|
|||
|
Винтер А.В. о Классоне Р.Э.
Нижеследующая публикация создавала определенные мифы в биографии Р.Э. Классона. В частности, он никогда не работал помощником М.О. Доливо-Добровольского , а, состоя сотрудником технической конторы В. Линдлея по водоснабжению и водоотведению, лишь участвовал в испытаниях ЛЭП Лауфен - Франкфурт на известной электротехнической выставке 1891 года. Возможно, тезисы речи А.В. Винтера были предварительно обработаны в "правильном идеологическом ключе" в парткоме АН СССР. Академик А.В. Винтер. Выдающийся инженер-новатор в области энергетики Р.Э. Классон <...>По семейным воспоминаниям о гимназических годах Р.Э. Классона известно, что он уже тогда интересовался вопросами электричества и электротехники. Жажда знаний в этой области не покидала его и в студенческие годы. Однако эти его запросы оставались неудовлетворенными, потому что ни в одном высшем техническом учебном заведении России не преподавалась электротехника. Желая, тем не менее, посвятить свою дальнейшую деятельность электротехнике и электростроительству, Р.Э. Классон по окончании Петербургского технологического института поехал в Германию, чтобы приобрести нужные знания по интересовавшим его дисциплинам электротехники. Прослушав курс лекций по электричеству, Р.Э. принял участие в устройстве, испытании и демонстрации первой в мире передачи электроэнергии на дальнее расстояние переменным трехфазным током при напряжении 28 000 в из Лауфена во Франкфурт-на-Майне : передаваемая мощность достигала 300 квт.<...> Честь создания промышленных основ техники переменного тока, изобретения и осуществления этой передачи принадлежит крупнейшему русскому инженеру М.О. Доливо-Добровольскому , помощником которого и работал Р.Э. Классон. <...>Р.Э. Классон в 1893 г. возвратился в Петербург и начал подыскивать себе работу. Однако это оказалось делом сложным. Ни один завод , ни одно промышленное предприятие не нуждались в электротехнических знаниях молодого инженера. Классону не оставалось никакого выбора, и он согласился поступить на должность химика Охтенского порохового завода , хотя в химии он ничего не понимал. Свою деятельность на Охтенском заводе Классон начал с того, что настойчиво стал доказывать администрации необходимость должности электрика в заводском штате. Это ему удалось, и он сам был назначен электриком. <...>В Баку Классон получил пост технического директора нового акционерного общества "Электрическая сила". Там же, в Баку состоялось и мое с ним знакомство. В 1902 г., будучи политически неблагонадежным студентом, я был уволен из Киевского Политехнического Института с запрещением проживать в двух столицах и университетских городах. Я поехал в Баку, имея в кармане несколько рекомендательных писем от революционно настроенных профессоров Киевского политехникума к Р.Э. Классону. Это помогло мне немедленно устроиться на работу в предприятии "Электрическая сила", где я провел почти полные пять лет. С этого времени вся моя жизнь, сперва недоучившегося студента, а затем и инженера, была тесно связана с Робертом Эдуардовичем, несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте и совершенно разное по тому времени общественное положение. Эта связь буквально в момент смерти Роберта Эдуардовича, ибо я сидел рядом с ним на том заседании в ВСНХ, где он скоропостижно скончался, и первым увидел его упавшую на стол голову. <...> В Баку от строителей требовали натягивать предохранительную сетку на случай обрыва проводов, запрещали переход железнодорожного тупика воздушной линией, предписывали прокладывать однофазный и освинцованный кабель, постройку ненужных, при этом обязательно каменных переключательных постов и т.п. Все эти требования приходилось выполнять и в результате напрасно расходовать средства, время, рабочую силу. Сетки приходилось все равно убирать, потому что, раскачиваясь от сильных ветров, они соприкасались с проводами, монтаж железнодорожного пересечения продолжался несколько месяцев и т.п. Все сооружения "Электрической силы" были невиданной новинкой в Баку, так же как и порядки на строительных площадках и в последствии на электростанциях. Рабочие селились в общежитиях, машинисты, техники, инженеры получали квартиры в специально отстроенных домах. Все это возбуждало умы и тревожило полицию, но Р.Э. Классон упорно продолжал свою линию культурного, передового строителя. <...>Заработки и жилищно-бытовые условия постоянных рабочих электростанций разительно отличались от окружающей бедности, грязи и хамского отношения к рабочему люду. Из среды рабочих и техников бакинских электрических станций вышло немало пропагандистов марксистских идей, многие революционеры находили себе здесь с ведома Р.Э. Классона убежище от преследований полиции. <...>На бакинской электрической станции "Белый город" (ныне Красная звезда) произошел весьма интересный случай. Мощность ее горизонтальных тихоходных паровых машин, делавших всего 83 оборота в минуту, была незначительной - 750 квт, однако генератор был достаточно крупного диаметра, а собранный ротор весил гораздо больше 10 т. Мостовой кран машинного зала был всего десятитонным, что было достаточно для сборки и полной разборки всего агрегата. У одной из машин несколько просели коренные подшипники, и для их ремонта нужно было приподнять ротор, разобрав весь генератор. Это потребовало бы много времени, и Р.Э. Классон предложил весьма остроумный способ скорого производства ремонта: разъединить по диаметру обмотки магнитных полюсов ротора и возбудить только верхнюю их половину. В результате ротор был поднят только действием магнитного потока, без всяких других приспособлений. Этот случай описан в технической литературе. (Добавим от себя: под ротор затем можно было подложить опоры и ремонтировать подшипники на уже отключенной машине. - Примеч. М.И. Классона) Производя подсчеты требующихся мощностей не только для генерирующих машин, но и для электродвигателей, которые должны были заменить паровые промысловые установки, Р.Э. запросил нескольких инженеров - управляющих промыслами - о мощности установленных в буровых скважинах машин. Ответ был однозначен: 30 лошадиных сил. Люди, давшие этот ответ, были действительно убеждены, что дело обстоит именно так и что машины, ими эксплуатируемые, имели мощность в 30 л.с.<...> Р.Э. Классон заказал серию в 50 штук тридцатисильных электродвигателей, но когда первые из них были установлены, они оказались беспомощными справиться с работой - сгорали или недопустимо перегревались. Паротехники торжествовали, заявляя: наша тридцатисильная машина работает, а ваш хваленый электромотор с места не берет! Однако Классона провести было невозможно, и после первых неудач он предложи нефтепромышленникам: "Организуйте инженерные испытания ваших машин путем снятия индикаторных диаграмм их работы, а я организую снятие нагрузочных киловаттных диаграмм на электромоторах. Тогда и поговорим - ведь ни у вас, ни у меня нет никаких доказательств потребной мощности, кроме заводских ярлычков". Предложение было принято. На эту работу Р.Э. Классон поставил меня. Днем я снимал десятки электрических диаграмм, а по вечерам планиметрировал их. То же самое в отношении паровых машин делал молодой инженер-технолог. В итоге, к величайшему стыду паротехников, им пришлось узнать только в 1902 г., что на паровых машинах развивалась мощность не в 30 л.с., о чем вообще не могло быть и речи, а до 150 л.с.! <...>Уже с 1909-1910 гг. у Роберта Эдуардовича зреет заманчивая идея приложить свои знания электрификатора за пределами городской черты Москвы. Он мечтает построить вдали от Москвы районную электростанцию, используя местное топливо, и снабжать энергией этой станции промышленные предприятия, города и поселки района радиусом около 100 км. Следует отметить, что акционерное "Общество электрического освещения 1886 г.- не имело права подавать и продавать вне черты города энергию Московской электростанции . Подмосковный угольный бассейн в то время был мало известен и разрабатывался слабо, поэтому Классон остановил свой выбор на торфе . На первых порах Р.Э., никому не рассказывая о своих замыслах, не создавая никакой проектной организации, самостоятельно и кропотливо проделал все подсчеты, убедился в их правильности, а затем обратился к банкирам, финансировавшим акционерное общество. Логика делаемого им предложения была неоспорима. Банкиры отлично понимали, что каждый затраченный ими на сооружение электростанции миллион сторицей возвратится, ибо потребители электроэнергии новой электростанции станут неизбежными заказчиками на всевозможное электрическое оборудование. Таким образом, было организовано новое акционерное общество "Электропередача" , техническим директором которого был назначен Р.Э. Классон с сохранением за ним поста технического директора Московской электростанции. Торфяной массив был найден и приобретен в 70 км от Москвы в районе Богородска (ныне Ногинска) . Все проектные и строительные работы, связанные с освоением нетронутого торфяного массива, были проведены чрезвычайно ускоренными темпами. Начатое весной 1912 г. здание самой электростанции было построено уже к маю 1913 г. В то же время была установлена и пущена в эксплуатацию первая турбина мощностью 5 000 квт. Торфяной массив был подготовлен к разработке к 1913 г., причем все элеваторные торфяные машины были электрифицированы. При станции был выстроен крупный поселок для обслуживающего персонала. Одновременно шло строительство первых в России линий электропередачи высокого напряжения: на Орехово-Зуево, Павлов- Посад и Богородск - линии на 30 000 в, на Москву строилась линия 70 000 в. <...>К концу 1914 г. все работы были закончены, и электрическая станция была передана в нормальную эксплуатацию. <...>В истории развития нашей отечественной энергетики не должно оставаться забытым, что идея строительства Шатурской электростанции принадлежит Р.Э. Классону, который еще в 1914 г. осматривал шатурские и другие торфомассивы с целью выяснения возможности постройки второй, более мощной, подмосковной районной электростанции. Строительство Шатурской электростанции было осуществлено, как известно, только после Великой Октябрьской социалистической революции, и Р.Э. Классон, неоднократной посещая строительную площадку и торфоразработки, искренне и глубоко радовался первенцу советской электрификации. Шатурская станция была построена по ленинско-сталинскому плану ГОЭЛРО , одним из активных участников разработки которого был Р.Э. Классон. <...> На "Электропередаче" Р.Э. Классон закончил цикл своих новаторских работ по передаче электроэнергии, которые были им начаты с охтенской низковольтной передачи, а продолжались при напряжении в 6 000 и 20 000 вольт в Баку и, наконец, при напряжении в 30 000 и 70 000 вольт под Москвой. Доклад на заседании Отделения технических наук АН СССР, Комиссии по истории техники ОТН АН СССР и других организаций от 21 февраля 1951 г., посвященном 25-летию со дня смерти Р.Э. Классона. Известия АН СССР, Отделение технических наук. N9, 1951 Ссылки:
|