Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ ВИЗИРОВАНИЯ ПРОТИВОРАКЕТЫ И СТАНЦИЯ ПЕРЕДАЧИ КОМАНД

Разрабатывая проект системы, Кисунько решил разместить все три РТНа на полигоне так, чтобы они очень хорошо "видели" цель. Но оказалось, что при этом они не могут "видеть" значительный участок траектории полета противоракеты, и системе понадобилась отдельная станция. Ее назвали РСВПР - радиолокационная станция визирования противоракеты. Кроме этого системе нужна была станция формирования команд для передачи на борт стартовавшей противоракеты. Ее назвали - станция передачи команд. СПК главный конструктор решил разработать силами своего СКБ-30, а РСВПР поручил НИИ-20 Миноборонпрома , переехавшему в 1950 году из Москвы в Кунцево . Главным конструктором РСВПР был назначен начальник лаборатории института Самуил Павлович Рабинович .

В конце 1940-х годов С.П.Рабинович создал станцию СОН-4 . Станция получилась удачной. На базе заложенных в ней принципов и решено было разработать радиолокационную станцию визирования противоракеты, Её аббревиатуру - РСВПР - шутники обычно расшифровывали так: "Рабинович Самуил выводит противоракету". Заместителями Рабиновича ПО станции были В.И. Фролов , Л.К. Нелопко и В.Т. Киселев .

Рассказывает ветеран НИИРП А.К. Нелопко .

"Техническое задание па РСВПР было подготовлено в СКБ-30 и в 1956 голу выдано НИИ-20. Коллектив Рабиновича был молодым. Задача же стояла сложная. РВСПР должна была обеспечивать автоматический захват стартовавшей противоракеты на начальном участке се полета во всем диапазоне возможных отклонений от номинальной траектории и автоматическое сопровождение по углам и дальности во всей верхней полусфере, передавать на борт команды управления, формируемые станцией передачи команд, работать в боевом цикле в автоматическом режиме без участим операторов... Станция была стационарной, два комплекта аппаратуры (включая "горячий" резерв) предназначались для размещения в защищенном подземном бункере. В состав антенно-филерной системы РСВПР были включены: антенна захвата диаметром 0,9 метра, антенна точного сопровождения диаметром 2.5 метра, антенна канала компенсации угловых помех диаметром 2.5 метра и антенна станции передачи команд управления на борт противоракеты, совмещенная с антенной канала компенсации, вce антенны размешались па единой колонке. В аппаратуре применялись аналоговые и дискретные схемы, использование транзисторов было минимальным. Головным заводом по изготовлению, монтажу и настройке РСВПР на полигоне был определен один из Тульских заводов. В марте 1959 года РСВПР была демонтирована с заводского стенда и отправлена на Балхашский полигон".

Рассказывает ветеран 45-го СПИ И МО В.Л. Теребенннков .

"Разместили ее на шестой площадке - стартовой позиции. Аппаратуру установили в подземном бункере под восемью метрами бетона. Антенна находилась вблизи паковых установок противоракет. В зеркале большой антенны размещалась телевизионная трубка, с помощью которой можно было наблюдать полет противоракеты В-1000 . Аппаратура станции передачи команд, конструктором которой был сотрудник СКБ-30 Рыжов , также находилась под землей, а зеркало антенны было установлено на антенной колонке PCВПP. Для совместной работы с РСВПР и СПК на борту противоракеты были установлены приемоответчик и станция приема команд. С помощью малой антенны РСВПР захватывала противоракету спустя несколько секунд после старта, и "передавала" ее большой антенне сопровождения.

Отслеживая полет В-1000. станция с высокой частотой передавала ее координаты на ЦВС. Машина М -40 уточняла траекторию и с помощью СП К передавала команды на борт Противоракет. В расчетный момент поступала главная команда на подрыв боевой части".

Рассказывает А.К. Нелопко .

"Для проведения испытаний решено было использовать Самолет ИЛ-28 , оборудованный бортовой радиоаппаратурой противоракеты. БРА предполагалось включать по команде с Земли при пролете самолета над антенной РСВПР, при этом станция должна была захватить самолет. На практике эта методика оказалась непригодной.

За несколько облетов была реализована всего пара случайных захватов самолетов. Разработали новую методику. Казалось, все функционирует нормально. Но однажды, при одном из пусков противоракета В-1000 ушла "за забор". На РСВПР в самом начале ее полета пропал сигнал и захвата не произошло. Вместе с заказчиком все проверили. На РСВПР отклонении не обнаружили, решили, что неисправна бортовая радиоаппаратура. Но на втором пуске все повторилось.

Меня, как технического руководителя работ от НИИ-2 пригласил П.В. Кисунько н сказал:

- Как патриот своего предприятия, ты можешь не сказать мне о причинах аварийного пуска. Но ответь, устранены ли эти причины и есть ли надежда на успех в очередном пуске?

Не кривя душой, я ответил, что все в порядке. Однако и третий пуск оказался неудачным. Начался аврал. Надо было спасать положение. Как правило, после аварийных испытаний, кроме "очевидных версии" (и данном случае - неисправность бортовой радиоаппаратуры), каждый разработчик отрабатывает свои версии, проверяя свою аппаратуру. Проведя все мыслимые проверки на РСВПР. мы обнаружили неисправность волноводного переключателя. Доработали переключатель, уточнили методику проверки РСВПР по реальному сигналу, и все пошло нормально. Эти несколько "черных дней" были, пожалуй, единственными в истории РСВПР. Все остальное время наша станция в напряженном режиме обеспечивала испытания системы "А".

Подготовка системы "А" к каждой комплексной работе проходила весьма напряженно из-за частых неисправностей ее средств. К одному из пусков готовились более 26 часов. Все несли непрерывную вахту на местах, и командир войсковой части Н.С. Марков привез прямо на стартовую площадку термосы с горячим чаем, печенье, сгущенное молоко и сигареты...

Спустя некоторое время после завершения работ по системе "А" Г.В. Кисунько обратился к руководству нашего НИИ-20 с просьбой подготовить предложения о награждении особо отличившихся. Списки быстро составили и передали в СКБ.

В 1962 году вышел приказ о переводе группы сотрудников нашего института во главе с С.П.Рабиновичем в СКБ-30 для проведения работ по системе А-35 . По странному стечению обстоятельств, вея группа состояла из претендентов на награды. Тайна перевода была покрыта мраком, и лишь много лет спустя заместитель главного конструктора Я.А. Елизаренков открыл нам се. Г.В.Кисунько не хотел привлекать наш НИИ-20 к работам по противоракетной обороне, но ему очень нужны были наши опытные специалисты. Григорий Васильевич понимал, что если отобрать работников по разнарядке сверху, то институт обязательно "сплавит" в его СКВ не самых лучших людей. Елизаренков предложил пойти на хитрость и "подбросить" в наш НИИ "наживку" в виде предложений о награждении.

Институт отобрал наиболее отличившихся, и... их cpaзy перевели в СКБ-30. "Наживка" сработала. Однако С.И. Рабинович не сошелся характером с Г.В. Кисунько и некоторое время спустя перешел работать в НИИ-244 ".

Ссылки:

  • ПРО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - СИСТЕМА "А" КИСУНЬКО
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»