|
|||
|
Петербургский (Ленинградский) Практический Технологический Институт
В кратком историческом очерке "С.-Петербургский Практический Технологический Институт. 1828-1893", выпущенном Н. Ланговым в 1894-м, давалась такая диспозиция по материально-бытовому обеспечению студентов: "В настоящее время технологический институт располагает 105 казенными стипендиями*. <...> Сверх казенных имеется 37 частных стипендий из процентов на пожертвованные капиталы. Из них 15, имени умершего Санкт- Петербургского 2-й гильдии купца И.М. Кричевского , по 600 руб. в год выдаются студентам V курса <...>. Наконец, в небольшом числе бывают, в распоряжении Комитета пособия, случайные частные стипендии от разных мест и учреждений. Немалую также помощь оказывает Комитет пособия недостаточным учащимся института, за последнее десятилетие значительно развивший свою деятельность. Ежегодно в последнее время комитет расходует около 12 тыс. руб. на нужды беднейших из студентов. Сверх сего, принимая во внимание, что студенты при своих обильных занятиях вынуждены зачастую оставаться в институте от 9 часов утра до 9 часов вечера, Комитет пособия признал необходимым учредить столовую, где бы студенты могли получать дешевый и здоровый обед. Для сего было выстроено специальное двухэтажное здание достаточных размеров. Постройка была выполнена хозяйственным способом, за счет остатков от сметных сумм, и обошлась в 37842 руб. 50 коп. В 1880 г. <...> столовая открыла свои действия. <...> Заведование столовой вверено выборным из студентов и производится под контролем института. Столовая эта содержится в самом образцовом порядке и готовит ежедневно свыше трехсот обедов". К сожалению, у автора этих строк нет информации о том, какая стипендия была у его деда. Капитал от купца И.М. Кричевского институт получил в 1887-м. Известно, что в 1890-м Роберта сняли со стипендии после волны беспорядков, вспыхнувших из-за несправедливого исключения одного из студентов. Значит, Роберт какое-то время получал стипендию, и она была, скорее всего, частной. Данные о российских студентах свидетельствуют о том, что они вроде бы могли жить на 25 рублей в месяц, и что лишь 15% из них получали стипендию. Поскольку студенты Технологического имели довольно дешевое питание в своей столовой и носили бесплатно выдаваемую казенную форму, может быть, Р.Э. Классону и хватало, в дополнение к стипендии, ежемесячного 30-рублевого пособия от матери на оплату проживания и на небольшие карманные расходы. В справочной книге "Высшие учебные заведения России, мужские и женские", выпущенной В. Альбицким в 1884-м, упоминалось, что Санкт- Петербургский Практический Технологический Институт есть высшее специальное открытое учебное заведение, в коем сообщается высшее техническое образование по специальностям механической и химической. Соответственно институт разделяется на два отделения: механическое и химическое, с одним (первым) курсом общим. Механическое отделение, в свою очередь, с IV курса разделяется на два отдела: фабричный и железнодорожный. Как мы увидим, Роберт выбрал железнодорожный отдел. Занятия в институте, продолжал В. Альбицкий, разделяются на теоретические и практические. Нагрузка студентов на I курсе составляла 36 часов в неделю, включая 6-часовые репетиции, на II курсе - 30 часов, в т.ч. и репетиции, на III курсе - 29 часов, включая 8-часовое проектирование по механике, на V курсе - 21 час, в т.ч. 5-часовое проектирование по строительной механике и 12-часовое по механике. В упомянутом выше кратком историческом очерке Н. Лангового разъясняется упомянутая технология репетиций: "В 1875 г. <...> желая предоставить каждому учащемуся возможность пользоваться наставлениями профессоров и руководителей проектирования в полной мере, учебный комитет постановил ограничить прием в I курс числом 125 человек. В тех случаях, когда число желающих поступить в институт будет превышать норму, между кандидатами открывается состязательный экзамен из математики, физики и русского языка, в пределах гимназического курса**. Во-вторых, с целью более обстоятельного усвоения познаний, на I и II курсах были введены репетиции по главным предметам. Введение системы репетиций признавалось полезным в видах контроля над занятиями еще мало опытных студентов первых курсов, а главнейшее с целью разъяснения всего, что могло представлять слабейшим из учащихся неясным из пройденного курса. В-третьих, были установлены сроки графических работ. Введением этих мер учебный комитет надеялся не только усилить основательность приобретаемых в институте познаний, но также достигнуть того, чтобы число отпадающих без окончания курса значительно уменьшилось". А В. Альбицкий разъяснял остальные особенности учебы: "Практические занятия состоят: а) в самом Институте: в составлении чертежей и рисунков с моделей, машин и построек, в производстве наблюдений и опытов в физическом, химическом и механическом кабинетах и в лабораториях Института, в работах в механических мастерских - в слесарной, кузнечной, литейной, в машинном и сборочном отделениях; б) вне Института: в производстве съемок и нивелировок, осмотре фабрик и заводов, в Санкт-Петербурге и вне его, по всем производствам, изучаемым в отделениях, и в практических занятиях на фабриках - в летнее время. Курс учения в Институте 5-летний. Учебный год, включая приемные и переходные экзамены, продолжается с 15 августа по 31 мая. Для практических занятий вне Института назначается летнее время между 1 июня и 15 августа. При Институте имеются следующие учебно-вспомогательные учреждения: 1) библиотека, 2) большой музеум с физическими и геодезическими инструментами, разными материалами и продуктами механической и химической обработки, моделями машин и машинами; 3) химическая лаборатория и физический кабинет; 4) механическая лаборатория - для производства опытов по Практической Механике, и 5) механические мастерские". Стипендии Технологического Института Южно-Русское землячество в Петербеогском Технологическом институте
Ссылки:
|