|
|||
|
ЛаГГ-3 самолет, истребитель
ЛаГГ-3 быстро сменивший ЛаГГ-1 , шел с большим трудом. Не только в производстве, где не одна пара директоров и главных инженеров поплатилась своими головами за провал планов производства самолетов этого типа, но и в воинских частях он не пользовался популярностью. Аббревиатура "ЛаГГ" расшифровывалась с горькой иронией так: Лакированный Гарантированный Гроб. Если некоторые из молодых заводов свою неспособность перестроиться на его крупносерийное производство могли объяснить своей неопытностью, то такой многоопытный завод - гигант как завод *21 ничем оправдаться не мог и только собирал нахлобучки. Приехавший на завод замнаркома НКАП Петр Дементьев сразу же по своей привычке побежавший по цехам, обнаружил странную вещь. На станках в массовом масштабе выгрызали детали из сплошных заготовок. Рассвирепевший и недоумевающий, он примчался к главному инженеру завода с вопросом: - Где твои штамповки и поковки? - Все забракованы. - Почему? - Из - за изменений, вносимых главным конструктором. - Где он? - На заводе. Когда пришедший в кабинет Семен Алексеевич Лавочкин стал отрицать массовое внесение в чертежи серьезных конструктивных изменений, Дементьев потребовал притащить все поковки и штамповки в этот кабинет и в присутствии главного конструктора разобраться с этими полуфабрикатами. Начальник производства выбирал из кучи одну из заготовок и читал привязанную к ней браковку: - Эта заготовка забракована по листку изменения от такого - то числа, присланного ОКБ. Изменен такой - то размер на такой - то? в результате чего констатирован полный брак. - Семен Алексеевич, это правда? - Да, это было сделано по такой - то причине. Дальше процедура бесконечно повторялась, а забракованные заготовки откладывались налево. Если же конструктору удавалось оспорить сам факт выпуска подобного листка изменений или, несмотря на признание изменения, деталь все - таки изготовить из заказанной заготовки оказывалось возможным, ее откладывали направо. К двум часам ночи последнюю негодную заготовку положили налево и наступило мертвое молчание. Слева возвышалась гора брака по вине конструкторов, справа - жалкая кучка годных. Вдруг Дементьев, схватившись двумя руками за свою полысевшую голову, вскочил, как на пружинах, и забегал по кабинету со словами: - Обманули? Правительство обманули? Обманули народ? Армию? Страну? Идет невиданная кровавая война. Люди захлебываются в крови. А тут в бирюльки играют. Забыли честь и совесть! Главный конструктор, главный инженер, что же будем делать? Хотя нет. На сегодня хватит. Идите все спать. А завтра, к девяти, все ко мне. Если такой прекрасный завод, как двадцать первый, споткнулся на ЛаГГ-3, то чего же ждать от других? На аэродроме довольно крупного авиазавода в Таганроге скопилось 150 машин, которые из - за дефектов никак не удавалось сдать военной приемке по боеготовности. Узнав об этом, маршал Семен Буденный приказал соединить с цехами этого завода свою Ставку, тогда он командовал войсками Юго - Западного направления: - Доколе,- говорил Буденный по радио, обращаясь к рабочим завода, - мы должны шашками от танков отбиваться? Давайте фронту, наконец, долгожданные самолеты! Даже такие неординарные меры мало помогали налаживанию ритмичного выпуска боевых самолетов. Причина лежала глубже. Набранное наспех ОКБ Лавочкина и его компаньонов - М.И. Гудкова и В.П. Горбунова было рыхлым, неопытным, недостаточно сплоченным, чему способствовала разобщенность руководства. Как в басне Крылова, руководящая троица напоминала лебедя, рака и щуку: Лавочкин рвался в облака, Гудков пятился назад, а Горбунов тянул в воду. Когда же эта тройка распалась, время стало поправлять дела с серией - сначала в Горьком, а затем и на некоторых других заводах. Особенно удачно для Лавочкина сложилась ситуация с моторами. Следуя естественной логике, ОКБ Лавочкина усиленно занималось попытками установки на серийный самолет более мощного мотора ВК-107 глубокой модификации серийного ВК-105 -го. Этот мотор сразу давал скачок мощности с исходных 1260 л.с. к 1650 л.с. Однако, несмотря на все усилия моторного ОКБ Климова , мотор не поддавался долгое время никаким попыткам устранить сильнейшую тряску, что препятствовало его внедрению в серийное производство и в эксплуатацию. Аналогичная картина сложилась с доводкой другого многообещающего мотора М-82 ОКБ А.Д. Швецова , двухрядного звездообразного воздушного охлаждения. Облюбованный в ОКБ Яковлева, этот мотор мы и попытались установить на один из своих истребителей Як-7 , но безуспешно по той же причине неустранимой тряски. Когда оба главных конструктора разочаровались в избранных моторах, они почти одновременно занялись тем двигателем, на который позарился конкурент. В результате, на ЛаГГ-3 был установлен М-82 Швецова, как раз накануне его прорыва к заветной черте успеха. Получившийся новый истребитель, к этому времени уже изрядно доработанный общими усилиями ОКБ Лавочкина и серийных заводов, под названием Ла-5 , был быстро освоен, прежде всего в Горьком , а за тем и на других заводах. Даже плохой обзор вперед стал в общей полосе везения достоинством, двигатель прикрывал летчика частоколом своих цилиндров от неприятельского огня спереди. Прибытию Ла-5 на театр боевых действий предшествовало появление там нового германского истребителя FW-190 , широко разрекламированного немцами. Достойным его соперником стал вовремя подоспевший Ла-5. Потеснившему Лавочкина в Новосибирске и на некоторых других заводах Яковлеву пришлось немало потрудиться, чтобы совместно с Климовым все-таки добиться устранения тряски ВК-107А и завершить войну грозным истребителем Як-9 , оснащенным этим мотором, через полый вал винта которого стреляла пушка со снарядами 37 и даже 45 мм.
Ссылки:
|