
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»