День рождения: 28.05.1886 года
Место рождения: Москва,
Дата смерти: 14.06.1939 года
Место смерти: Париж, Франция
Гражданство: Франция
Очень рано почувствовал свое призвание, выбрав литературу главным занятием
жизни. Уже в шесть лет сочинил свои первые стихи.
Родился 16 мая (28 н.с.) в Москве в семье художника.
Отец - выходец из польской дворянской семьи, мать - дочь перешедшего из
иудаизма в православие еврея - воспитывалась в польской семье ревностной
католичкой; католиком крещён и Xодасевич. В детстве увлекался балетом,
занятия которым вынужден был оставить из-за слабого здоровья. С 1903 жил в
доме брата, известного адвоката
М. Ф. Ходасевича, отца художницы
Валентины Ходасевич
В 1904 поступил на юридич. факультет
Московского университета, в 1905 перешёл на
филологич. факультет, но курса не
окончил. Тогда же посещает
московский литературно-художеств.
кружок, где выступают с чтением стихов и докладов В. Я. Брюсов, А.
Белый, К. Д. Бальмонт, Вяч. Иванов, - живая встреча с
символистами, литературными
кумирами поколения Xодасевича. Влиянием символизма, его словаря,
общепоэтических клише отмечена первая книга "Молодость" (1908). В иной
тональности написан "Счастливый домик" (1914; переиздан в 1922 и 1923),
получивший доброжелательную критику; посвящён второй жене Xодасевича с
1913
Анне Ивановне, урожд. Чулковой, сестре Г. И.
Чулкова - героине стихов сборника (содержит также цикл, связанный с
увлечением поэта
Е. В. Муратовой, "царевной", бывшей женой П. П.
Муратова, приятеля Xодасевича; с ней он совершил поездку в Италию в 1911).
В "Счастливом домике" Xодасевич открывает мир "простых" и "малых"
ценностей, "радости любви простой", домашней безмятежности, "медленной"
жизни - того, что позволит ему "спокойно жить и мудро умереть". В этом
сборнике, не включённом, как и "Молодость", в Собр. стих. 1927, Xодасевич
впервые, порывая с выспренностью символизма, обращается к поэтике
пушкинского стиха ("Элегия", "К музе").
В 1910-е он выступает и как критик, к мнению которого прислушиваются:
помимо откликов на новые издания мэтров символизма, он рецензирует сборники
литературной молодёжи, осторожно приветствует первые книги А. Ахматовой, О.
Э. Мандельштама; выделяет, независимо от литературной ориентации,
поэтические сборники 1912-13 Н. А. Клюева, М. А. Кузмина, Игоря Северянина
- "за чувство современности", впрочем, вскоре в нём разочаровывается
("Русская поэзия", 1914; "Игорь Северянин и футуризм", 1914; "Обманутые
надежды", 1915; "О новых стихах", 1916). Xодасевич выступает против
программных заявлений
акмеистов (отмечая при этом "зоркость" и
"собственный облик" "Чужого неба" Н. С. Гумилева, подлинность дарования
Ахматовой) и, особенно, футуристов. В полемике с ними формировались
основные моменты историко-литературной концепции Xодасевича,
рассредоточенной по разным работам: традиция, преемственность есть способ
самого бытия культуры, механизм передачи культурных ценностей; именно
литературный консерватизм обеспечивает возможность бунта против отжившего,
за обновление литературных средств, не разрушая при этом культурную
среду.
В середине 1910-х гг. изменяется отношение к
Брюсову: в рецензии 1916 на его книгу "Семь цветов радуги" Xодасевич
назовёт его "самым умышленным человеком", насильственно подчинившим
"идеальному образу" свою настоящую природу. Длительные (с 1904) отношения
связывают Xодасевича с Андреем Белым, он видел в нём человека,
"отмеченного... несомненной гениальностью", в 1915 через поэта Б. А.
Садовского сближается с М. О. Гершензоном, своим "учителем и другом".
В 1916 кончает самоубийством его близкий друг Муни (С. В. Киссин),
несостоявшийся поэт, раздавленный простой жизнью, увиденной без привычного
символистского удвоения; об этом Xодасевич позднее напишет в очерке "Муни"
("Некрополь"). В 1915-17 наиболее интенсивно занимается переводами:
польских (3. Красиньский, А. Мицкевич), еврейских (поэмы С. Черниховского,
из древне-еврейской поэзии), а также армянских и финских поэтов. С
переводами связаны его статьи 1934 "Бялик" (Xодасевич отмечал в нём
слитность "чувства и культуры" и "чувства национального") и "Пан Тадеуш". В
1916 заболевает туберкулезом позвоночника, лето 1916 и 1917 проводит в
Коктебеле, живёт в
доме М. А. Волошина.
Творчески воспитавшийся в атмосфере символизма, но вошедший в литературу на
его излете, Xодасевич вместе с М. И. Цветаевой, как он писал в
автобиографич. очерке "Младенчество" (1933), "выйдя из символизма, ни к
чему и ни к кому не примкнули, остались навек одинокими, "дикими".
Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас
приткнуть". Вышедшая в 1920 книга "Путём Зерна" посвящена памяти С.
Киссина), собранная в основном в 1918 (переиздана в 1922) - свидетельство
литературной самостоятельности и литературной обособленности Xодасевича.
Начиная с этого сборника, главной темой его поэзии станет преодоление
дисгармонии, по существу неустранимой. Он вводит в поэзию прозу жизни - не
снижающе-выразительные детали, а жизненный поток, настигающий и
захлёстывающий поэта, рождающий в нём вместе с постоянными мыслями о смерти
чувство "горького предсмертья". Призыв к преображению этого потока, в одних
стихах заведомо утопичен ("Смоленский рынок"), в других "чудо преображения"
удаётся поэту ("Полдень"), но оказывается кратким и временным выпадением из
"этой жизни"; в "Эпизоде" оно достигается через почти мистическое отделение
души от телесной оболочки. "Путём Зерна" включает стихи, написанные в
революционные 1917-1918: революцию, февральскую и октябрьскую, Xодасевич
воспринял как возможность обновления народной и творческой жизни, он верил
в её гуманность и антимещанский пафос, именно этот подтекст определил
эпичность тона (при внутренней напряжённости) описания картин разрухи в
"страдающей, растерзанной и падшей" Москве ("2-го ноября", "Дом",
"Старуха").
После революции Xодасевич пытается вписаться в новую жизнь, читает лекции о
Пушкине в литературной студии при московском Пролеткульте (прозаический
диалог "Безглавый Пушкин", 1917, - о важности просветительства), работает в
театральном отделе Наркомпросса, в горьковском издательстве "Всемирная
литература", "Книжной Палате". О голодной, почти без средств к
существованию московской жизни послереволюционных лет, осложняющейся
длительными болезнями (Xодасевич страдал фурункулёзом), но литературно
насыщенной, он не без юмора расскажет в мемуарных очерках сер. 1920-30-х
гг.: "Белый коридор", "Пролеткульт", "Книжная Палата" и др.
В конце 1920 года Xодасевич переезжает в Петербург, живёт в "Доме искусств"
(очерк "Диск", 1937), пишет стихи для "Тяжёлой лиры". Выступает (вместе с
А. А. Блоком) на чествовании Пушкина и И. Ф. Анненского с докладами:
"Колеблемый треножник" (1921) и "Об Анненском" (1922), одном из лучших
литературно-критических эссе Ходасевича, посвящённом всепоглощающей в
поэзии Анненского теме смерти: он упрекает поэта в неспособности к
религиозному перерождению. К этому времени Xодасевич уже написал о Пушкине
статьи "Петербургские повести Пушкина" (1915) и "О "Гавриилиаде"" (1918);
вместе с "Колеблемым треножником", эссеистскими статьями "Графиня Е. П.
Ростопчина" (1908) и "Державин" (1916) они составят сб. "Статьи о рус.
поэзии" (1922).
Пушкинский мир и биография поэта всегда будут притягивать Xодасевича: в кн.
"Поэтическое хозяйство Пушкина" (Л., 1924; издана "в искажённом виде" "без
участия автора"; переработанное издание: "О Пушкине", Берлин, 1937),
обращаясь к самым разнородным сторонам его творчества - самоповторениям,
излюбленным звукам, рифмам "кощунствам" - он старается уловить в них
скрытый биографический подтекст, разгадать способ претворения в поэтический
сюжет биографического сырья и самую тайну личности Пушкина, "чудотворного
гения" России. Xодасевич находился в постоянном духовном общении с
Пушкиным, творчески от него удалённом.
В июне 1922 Ходасевич вместе с Н. Н.
Берберовой, ставшей его женой, покидает Россию, живёт в Берлине,
сотрудничает в берлинских газетах и журналах; в 1923 происходит разрыв с А.
Белым, в отместку давшим язвительный, в сущности пародический, портрет
Xодасевича в своей кн. "Между двух революций" (1990); в 1923-25 помогает А.
М. Горькому редактировать журнал "Беседа", живёт у него с Берберовой в
Сорренто (октябрь 1924 - апрель 1925), позднее Xодасевич посвятит ему
несколько очерков. В 1925 переезжает в
Париж, где остается до конца
жизни.
Ещё в 1922 вышла "Тяжёлая лира", исполненная нового трагизма. Как и в
"Путём Зерна", преодоление, прорыв - главные ценностные императивы
Xодасевича ("Перешагни, перескочи, / Перелети, пере- что хочешь"), но
узаконивается их срыв, их возвращение в вещественную реальность: "Бог
знает, что себе бормочешь, / Ища пенсне или ключи". Душа и биографическое я
поэта расслаиваются, они принадлежат разным мирам и когда первая
устремляется в иные миры, я остается по сию сторону - "кричать и биться в
мире вашем" ("Из дневника"). Вечная коллизия противостояния поэта и мира у
Xодасевича приобретает форму физической несовместимости; каждый звук
действительности, "тихого ада" поэта, терзает, оглушает и уязвляет
его.
Xодасевич становится одним из ведущих критиков эмиграции, откликается на
все значимые публикации за рубежом и в Советской России, в т. ч. книги Г.
В. Иванова, М. А. Алданова, И. А. Бунина, В. В. Набокова, З. Н. Гиппиус, М.
М. Зощенко, М. А. Булгакова, ведёт полемику с Адамовичем, стремится привить
молодым поэтам эмиграции уроки классического мастерства. В ст. "Кровавая
пища" (1932) историю русской литературы рассматривает как "историю
уничтожения русских писателей", приходя к парадоксальному выводу: писателей
уничтожают в России, как побивают камнями пророков и таким образом
воскрешают к грядущей жизни. В статье "Литература в изгнании" (1933)
анализирует все драматические аспекты бытования эмигрантской литературы,
констатирует кризис поэзии в одноименной статье (1934), связывая его с
"отсутствием мировоззрения" и общим кризисом европейской культуры (см.
также рецензию на кн. Вейдле "Умирание искусства", 1938).
Последний период творчества завершился выходом двух прозаических книг -
яркой художественной биографии "Державин" (Париж, 1931), написанной языком
пушкинской прозы, с использованием языкового колорита эпохи, и мемуарной
прозы "Некрополь" (Брюссель, 1939), составленной из очерков 1925-37,
публикуемых, как и главы "Державина", в периодике. И Державин (от
прозаизмов которого, как и от "страшных стихов" Е. А. Баратынского и Ф. И.
Тютчева вёл свою генеалогию Xодасевич), показанный через грубый быт своего
времени, и герои "Некрополя", от А. Белого и А. А. Блока до Горького,
увидены не помимо, но сквозь малые житейские правды, в "полноте понимания".
Xодасевич обратился к мировоззренческим истокам символизма, выводящим его
за пределы литературной школы и направления. Внеэстетический, по существу,
замах символизма безгранично расширить творчество, жить по критериям
искусства, сплавить жизнь и творчество - определил "правду" символизма
(прежде всего неотделимость творчества от судьбы) и его пороки: этически не
ограниченный культ личности, искусственная напряжённость, погоня за
переживаниями (материалом творчества), экзотическими эмоциями,
разрушительными для неокрепших душ ("Конец Ренаты" - очерк о Н.Н.
Петровской, "Муни"). Разрыв с классической традицией, по Ходасевичу,
наступает в постсимволистскую, а не символистскую эпоху, отсюда
пристрастные оценки акмеистов и Гумилева. Несмотря на верность многим
заветам символизма, Ходасевич-поэт, с его "душевной раздетостью" и
обновлением поэтики, принадлежит постсимволистскому периоду русской
поэзии.