Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Угоны воздушных судов (самолетов) в СССР

Большинство граждан Советского Союза искренне верили, что угоны авиалайнеров - это одна из язв "загнивающего Запада". На самом деле реальная ситуация отличалась от той, что создала советская пропаганда.

В нашей стране в годы "холодной войны" о проблеме воздушного терроризма предпочитали не говорить. Хотя наши соотечественники регулярно захватывали самолеты с единственной целью - улететь за рубеж. Никаких политических требований они обычно не выдвигали. Первый инцидент в хронике советского воздушного пиратства датирован 1954 годом. Смерть Иосифа Сталина, знаменитая амнистия , снижение активности карательного аппарата (все это прекрасно показано в фильме "Холодное лето пятьдесят третьего года") привели к тому, что в СССР впервые столкнулись с проблемой захвата и угона гражданских воздушных судов с пассажирами на борту. С военными самолетами ситуация другая. В годы Великой Отечественной войны были случаи дезертирства советских летчиков. В СССР о случаях захвата преступниками гражданских лайнеров старались не говорить. Одна из причин такой политики - боязнь руководства страны и органов КГБ неблагоприятных "внешнеполитических последствий" и соответствующих негативных комментариев в зарубежных СМИ. Другая причина- не давать информации потенциальным угонщикам. Говоря другими словами, не провоцировать их. Информация о таких ЧП до октября 1987 года входила в перечень сведений, составляющих государственную тайну, да и после этой даты отечественные правоохранительные органы крайне неохотно делились с журналистами данными. Известно лишь, что с 1954 по 1994 год было зарегистрировано около 100 угонов и вооруженных захватов пассажирских самолетов. Хотя эта цифра не отражает реальной ситуации в СССР. В семидесятые-девяностые годы прошлого века КГБ основной упор делал не на разработку технологий освобождения заложников, а на предотвращение готовящихся угонов. Чекисты выявляли потенциальных преступников, вели их оперативную разработку и под влиянием агентуры заставляли отказываться от своих планов. Здесь уместно вспомнить, что аналогичную политику Лубянка проводила в отношении диссидентов. По утверждению многих чекистов, благодаря этому были спасены тысячи жизней потенциальных заложников. Об этом не принято говорить, но в СССР крайне неохотно выпускали захваченные террористами лайнеры за границу. Мы не будем обсуждать причину такого подхода, а процитируем один документ- правила охраны госграницы СССР в воздушном пространстве :

"При угрозе нарушения Государственной границы воздушными судами, принадлежащими СССР и подвергшимися угону, наземными пунктами управления и истребителями подаются сигналы, требующие от этих судов совершения посадки на указываемые аэродромы. В случае неподчинения экипажа угнанного воздушного судна сигналам оружие и боевая техника дежурных сил по противовоздушной обороне применяются в соответствии с настоящим Порядком при наличии сведений об отсутствии на борту воздушного судна заложников".

Теоретически они действовали только в случае, если экипаж или пилот сам решил угнать самолет. Такое иногда бывало. Достаточно вспомнить побег в Японию капитана Виктора Беленко на истребителе-перехватчике "МиГ-25".

А реально... В приведенной ниже хронике угонов советских самолетов часто встречается такой факт. Преступников обезоруживают сами члены экипажа. А ведь "Аэрофлот" был единственной компанией, кто вооружал своих пилотов огнестрельным оружием. Стрельба на высоте нескольких тысяч метров в узком пространстве- смертельно опасное занятие. Известен как минимум один случай, когда в СССР из-за этого произошла авиакатастрофа.

Краткая хроника случаев угона воздушных судов

8 января 1954 года- первая (согласно данным, опубликованным в "открытой" отечественной печати) попытка вооруженного захвата воздушного судна. Самолет "Ли-2" совершал плановый рейс по маршруту Таллин-Минск-Ленинград. На борту находилось 5 пассажиров и 3 члена экипажа (двое пилотов и бортинженер-стюард). Двое бандитов (мужчина и женщина) связали бортрадиста и, угрожая оружием, потребовали лететь в Финляндию. Стюард (бывший фронтовик) сумел нейтрализовать одного из преступников. Второй выпустил в смельчака четыре пули. Экипаж оказал сопротивление и с помощью пассажиров нейтрализовал преступников. От полученных в схватке ранений умер бортинженер Тимофей Ромашкин . Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза, остальным членам экипажа дали по ордену Красной Звезды. А в сквере Минского аэропорта поставили памятник погибшему.

Июнь 1954 года- бортмеханик Владимир Поляков в Новосибирске захватил самолет "Ил-12". Машина была технически готова к рейсу (горючего в баках хватило бы на 6 часов полета), члены экипажа (командир, второй пилот, штурман и бортрадист) общались с представителями наземных служб, а сам бортмеханик решил перед вылетом выяснить отношения с бывшей женой (он проживал у друзей в общежитии, а она в их комнате коммунальной квартиры многоэтажного дома). Перед визитом к бывшей супруге он принял порцию спирта (слил из бачка противообледенительной системы). От бывшей подруги он вернулся униженным и оскорбленным. Он приревновал ее к соседу по квартире, а тот, здоровый двухметровый мужик, не только отверг абсурдность обвинений в свой адрес, но и выкинул пьяного дебошира на лестницу. И тогда бывший фронтовик (во время Великой Отечественной войны летал на "Ли-2" и умел пилотировать двухмоторные самолеты) решил пойти на "таран" своей бывшей квартиры, где, по его мнению, бывшая супруга предавалась плотским утехам с соседом.

Раз за разом он заходил на цель, но в темноте никак не мог найти окна именно своей квартиры. Это спасло жизни многочисленных жильцов дома. Их спешно эвакуировали за пределы территории Новосибирского авиагарнизона. Угонщик намеревался дождаться рассвета и снова атаковать цель. На командно-диспетчерском пункте (КДП) аэропорта собрались практически все руководящие лица управления во главе с его начальником, полковником ВВС Николаем Быковым . Что делать - непонятно. Поставили в известность о ЧП Главное управление ГВФ , начальником которого в те годы был маршал авиации Семен Жаворонков .

Москва посоветовала сибирякам единственно правильное решение- попытаться уговорить авиатора. А он в ответ демонстрировал фигуры сложного пилотажа, который не рискнул бы повторить и опытный летчик- испытатель. Наконец из Москвы, из Главного управления, где в те времена военные занимали практически все ключевые посты, дали по-боевому категоричное указание:

"Поднять с Толмачево пару истребителей. С их помощью отвести "Ил-12" в сторону от аэропорта, от города и сбить!" Во исполнение московской команды руководители территориального управления ГВФ связались с Западно-Сибирским военным округом. Вскоре с Толмачевского аэродрома (который в те годы был сугубо военным) взлетели два истребителя и спустя считанные минуты приблизились к воздушному пространству городского аэропорта. Пилоты по радио вызвали Полякова:

- Слушай, парень, следуй-ка за нами в Толмачево.

- Ну да, а по пути, где-нибудь над Обью, вы зайдете ко мне в хвост,- ответил Владимир, догадавшийся о подстроенной ему ловушке.

- Гуд бай, ребята! Сами гуляйте в свое Толмачево. "Ребята" еще несколько минут покрутились в зоне аэропорта и несолоно хлебавши отвалили домой. А Полякова, который находился в воздухе уже около четырех часов, снова принялись вызывать по радио "главноуговаривающие". В конечном итоге он решил сдаться.

Виртуозно посадил самолет, выполняя при этом функции трех человек экипажа. По совокупности за совершенные преступления суд приговорил его к высшей мере наказания - расстрелу . До приведения приговора в исполнение он, как особо опасный преступник, содержался в камере смертников, где просидел около полугода. От смерти его спас знаменитый авиаконструктор Сергей Ильюшин , который, выслушав доклад о воздушных пируэтах, вытворяемых угонщиком, воскликнул:

- "Да за такой супериспытательный полет его надо не судить, а наградить!"

Через три года Владимира Полякова освободили. Это был, наверно, единственный случай в эпоху "холодной войны", когда террористом двигали бытовые, а не политические мотивы. 

25 октября 1958 года- попытка захвата самолета "Ан-2", который следовал по маршруту Якутск-Безымянный, в аэропорту Н. Кресты ( Якутия ). На борту находились 14 пассажиров. Неожиданно двое из них потребовали, чтобы самолет летел в США. Террористы заявили, что в случае отказа взорвут лайнер. Летчикам удалось известить об этом наземные службы аэропорта Якутска, которые, в свою очередь, проинформировали о случившемся МВД и КГБ. Самолет сел для дозаправки топливом на одном из советских аэродромов. Операция по обезвреживанию террористов заняла несколько часов. После неудачных переговоров был предпринят штурм самолета. Террористы были обезврежены и позднее осуждены. 

I960 год- одна попытка, подробности неизвестны. 21 июня 1961 года - попытка захвата самолета "Ан-2" в аэропорту Ашхабада. Нападавших двое. Жертв нет. 

1964 год - в Молдавии двое вооруженных ножами уголовников захватили "Ан-2" и заставили экипаж лететь "в сторону моря". Летчики, покружив над Черным морем, усыпили бдительность террористов и посадили самолет рядом с виноградной плантацией. Преступников обезвредили. 

29 сентября 1964 года - рейс "Ан-2" из Кишинева в Измаил. В результате схватки два пилота получили ранения. Преступники нейтрализованы. 

3 августа 1966 года- двое пилотов "Ан-2" во время рейса Батуми-Поти вступили в схватку с вооруженными бандитами, пытавшимися захватить самолет и угнать его за границу. С помощью пассажиров преступники обезоружены. 

3 июня 1969 года - попытка захвата самолета "Ил-14" эстонского Управления гражданской авиации, рейс Ленинград - Таллин. Нападавших трое (двое мужчин и одна женщина). Убит бортмеханик, вступивший в борьбу с угонщиками. Судьба преступников неизвестна. 

15 июля 1970 года- попытка захвата самолета "Ан-2", рейс Ленинград - Сортавала. Нападавших двое. Жертв нет. Судьба преступников неизвестна. 

15 июня 1970 года- попытка угона в Ленинграде группой из 16 человек самолета "Ан-2" в Швецию. В историю отечественного судопроизводства этот инцидент вошел под названием "Ленинградское самолетное дело" . Группа евреев- "отказников" (тех, кому запретили выезд из СССР.- Прим. авт.) из Ленинграда и Риги во главе с Эдуардом Кузнецовым намеревалась незаконно покинуть территорию нашей страны на захваченном самолете. От "классического" варианта- захват лайнера с пассажирами- инициаторы побега отказались. Они решили, по официальной версии, "арендовать" "Ан- 2" для проведения свадьбы, заняв там все места, вылететь на нем из Ленинграда и во время промежуточной посадки в районном центре Приозерск устранить пилотов от управления самолетом, высадив их на летное поле. Один из угонщиков (бывший военный летчик М. Дымшиц) должен был взять управление воздушным судном на себя и пересечь на малой высоте государственную границу со Швецией. По утверждению ветерана госбезопасности Василия Бережкова , угонщики планировали захватить самолет первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Толстикова и улететь на нем в Израиль. При подготовке акции исполнители не соблюдали элементарных требований конспирации, поэтому финал закономерен- образцово-показательный захват группы Евгения Кузнецова при посадке в "Ан-2". Затем был суд.

"24 декабря 1970 года коллегия по уголовным делам городского суда в открытом судебном заседании с участием представителей защиты закончила рассмотрение уголовного дела в отношении Дымшица М.Ю., Кузнецова Э. С. В результате тщательного исследования материалов уголовного дела, вещественных доказательств, допросов подсудимых и свидетелей, рассмотрения заключения экспертов судом установлено, что организаторы преступления Дымшиц и Кузнецов с конца 1969 года активно занимались созданием преступной группы, подготовкой к разбойному захвату самолета и перелету в нем с целью измены Родины за границу, а 15 июня сего года покушались на осуществление этого враждебного акта способом, опасным для жизни пилотов. В судебном заседании было также установлено, что подготовка к данному преступлению велась не без ведома сионистских кругов государства Израиль... Коллегия по уголовным делам, признав доказанной вину подсудимых по делу, приговорила организаторов особо опасного преступления Дымшица и Кузнецова к смертной казни..."] И только личное вмешательство американского президента Ричарда Никсона (он позвонил Леониду Брежневу) заставило советский суд пересмотреть приговор. "Вышку" заменили на пятнадцать лет, остальным членам группы сроки тоже снизили, но не намного. Когда об окончании операции доложили начальнику Пятого управления КГБ Филиппу Бобкову , то он остался недоволен результатами. По его мнению, угонщиков нужно было нейтрализовать на этапе обсуждения планов, проведя с ними профилактическую беседу, а не устраивать показательное задержание на взлетно-посадочной полосе аэродрома. Здесь мы позволим себе не согласиться с Филиппом Бобковым. Уговорить отказаться от своих преступных намерений можно было только рядовых участников группы, но не их руководителей. По утверждению ветерана госбезопасности Василия Бережкова, Эдуард Кузнецов начал участвовать в диссидентском движении в 1961 году, когда как один из идеологов и лидеров в составе группы оппозиционно настроенной молодежи выступил на площади Маяковского с протестом против политики Никиты Хрущева. Юноши читали стихи и раздавали прохожим нелегально изданные журнал "Синтаксис" и журнал "Феникс" . Среди задержанных сотрудниками правоохранительных органов, кроме Эдуарда Кузнецова, были Александр Гинзбург , Юрий Галансков , Владимир Осипов и Владимир Буковский .

Возможно, дело ограничилось бы профилактической беседой на Лубянке и исключением задержанных из высших учебных заведений, но в ходе следствия выяснилось, что "бунтари" готовили... покушение на Никиту Хрущева . В начале восьмидесятых годов прошлого века на Западе узнали имена "ликвидаторов": Эдуард Кузнецов , Валерий Ремников и Анатолий Иванов-Скурлатов .

Много лет спустя факт подготовки убийства руководителя СССР в беседе с известным журналистом Феликсом Медведевым подтвердил Эдуард Кузнецов. Он сообщил: "И был среди нас снайпер Валерий Ремников , который сказал:

"Я готов убить Хрущева- пожертвовать собственной жизнью ради такого дела".

Нашли винтовку, изучили маршруты поездок Хрущева. Он тогда часто встречал космонавтов, ездил туда-сюда. Вроде бы все было готово, но нас заложил Анатолий Иванов-Скурлатов . Но поскольку его признали сумасшедшим, так же как и Ремникова, то этот эпизод из нашего дела выпал и осталась только фраза о подготовке покушения на "члена правительства". Справедливости ради стоит отметить, что в тексте приговора самого Эдуарда Кузнецова было записано: "Подготовка покушения на одного из членов советского правительства". Эдуард Кузнецов провел в заключении семь лет. А когда вышел на свободу, то начал готовить операцию по захвату самолета. Интересен его рассказ об этом процессе.

"Поселили меня на 101-м километре, в Струнине Владимирской области, под надзор милиции. Местный гэбэшник не скрывал, что стряпается на меня новое дело. Я понимал, конечно, что есть за что: и с лагерниками бывшими общался, и с самиздатом возился... В общем, оказался в отчаянном положении, боялся сорваться на любой мелочи, И тогда решил: за ерунду сидеть больше не буду. Если уж сяду, то за что-то крупное, стоящее...

Перебрали массу вариантов акций протеста: голодовку на Красной площади, захват заложников, обращение в ООН, имитацию побега за рубеж на "Ту- 104": 150 человек с детьми, самолет не захватывать, но заявление о наших требованиях сделать. Наконец выбрали вариант: имитируем захват шестнадцатью "заговорщиками" самолета местной авиалинии первого секретаря Ленинградского обкома партии Толстикова...

Одного мы не рассчитали: наверняка из шестнадцати один или заложит, или проговорится... Точно так и вышло. Мы поняли, что за нами следят, и начали хитрую игру: делали вид, что слежки не замечаем, а подготовку к акции тем временем продолжали. Я говорил ребятам: "Нас все равно засекли, вот-вот всех арестуют, а мы еще ничего не сделали. Надо сделать так, чтобы нас арестовали в аэропорту". И действительно, интересы КГБ и наши совпали. Они тоже хотели нас арестовать прямо в аэропорту, на месте преступления. Чтобы показать всему миру, какие мы бандиты. И вот, когда мы шли к аэропорту, за каждым кустиком сидели чекисты. Они, что называется, дышали нам в спины. И, конечно же, нас взяли тепленькими".

Другая малоизвестная подробность этого "самолетного дела". В ходе следствия было установлено, что воздушные пираты заблаговременно предупредили о готовящейся акции израильские спецслужбы. Террористов также обвинили в антисоветской пропаганде и связях с зарубежными сионистскими организациями. В 1979 году Эдуарда Кузнецова и еще четверых угонщиков обменяли на шпионов, арестованных в США. 15 октября 1970 года - захват и угон в Турцию (в аэропорт Трабзон) самолета "Ан-24", следовавшего из Батуми в Краснодар. Убита бортпроводница Надежда Курченко, три члена экипажа ранено. Этот эпизод подробно описан в отечественной литературе, поэтому мы не будем на нем подробно останавливаться. Расскажем лишь об одном малоизвестном" эпизоде, напрямую связанном с КГБ.

Угонщики, Пранас Бразинскас и его несовершеннолетний сын Альгердас, остались в Турции. Анкара отказалась выдать их Москве и решила судить сама, в местном суде. Понятно, что в разгар "холодной войны" бандитам был вынесен оправдательный приговор. Потом их, под давлением США, признали "жертвами коммунистического режима", и в 1976 году они оказались в США. Это общеизвестные факты. А вот то, о чем не писали газеты. Юрий Андропов и Леонид Брежнев отрицательно относились к идее ликвидации врагов СССР за рубежом. А в тот раз было сделано исключение. Сотрудниками 13-го отдела Первого Главного управления (внешняя разведка) КГБ СССР , который неофициально именовали отделом "мокрых дел" , был подготовлен план спецоперации. Вот что по этому поводу рассказал заместитель начальника отдела генерал-майор Александр Лазаренко :

"Этот террористический акт потряс нашу страну. Угон самолета отцом и сыном Бразинскасами, убийство Нади Курченко: кровавые преступления, равных который мы в ту пору не знали... Наш отдел тщательно разработал операцию по уничтожению террористов. Бразинскасы жили на вилле, за городом. Жили, кстати, не под стражей, открыто. Всюду ходили вместе, вдвоем - в город, на рынок. Вот там, на рынке, мы и решили провести операцию. В Москву был вызван наш агент- нелегал. Я работал с ним сам. Сначала предполагалось, что он уберет террористов из бесшумного пистолета, но потом от этой идеи отказались. Решили использовать специальное устройство, его зашили в подошвы туфель. Он поднимает ногу и делает бесшумный выстрел. Важно было просто попасть в террориста. Пули были отравлены и вскоре сделали бы свое дело. Спасли террористов-убийц Бразинскасов спецслужбы США. Они, заметая следы, вывезли их сначала в Италию, потом в Венесуэлу и наконец в Америку..."

27 октября 1970 года- захват и угон в Турцию самолета "Л-202", рейс Керчь-Краснодар. "Воздушных пиратов" двое: Гилев Н.Ф. и Поздеев В.М. Жертв нет. Судьба угонщиков неизвестна. 13 ноября 1970 года - попытка захвата самолета "Ил-14", рейс Вильнюс-Паланга. Преступников двое. Жертв нет. Угонщики арестованы. 23 апреля 1973 года - попытка захвата самолета "Ту-104", рейс Ленинград-Москва. Угонщик один. Убито два человека. Судьба преступника (погиб во время освобождения заложников или был осужден) неизвестна. 18 мая 1973 года- попытка угона в КНР самолета "Ту-104", следовавшего по маршруту Москва-Челябинск-Новосибирск-Иркутс-Чита. На высоте 6,5 тыс. метров сопровождавший самолет младший лейтенант милиции В.М. Ежиков выстрелил в спину угонщика- тридцатидвухлетнего жителя Тбилиси Тенгиза Рзаева , который, угрожая взрывным устройством, потребовал от экипажа лететь в Китай. Преступник в последнее мгновение активизировал электровзрыватель. В результате произошел взрыв. Самолет разрушился в воздухе, погибли все- 81 человек (в т.ч. 18 детей). Позже следствие установило, что первоначально угнать самолет он планировал вместе с другом, но тот попал в больницу. Лечение затянулось... И тогда террорист решил действовать в одиночку. В районе падения обломков самолета солдаты прочесали всю местность и даже нашли табельное оружие милиционера. В обойме не хватало одного патрона, а на теле преступника обнаружили пулевое ранение в районе левой лопатки. Смертельно раненный террорист отпустил кнопку, и произошел взрыв. С тех пор при захвате террористов спецназовцы прочно привязывают липкой лентой к ладоням преступника взрывное устройство, если он держит его в руках. 25 июля 1973 года - захват и угон в Трабзон, Турция, самолета "Ан-2", рейс Ростов-Сальск. Угонщик один - А.В. Петров . Жертв нет. Судьба угонщика неизвестна. 

26 июля 1973 года - попытка захвата самолета "Ил-14", рейс Вильнюс-Паланга. Угонщик один. Ранен один человек. Кто пострадал во время освобождения заложников- бандит или пассажир- неизвестно. 

2 ноября 1973 года- попытка захвата самолета "Як-40", рейс Москва- Брянск. Угонщиков четверо. Как минимум ранено три человека (один из пилотов и два пассажира - один пытался нейтрализовать бандитов, а другой при штурме лайнера). Двое бандитов погибли во время атаки группы захвата ГУВД Москвы, третий застрелился, четвертого задержали, когда он в толпе пассажиров выбрался на летное поле. Руководитель группы захвата и пилоты самолета были награждены высокими правительственными наградами. По утверждению некоторых журналистов, звезду Героя Советского Союза за подвиг, совершенный в мирное время, милиционер получил впервые. Подробнее об этой операции будет рассказано ниже. 

3 июля 1974 года- четверо вооруженных преступников захватили самолет "Як-40", следовавший по маршруту Москва-Минск, и потребовали лететь за рубеж. Экипажу удалось убедить террористов посадить лайнер в Москве. Повод - необходимость дозаправки топливом. По иронии судьбы самолет приземлился во "Внуково-2" в тот самый момент, когда там находились шеф МВД Николай Щелоков и заместитель председателя КГБ СССР Семен Цвигун ,- оба остались в правительственном зале на чашку кофе после завершения важного межгосударственного визита. Угонщики требовали дозаправить баки самолета горючим, передать им 1,5 миллиона долларов и обеспечить вылет в Швецию. В случае невыполнения этих требований воздушные пираты пообещали взорвать самолет вместе с пассажирами. В результате десятиминутного штурма двое бандитов убито, остальные арестованы. Пассажиры не пострадали. Считается, что после этого ЧП было принято решение о создании группы "А" .

Совершенно по-другому этот инцидент описан в книге руководителя Управления КГБ по Москве и Московской области Виктора Алидина "Государственная безопасность и время". Начнем с того, что было двое раненых среди пассажиров. Есть и более важные подробности того происшествия.

О ЧП доложили Виктору Алидину , который сообщил эту новость Юрию Андропову. Лайнер решили посадить на ближайший к Быково (откуда он взлетел)- Внуковский аэродром. "Диспетчер службы полетов дал команду пилоту под предлогом недостатка горючего в баках посадить самолет во Внуково и подрулить его на стоянку, расположенную рядом с центром управления полетами. Эта стоянка хорошо просматривалась". Когда генерал прибыл на место происшествия, то Семен Цвигун вместе с Николаем Щелоковым уже вели переговоры с угонщиками. Именно они "приняли решение выпустить самолет за границу, но потребовали передать врачам "Скорой помощи" раненых". На этот момент следует обратить особое внимание. Значит, была уже практика, когда захваченный самолет предпочитали выпускать за границу, а не пытаться любой ценой освободить заложников на территории СССР, как это было в середине восьмидесятых годов прошлого века. Более того, заместитель председателя КГБ или министр МВД, скорее всего, первый, имел право отдать такое распоряжение.

Самолет, может, и выпустили бы за границу, если бы не ведомственные и клановые амбиции руководителей. Виктор Алидин входил в группу Юрия Андропова, а Семен Цвигун и Николай Щелоков были людьми Леонида Брежнева. Понятно, что для Юрия Андропова нейтрализовать преступников собственными силами на территории СССР лучше, чем позволить угонщикам улететь за рубеж. И дело даже не в том, что это пагубно отразится на международном престиже или преступники не будут возвращены в СССР и не понесут наказания за свои деяния, а возможность нанести удар по политическим противникам.

Виктор Алидин выяснил, что четверо юнцов "вооружены охотничьими ружьями и обрезами. Ведут себя дерзко и решительно. Взрывных устройств раненые у бандитов не видели". На основе этих данных генерал решил, что "террористы вооружены слабо, выпускать самолет за границу не следует, надо принять меры к их захвату и освобождению пассажиров". Доложив об обстановке и своем решении Юрию Андропову по телефону, он получил согласие председателя КГБ на проведение операции по захвату банды. При этом ответственность за реализацию этого мероприятия Юрий Андропов возложил на Виктора Алидина. А вот сейчас начинается самое интересное.

Может, что-то происходило и по-другому, ошибся же автор книги "Государственная безопасность и время" с датой захвата лайнера (у него указан 1975 год), но в книге написано так

"Никакого плана проведения операции у меня не было, но мысль активно работала в этом направлении, и через некоторое время план созрел. Группа захвата в бронежилетах, вооруженная пистолетами, в составе десяти- двенадцати человек, незаметно для бандитов, следуя цепочкой друг за другом к хвостовой части самолета, должна расположиться под фюзеляжем, у дверей. Группа захвата должна иметь штурмовую лестницу и багор для проникновения в самолет. С ними вместе, также цепочкой, должен проследовать войсковой наряд из десяти человек (военнослужащие дивизии им. Дзержинского МВД СССР.- Прим. ред.), вооруженных автоматами. Если бандиты откроют дверь самолета, то за край проема следует зацепить багор, что не даст возможность закрыть дверь. Один сотрудник подставляет штурмовую лестницу, по которой группа захвата проникает в самолет. Чтобы обезопасить ее действия, войсковой наряд на расстоянии трех-пяти метров перед открывающейся дверью рассыпается веером и открывает огонь на поражение по бандитам, стоящим в проеме двери..." Прервем его рассказ. В 1973 году операция по освобождению заложников развивалась по описанному выше сценарию. Тогда было три проблемы: первая- нейтрализовать минимальным количеством выстрелов тех, кто стоял около дверного проема (а это удалось не сразу- только двое из четырех бандитов были подстрелены в дверном проеме, остальные в нем не показались); вторая- в толпе пассажиров, бегущих из салона самолета, вычислить угонщика, третья- нейтрализовать главаря, который остался внутри и мог захватить кого-то из оставшихся внутри пассажиров.

Примерно по тому же сценарию развивались события в 1974 году. А теперь продолжим рассказ Виктора Алидина:

"Для того чтобы террористы открыли дверь, у них на виду подойдет сотрудник в бронежилете с чемоданом в руке и покажет обещанные доллары". Нужного количества денег в кассе КГБ не оказалось, пришлось мастерить "куклу" (пачка, где только верхняя и нижняя купюры настоящие, а между ними стопка листов бумаги). Хотя это было мелочью по сравнению с тем, чего не было на момент начало штурма. После проведения инструктажа спешно сформированной группы захвата, которой командовал полковник- начальник Московского уголовного розыска, выяснилось, что

"...под рукой не оказалось багра и штурмовой лестницы, а без них план бы не удалось осуществить. Я подошел к металлической ограде, звенья которой напоминали висящие лестницы, с силой рванул одно звено (хватило же сил!) и вырвал его. То же сделал и с другим звеном. Таким образом появились две штурмовые лестницы. Теперь встал вопрос о багре. Мне сказали, что рядом расположено пожарное депо. Я направился туда. В открытых дверях стояли две пожарные машины. На одной из них я увидел пожарный крюк, который снял на глазах двух пожарных, принес и вручил все еще стоящей в строю группе захвата.... ..Я дал команду приступить к выполнению боевой задачи. Пожелал товарищам удачи. Все произошло так, как предусматривалось планом..." Двое бандитов убиты, остальные арестованы. Пассажиры не пострадали.

А вот дальше, как справедливо заметил Виктор Алидин, "началась дележка лавров". Министр МВД Николай Щелоков приказал доставить арестованных на Петровку. Генерал позвонил Юрию Андропову и сообщил об этом требовании. Председатель КГБ предложил решение, которое устроило всех. Сначала заехать в ГУВД, а потом уже на Лубянку. Первый визит был бессмысленным- задержанные находились в шоковом состоянии и упорно молчали. 26 января 1976 года- попытка захвата самолета "Ил-62", рейс Фрунзе-Москва. Угонщик один. Жертв нет. Этот инцидент отличается от тех, что произошли раньше. Преступник оставил в туалете записку, где требовал лететь в Тель-Авив. В противном случае он обещал взорвать лайнер. Для подтверждения серьезности своих намерений рядом с посланием он оставил два пиротехнических патрона. При этом он никак не проявил себя. О ЧП генерал Виктор Алидин доложил Юрию Андропову.

Руководитель КГБ распорядился: "Пусть самолет по курсу следует в Москву и совершит посадку в Домодедово, как это ему и положено". После посадки лайнер оттранспортировали на удаленную от основного потока пассажиров и самолетов стоянку. Площадку оцепили усиленными нарядами милиции и военнослужащих внутренних войск- чтобы не допустить попытки прорыва террористов, если они на это решатся. Всех пассажиров (147 человек) планировалось на специально выделенных автобусах (каждый сопровождало два вооруженных сотрудника правоохранительных органов) доставить в зал ожидания, который уже подготовили к встрече. Организовали охрану выходов (чтобы никто не смог покинуть его) и проверку документов. Осмотр самолета членами экипажа не выявил подозрительных предметов. Опросив пассажиров, установили личности шести человек, кто во время полета пользовался туалетом. Допросили их. Все, за исключением одного, некого Попова, спокойно отвечали на вопросы оперативников. Через два часа всех пассажиров, включая Попова, пришлось отпустить. Доказательств вины никого из них на тот момент не было. Началась кропотливая работа. Вскоре следствием было установлено, что самолет пытался угнать А. Попов . Его арестовали 1 марта 1976 года сотрудники КГБ в Москве.

4 июля 1976 года - попытка захвата самолета "Ан-2", рейс Грозный-Элиста. Угонщик один. Жертв нет. Преступник арестован. 

23 сентября 1976 года- захват и угон в Иран самолета "Ан-24" Азербайджанского управления гражданской авиации, рейс Забрат-Аджикабул-Пушкино-Пришиб-Ленкорань. Угонщик один, второй пилот Засимов В.И. Пассажиров на борту не было. 25 сентября самолет и летчик возвращены в СССР. Судьба преступника неизвестна. 

25 мая 1977 года- захват и угон в Швецию самолета "Ан-24" Рижского авиаотряда, рейс Рига-Даугавпилс. Угонщик один, дважды судимый Б.В. Сосновский . Жертв нет. В Швеции Сосновский приговорен к четырем годам тюремного заключения. 

17 июня 1977 года- попытка угона самолета "Як-40", рейс Рига-Таллин. Угонщик один. Г.В. Петров (1954 года рождения) под угрозой взрыва потребовал следовать в Швецию. Самолет посажен в аэропорту города Вентспилса. У Петрова изъята ампула с жидкостью, имитирующая взрывное устройство. 

10 июля 1977 года- захват и угон в Хельсинки, Финляндия, самолета "Ту- 134" Ленинградского управления гражданской авиации, рейс Петрозаводск-Ленинград. Угонщиков двое. А .Ф. Шелудько (1955 г/р) и Г.И. Загирняк (1958 г) , ранее судимые за бродяжничество и кражи. Билеты на самолет были приобретены ими по чужим паспортам. В Хельсинки угонщики требовали дозаправки и вылета в Швецию, но были задержаны. Позже выданы СССР. 

19 октября 1977 года- попытка захвата самолета "Ан-2" в аэропорту Тарту, Эстония. Угонщик один. Жертв нет. Преступник арестован. 

6 ноября 1977 года- попытка захвата самолета "Ан-24", рейс Паланга-Вильнюс. Угонщик- Альвикас, 1959 г.р. , под угрозой взрыва гранаты "Ф-1" вынуждал экипаж следовать в Швейцарию. Самолет посажен в Вильнюсе, у Альвикаса изъята деревянная копия гранаты "Ф-1". 

21 февраля 1978 года- попытка захвата самолета "Ту-134", рейс Ленинград-Мурманск. Угонщик один- Дмитриченко , под угрозой взрыва требовал лететь в Осло, Норвегия. Самолет посажен в Петрозаводске. Угонщик заперся в туалете и позже был задержан. Взрывоопасных предметов при себе не имел. 

9 апреля 1978 года- попытка захвата самолета "Як-40", рейс Паланга-Рига-Таллин. Угонщик один- Афонин , угрожая пистолетом, требовал лететь в Швецию. После отказа 11 раз выстрелил в двери кабины пилотов и стены самолета. "Як-40" посажен в Пярну, Афонин задержан. 

1 мая 1978 года- попытка захвата самолета "Ил-18", рейс Ашхабад- Минеральные Воды. Угонщик один- Скубенко , угрожая гранатой и пистолетом, требовал посадки в Тегеране. Вторым пилотом Аманязовым угонщик застрелен, самолет посажен в Ашхабаде. У преступника обнаружены учебная граната и самодельный пистолет под стартовые патроны. 

15 октября 1978 года- попытка захвата самолета "Ан-24", рейс Симферополь-Одесса. Угонщик один. Жертв нет. Преступник арестован. 

9 ноября 1978 года- попытка захвата самолета "Ан-24", рейс Краснодар-Грозный-Баку. Угонщик один- Махаев , житель Грозного. Был ранее судим за антисоветскую агитацию и пропаганду, признан душевнобольным. Угонщик забаррикадировался в багажном отделении у пилотской кабины, через приоткрытую дверь успел ранить из пистолета бортмеханика самолета, требуя следовать в Турцию. После приземления в Махачкале бандит застрелился, на месте происшествия обнаружен пистолет "Вальтер", 4 гильзы. В обшивке найдено 4 пробоины, одна сквозная. 

10 ноября 1978 года- попытка захвата самолета "Ан-24", рейс Харьков-Ростов-Сухуми-Батуми. Угонщик один- Буль , житель Одессы, работавший сторожем киностудии. Под угрозой взрыва через 20 минут после вылета из Сухуми потребовал приземлиться в Турции. Самолет совершил посадку в Батуми, где террорист был задержан. Вместе с ним находились четырехлетний сын и десятилетняя дочь. 

6 января 1979 года- попытка захвата самолета "Ту-134" в аэропорту Пулково, Ленинград. Угонщиков четверо. Жертв нет. 1 апреля 1979 года- попытка захвата самолета "Як-40", рейс Одесса-Симферополь-Кутаиси. Угонщиков двое- Витас и Вяншас , оба жители Литвы. Под угрозой взрыва после вылета из Симферополя потребовали следовать в Турцию. Самолет совершил посадку в Симферополе, у угонщиков изъята имитация взрывного устройства в виде компаса, куклы и реле времени стиральной машины. 

14 мая 1979 года- несовершеннолетние Саманаев и Пазунов, жители г. Новокузнецка, захватили по месту жительства пассажирский автобус и потребовали отвезти их в аэропорт. При сопротивлении был убит один из пассажиров и взяты четверо заложников. Автобус был направлен в аэропорт Новокузнецка. При подъезде к вертолету "Ми-8" во время перестрелки с сотрудниками милиции Саманаев был застрелен. Нападавшие имели при себе обрезы охотничьих ружей, ручную гранату и самодельное взрывное устройство. 

14 сентября 1979 года- попытка захвата самолета "Ил-18", рейс Анадырь-Магадан-Хабаровск. Угонщик один- военнослужащий внутренних войск Даньченко , 1958 г.р., солдат летевшего на борту конвоя. Во время полета, угрожая табельным пистолетом, потребовал следовать в США. При сопротивлении им был застрелен старший конвоя, сам угонщик убит сослуживцем. 

20 марта 1980 года- попытка захвата самолета "Ту-134", рейс Баку-Ереван. Угонщик один- Мартиросов , житель Баку. Угрожая ножом, потребовал следовать в Турцию. Угонщик обезоружен экипажем, самолет совершил посадку в Ереване. Жертв нет. 

14 апреля 1980 года- попытка захвата самолета "Л-4Ю", рейс Батуми-Сухуми. Угонщик один- Бежанидзе , ученик средней школы. Под угрозой взрыва самолета требовал следовать в Турцию. "Л-4Ю" приземлился в аэропорту вылета, где преступник был задержан. 

7 мая 1980 года- попытка захвата самолета "Ту-134", аэропорт г. Минска. Несовершеннолетний Маланченко , ученик 9-го класса, перелез через забор, имея похищенную малокалиберную винтовку "Биатлон" и 17 патронов к ней, поднялся по трапу самолета, следовавшего по маршруту Минск-Вильнюс-Ленинград. Дверь оказалась закрыта, Маланченко был задержан на месте. 

8 июля 1982 года- попытка захвата самолета "Ту-154", рейс Мурманск-Ленинград. Угонщик один- Бурдук , во время посадки передал стюардессе записку доставить на борт 500 тыс. рублей под угрозой повторить случай с Надеждой Курченко. Охраной аэропорта Мурманска Бурдук задержан, жертв нет. 

19 сентября 1982 года- попытка захвата самолета "Як-40", рейс Кингисепп-Таллин, Эстония. Угонщиков четверо. Жертв нет. Преступники арестованы.

7 ноября 1982 года- захват и угон в Турцию самолета "Ан-24" Северо-Кавказского управления гражданской авиации, рейс Новороссийск-Одесса. Угонщиков трое- братья Шмидт и Шуллер , немцы по национальности. Нападавшие ранили в лицо бортмеханика выстрелом из пистолета, после чего ударом ножа ранили в руку пассажира. Под угрозой взрыва самолет приземлился в Синопе, Турция. На следующий день самолет со всеми пассажирами вернулся в Одессу, угонщики летом следующего года осуждены турецким судом. 

25 января 1983 года- попытка захвата самолета "Як-40", рейс Ереван-Берд. Угонщик один- Якименко , лаборант института ботаники г. Ашхабада. После вылета из Еревана под угрозой взрыва потребовал следовать в Турцию. Самолет произвел посадку в Ленинакане, у Якименко изъято самодельное взрывное устройство. 

27 мая 1983 года- угон в Швецию самолета "Ан-2" Рижского авиаотряда. Угонщик один, командир звена летного отряда Ванангс . Во время работы на полях в Елгавском районе путем обмана пилота и техника завладел самолетом и совершил посадку на острове Готланд, Швеция. Самолет вскоре возвращен. Судьба преступника неизвестна. 

5 июля 1983 года- попытка захвата самолета "Ту-134", рейс Москва-Таллин. Угонщиков двое- М. Иванов и А. Галунчиков , под угрозой взрыва потребовали следовать в Швецию. Под видом дозаправки в Хельсинки экипаж произвел посадку в г. Выборг на военном аэродроме. После эвакуации пассажиров Галунчиков был застрелен находившимся на борту офицером фельдсвязи, Иванов ранен. Взрывного устройства не обнаружено. 

18 ноября 1983 года- попытка захвата самолета "Ту-134", рейс Тбилиси-Ленинград. В освобождении заложников участвовали бойцы "Альфы" . Угонщиков- семь человек, под угрозой взрыва и огнестрельного оружия потребовали следовать в Турцию. Самолет совершил посадку в Тбилиси, утром следующего дня произведен штурм самолета. Убито семь человек, включая двух угонщиков (один покончил жизнь самоубийством), ранено трое. Оставшиеся в живых задержанные- все дети высокопоставленных семей приговорены к расстрелу, их сообщница- к 12 годам лишения свободы. 

18 июня 1984 года- попытка захвата самолета "Ту-154", рейс Домодедово-Сургут. Угонщик один. Жертв нет. Преступник арестован.

Ссылки:

  • "Сумасшедшее" лето 1990 года (угоны самолетов)
  • Терроризм - тяжелейшее преступление перед человечеством и Чечня
  • ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ (угоны самолетов)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»