Лев Кулешов был на восемь лет моложе
Лили
. Несмотря на молодость, он уже много лет занимался кино и считался одним
из тех, кто способствовал революционному развитию
советского кинематографа
в двадцатые годы. Среди его учеников были
Дзига Вертов
("Киноглаз"),
Сергей Эйзенштейн
("Стачка", "Броненосец "Потёмкин") и
Всеволод Пудовкин
("Мать").
Сам Кулешов заявил о себе в 1924 году фильмом по сценарию Асеева
"Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков", где
в одной из ролей снялась его жена. Кулешов был безумно влюблен в Лили. Жена
Хохлова
Лев Кулешов на своем мотоцикле, в люльке которого с удовольствием
катались и Лили и Маяковский. Фото сделано в типичном для Александра
Родченко ракурсе, 1927 г.
(1899—1970) — советский кинорежиссёр, теоретик кино. Народный артист
РСФСР.
Лев Кулешов родился в Тамбове 1 (13) января 1899. В 1914 году окончил
Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Лев Владимирович являлся одним из пионеров советского и мирового
киноискусства, сыграл
большую роль в исследовании специфики киноискусства, в развитии киноязыка,
монтажа,
технологии съёмок. В кино он начал работать как художник с 1916 года.
Руководил документальными съёмками на фронтах Гражданской войны 1918—1920.
Поставил агитфильм «На красном фронте» (1920). В 1919 организовал
учебную мастерскую в Госкиношколе.
Среди его учеников — В. И. Пудовкин,
Б. В. Барнет,
В. М. Георгиев,
М. И. Ромм,
С. П. Комаров, А. С. Хохлова, ставшая его
женой.
К числу наиболее значительных фильмов Кулешова относятся: «Необычайные
приключения
мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926, по рассказу
Дж. Лондона
«Неожиданное»), «Великий утешитель» (1933, по мотивам биографии О.
Генри).
Для фильмов Кулешова характерна напряжённость сюжета, остро очерченный
рисунок ролей,
высокая изобразительная культура.
С 1944 года Лев Кулешов занимался главным образом педагогической
работой
во ВГИКе (профессор с 1939, руководил режиссёрской мастерской).
Кулешов — автор исследований по теории и практике киноискусства, в том
числе знаменитой
книги-учебника «Основы кинорежиссуры» (1941 год), переведённой на многие
языки мира. В ней
четко, наглядно и доступно для начинающих кинематографистов изложена
«азбука практики и
теории режиссёрской работы». Она содержала в себе открытия в области
монтажного
кинематографа, в том числе «эффект Кулешова», считающийся основой основ
языка кино.
Позднее, в 1946 году, ему будет присвоена за эту книгу ученая степень
доктора наук.
С тех пор, практически все кинорежиссёры учились по этой работе,
переизданной во многих
странах в серии «памятники кинематографической мысли». Известны слова
последователей
мастера, выпускников ВГИКа — «Мы делаем картины — Кулешов сделал
кинематографию.»
Последние годы жизни Лев Кулешов и Александра Хохлова провели вместе в
небольшой квартире
в доме на Ленинском проспекте Москвы.
Умер Лев Кулешов в Москве 29 марта 1970 года.