Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Кончаловский Андрей: время рождения имеет значение

Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский, известный кинорежиссер, писатель и публицист, плейбой и философ, - необыкновенно интересная и талантливая личность. Он один из немногих русских кинорежиссеров, чье творчество хорошо известно на Западе, его фильмы не раз завоевывали награды на международных кинофестивалях, он сумел стать "нашим человеком в Голливуде ", с которым общались и дружили всемирно известные знаменитости, а известные кинодивы дарили ему свою благосклонность. Он жил и успешно работал в России и на Западе, пожиная не только лавры, но и собирая своими фильмами большие кассовые сборы. Его фильмы, книги и статьи у одних вызывают яростное неприятие, у других восторженное поклонение... Андроном Андрея Михалкова называли в семье, так же звали его друзья, а потом это имя, в основном благодаря СМИ, закрепилось за ним и в обществе. Фамилию Кончаловский он выбрал сам в память о знаменитой ветви своего рода. Как уже было сказано выше, родился старший сын Михалковых в памятном 1937 году. Так что 20 августа 2007 года у него большой юбилей.

"...Замечу, что если б отец мой и мать в аналогичный момент поразмыслили, в каком году они собираются произвести меня на свет, то, не исключаю, от своего намерения бы отказались. В свою очередь и я, если бы знал, что зачинаюсь, и знал, каким будет 1937 год, в котором мне предстоит родиться, и если б к тому же имел возможность выбирать, появляться или не появляться на свет, то, скорее всего, предпочел бы последнее - от ужаса перед грядущим".

Но мать с отцом, которые, безусловно, на эту тему размышляли, сочли год вполне подходящим для рождения своего первенца. Судя по всему, их размышления были более оптимистичными. Да и сам новорожденный узнал о том, каким страшным был год его появления на свет, лишь лет через двадцать после рождения, после приснопамятной речи Хрущева на XX съезде партии.

Во всяком случае, до того периода узнавания исторических то ли реалий, то ли мифов жизнь старшего сына известного детского писателя Страны Советов, орденоносца и лауреата многих государственных премий Сергея Михалкова протекала вполне благополучно и счастливо. Даже война это благополучие поколебала не столь уж сильно, гораздо меньше, чем миллионы других семей.

Сергей Владимирович, несмотря на то, что провел всю войну от начала до конца во фронтовых командировках, часто на передовой, остался жив и даже не был ранен, только контужен. Он, как говорилось выше, был счастливчиком по жизни. Что касается семьи, то она была им вывезена в Алма-Ату .

"Мы живем в "лауреатнике", - пишет о том времени А. Кончаловский в своей книге "Низкие истины". "Помню титан с кипятком в конце коридора. Помню маму , разговаривающую с Эйзенштейном по-английски. Они очень дружили, их связывали воспоминания об Америке и тоска по Америке... На время войны папа стал чужим - я не видел его по полгода. Мама занималась поэтическими переводами, переводила с украинского Михайло Стельмаха , с еврейского - Рубинштейна . Мне кажется, в алма-атинском "лауреатнике" была веселая жизнь. Веселая - от отчаяния войны. Жили сегодняшним днем, скоротечными романами, никто не знал, сколько войне еще длиться, что будет потом..." Скорее всего, ощущения четырех-шестилетнего ребенка не совпадали с ощущениями взрослых людей. Ведь речь идет о 1941-1942 годах, самых тяжелых и трагичных для страны. Но, во всяком случае, вывод о благополучной жизни героя в те страшные военные годы подкреплен им самим. Психологических травм они у Андрона не оставили. После Алма-Аты в 1943-м недолгое время была Уфа , Башкирия, потом, в 1944-м, они вернулись в Москву.

У Михалковых была двухкомнатная квартира в доме * 6 на улице Горького. После войны был построен дом * 8, переселились в него. В этом доме жили лауреаты Сталинских премий . Михалковым там принадлежала уже трехкомнатная квартира на пятом этаже. Правда, и семья увеличилась: кроме родителей, было теперь трое детей (не будем забывать о Катеньке , дочери Натальи Петровны от первого мужа, которую Сергей Владимирович удочерил) и еще няня-испанка, из тех подросших испанских детей, с которыми Михалковы общались в Буграх, у деда Петра Кончаловского, где они проводили каждое лето. В 1924 году П.П. Кончаловский последний раз был в Европе. В Париже у него прошла очень успешная выставка, начали продаваться картины, он мог бы там и работать, и зарабатывать, и выставляться. Но он вернулся в Россию и больше уже никогда не покидал ее, хотя, опять же по воспоминаниям внука, всегда тосковал по Европе. "Почему он вернулся? - спрашивает себя Андрей Сергеевич. - Не знаю. Может, по наивности. Может, потому, что русские художники не очень процветали в Париже. И Коровин, и Ларионов, и Гончарова - никто особенно не благоденствовал, за исключением разве Кандинского и Малевича, да и то с большими оговорками. Может, потому, что начинался НЭП и дед решил, что худшее миновало. Может, потому, что чувствовал: должен быть здесь. Короче, дед был европеец, которому жить было нужно в России".

Да, очевидно, Петру Петровичу как художнику хотелось и надо было бы ездить в Италию, Испанию, Францию, другие страны, но... Но в то время такое желание было неосуществимо, и Кончаловский хорошо это понимал.

Правда, настолько ли сильно он страдал, как думает о том его внук, мы не знаем. Ведь и в России, в Буграх, Кончаловские жили совсем неплохо .

Ссылки:

  • КОНЧАЛОВСКИЙ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ : РЕЖИССЕР, ПИСАТЕЛЬ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»