|
|||
|
Вернадский В.И.- товарищ министра просвещения
Всего две недели продолжался побег в Шишаки. В двадцатых числах августа пришла телеграмма от Сергея Федоровича Ольденбурга . Тот сообщал, что назначен министром просвещения в новом составе правительства, и предлагал занять должность товарища министра . Что делать? Как раз сейчас, когда ему так нужно спокойствие, а по-доброму надо бы вообще уйти от всех ненаучных дел и сосредоточиться на рукописи! Его дело - новые горизонты мысли. Они не менее важны, чем текущая на глазах история. Но, с другой стороны, разве не о том они мечтали буквально со студенческих лет, когда думали, что можно изменить общественный строй распространением образования? И вот они с Сергеем - на месте ретроградов Делянова и Шварца . Чего же еще желать? Они победили. К тому же 12 лет в партии тоже многое значили. Нельзя оставлять друзей в трудную минуту. Много позднее в "Хронологии" вспоминал: "не имел мужества отказаться, т.к. сознавал свой долг не оставлять людей, партию в общем деле" 1-11 . Смущала только непрочность положения, если не сказать хуже. Все еще цепляясь за остатки здравого смысла, страна катилась под откос. Есть, правда, обстоятельство, о котором знал он один, о котором давно размышлял. И которое неизменно подтверждалось на практике. Никогда в истории достигнутый однажды уровень образования и распространения знаний не снижался. Могли рушиться государства и города, но знания не шли вспять. И то, что удавалось сделать, не зависело от случайностей всяческой борьбы. Знания - они не от государства. Выехав в Петроград и приняв должность, Вернадский взялся за высшие школы и научные учреждения. "Я столкнулся здесь с чрезвычайной случайностью распределения высших учебных заведений в нашей стране и чрезвычайной редкостью и случайностью больших центров научной работы, не связанных с высшей школой. В короткое время, пока мне пришлось здесь работать, был открыт Пермский университет , подготовлявшийся еще годами до революции. Поднят был вопрос о создании новых академий наук. Я помню, что этот вопрос мы обсуждали вместе с моим старым другом академиком Н. Я. Марром ", - вспоминал в "Хронологии" 2-11 . Глубинные основания реформы образования и научного освоения территории страны Вернадский сформулировал в большой статье, напечатанной в "Русских ведомостях" 22 и 23 июня. Революция не должна привести к распаду России, как единого государства, пишет он. Многие не принимают в расчет, что есть общность более могучая, чем государственность, - научное единство территории. Сохранение единого государства и национальное возрождение не противоречат друг другу, если решаются научным путем. Наука больше всего способствует международному пониманию. Ненасильственно и самым прочным способом она связывает людей и народы. И если ранее, в начале их деятельности, именно частный почин в деле народного образования и науки обеспечивал быструю цивилизацию страны, то теперь, когда строй менялся, государственная организация подхватывает общественную инициативу. Это показала уже война, организация КЕПС , в частности. Теперь он пишет: "Едва ли кто может сомневаться, что возможные достижения научной деятельности и научного творчества человечества превышают в несравненной степени то, что сейчас достигнуто, если только организация научной работы выйдет из рамок личного, частного дела и станет объектом могущественных организаций человечества, делом государственным" 3-11 . Что же удалось им сделать за несколько месяцев? Открыт уже упомянутый университет в Перми (где начал преподавать в сентябре защитивший магистерскую диссертацию Георгий Вернадский ), университет в Ростове-на-Дону , Политехнический институт в Тифлисе . Началась проработка проектов новых академий наук , прежде всего на Украине, в Закавказье и Сибири. В августе подготовлена записка "Об учреждении университетов нового типа и о предоставлении университетам права открывать факультеты и отделения по прикладным наукам". Намечена программа создания учебных заведений нового типа в Иркутске, Ташкенте, Воронеже, Перми, Казани и Одессе. Съезд по демократической реформе системы образования утвержден на ноябрь. Странно, что так много из задуманного осуществилось потом в советское время, но, конечно, с совершенно новым содержанием обучения, под идеологическим диктатом государства, против чего только что предостерегал Вернадский. Но события покатились даже быстрее, чем предполагали обосновавшиеся в своем министерстве "культурники". Разразился Корниловский мятеж , в сущности спровоцированный Керенским . По утверждению Милюкова , уже в конце августа Керенский сдал страну большевикам , больше всего выигравшим от подавления мятежа и быстро прибиравшим к рукам власть. Ольденбург в разгар кризиса ушел в отставку, то же собирался сделать Вернадский. Сохранился черновик его прошения об отставке на бланке Министерства просвещения, помеченный 4 сентября. Однако его отставку не приняли, и министерство, не имевшее большого политического веса, отдали кадетской партии . Вновь назначенный Керенским министром профессор-биохимик Женского медицинского института Сергей Сергеевич Салазкин просил Вернадского остаться. Судьба снова ставила его, как в 1904-1905 годах, в самый центр событий, ибо на этом посту, внезапно приобретшем политическое значение, он встретил известный исторический поворот. Ссылки:
|