Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

VII слет планеристов

Источник: Королева Н.С., 2002

На состязания были привезены сохранившиеся старые планеры и несколько новых. Среди "ветеранов" был и "Коктебель", который по возвращении из Крыма в Москву осенью 1929 г. был выставлен в музее на Красноармейской улице. Перед отправкой на VII слет отец и Люшин его отремонтировали, сделали новое оперение и перекрасили в серый с белым цвет. Из новых планеров привлекали, по словам очевидцев, внимание "Город Ленина" O.K. Антонова и "Красная Звезда" С.П. Королева . Планер O.K. Антонова имел оригинальную конструкцию - кабина пилота по форме напоминала каплю, а корпус планера - трубу. Это улучшало аэродинамические качества аппарата. Планер "Красная Звезда" был допущен к полетам технической комиссией во главе с С.В. Ильюшиным . В.А. Степанченок , а потом отец совершили на нем несколько полетов. Обнаруженные небольшие неполадки с рулем поворота были быстро устранены. Газета "Красная Звезда" 24 октября 1930 г. так писала об этом планере: "Имя "КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ" присвоено конструктором одному из самых интересных планеров VII Всесоюзного слета - планеру тов. КОРОЛЕВА, типа "СК-3", специально предназначенному для выполнения ФИГУРНЫХ ПОЛЕТОВ: мертвых петель, переворотов, штопора и пр... При постройке планера преследовались следующие цели: заполнить существующий пробел в технике полетов на планерах, так как до сих пор высший пилотаж не производился на планерах, если не считать американских опытов, при которых планер не самостоятельно поднимался на нужную высоту, а буксировался туда самолетом; сделать первый шаг к изысканию ТИПА ПЛАНЕРА ДЛЯ ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА, который позволил бы в дальнейшем, когда планер окончательно утвердится в роли средства АВИАДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ, проходить на нем и фигурные полеты, давая таким образом в военные авиашколы обученных пилотов; получить машину, обладающую таким запасом прочности, чтобы на практике проверить критические значения перегрузок при парящих полетах. На слете планер "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА" УЖЕ СОВЕРШИЛ РЯД ПОЛЕТОВ для сдачи техкомовских испытаний. Конструктор планера "Красная Звезда" - СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЕВ - родился в 1906 г. в семье учителя-крестьянина. Планеризмом начал заниматься в 1924 г. В 1929 г. тов. Королев окончил авиационное отделение МВТУ и одновременно гражданскую школу летчиков Мосоавиахима. В этом же 1929 г. на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле он выдержал испытание на звание пилота-парителя".

Итак, планер "Красная Звезда" был готов к выполнению основного назначения - полетам с выполнением фигур высшего пилотажа. Отец описал первые полеты планера в письме П.В. Флерову и сообщил, что скоро собирается "петлить" (делать "мертвые петли"). Но судьба распорядилась по-иному. В течение нескольких дней не было достаточно сильного ветра, а в это время отец заболел брюшным тифом и был помещен в инфекционное отделение городской больницы Феодосии . Оттуда он послал в Москву телеграмму П.В. Флерову : "Заболел брюшным тифом Феодосии точка Все твоем усмотрении Сергей". Флеров поехал в Осоавиахим. Там о случившемся уже знали. Мария Николаевна вспоминала, что, уезжая в тот раз из дома, сын сказал ей, что плохо себя чувствует, не совсем здоров. Она попыталась остановить его, говоря, что не стоит ехать в таком состоянии, но он уже на ходу ответил, что это невозможно, и побежал вниз по лестнице. Она успела вдогонку лишь крикнуть, чтобы он взял с собой аспирин. А дней через десять вдруг приехал на Александровскую Флеров и сказал, что Осоавиахим предлагает ей поехать в Феодосию. У нее все внутри оборвалось: она решила, что сын погиб. Но Петр Васильевич объяснил, что Сергей заболел и его увезли в феодосийскую больницу. Мария Николаевна сказала, что готова выехать немедленно. Флеров поехал за билетом и следующим утром поезд увез ее на юг. Прямо с вокзала она помчалась в больницу. Врач сообщил, что у ее сына брюшной тиф, но ничего страшного нет. Мария Николаевна поселилась в гостинице "Астория". Этажом выше остановился П.В. Флеров, который оформил отпуск и вслед за ней тоже приехал в Феодосию. Отец рассказал своему другу, как он облетывал "СК- 3", Флеров же порадовал его, сообщив о трех "мертвых петлях", которые Степанченок уже выполнил на "Красной Звезде", - впервые в мире. Отец сожалел, что не увидел этого сам, но в то же время был счастлив, что задуманное удалось. Приезд бабушки в Феодосию запомнился К.К. Арцеулову, который написал ей в декабре 1978 г.: "Вспоминая под Новый Год прошлое, вспомнил и волнение, вызванное Вашим приездом в Коктебель к больному Сереже, поездку в феодосийскую больницу, полеты на "Коктебеле", все, связанное с Вашим коротким пребыванием в Феодосии". А между тем высший пилотаж на планере явился сенсацией состязаний. Газета "Красная Звезда" от 10 ноября 1930 г., вырезку из которой отец сохранил, в статье "Из достижений VII планерного слета. Восходящий поток на береговой полосе - как делались на планере "мертвые петли"" - писала: "Мировым днем планерного слета был день 28 октября. Южный ветер, сильный уже с утра и достигший к середине дня скорости в 15 м в секунду (15, а не 25, как было напечатано по ошибке телеграфа), окрылил планеристов, уже отчаявшихся, что когда-нибудь задует действительно "приличный ветерок". В воздух взвилась целая серия планеров, но... скоро все они пошли на посадку: характер восходящего потока не сулил никаких возможностей - поток был очень узок и настолько порывист и неровен, что очень быстро утомлял даже опытных пилотов-парителей. В это время на старте появился планер "Красная звезда", до этого времени стоявший покинутым из-за болезни своего конструктора и пилота т. Королева и теперь извлеченный из нижнего лагеря по приказанию начальника летной части слета т. Степанченка . Надо сказать, что планер "Красная Звезда" в силу небывалого по величине удельного веса (нагрузки на квадратный метр несущей поверхности), возбуждал сомнения в возможности на нем парить вообще. Теперь, воспользовавшись достаточно сильным ветром, т. Степанченок решил его испытать, чтобы разрушить это предвзятое мнение. Едва справившись с пусковым амортизатором, "Красная Звезда" начала быстро набирать высоту. Два прохода вдоль склона, и высота над местом взлета достигает приблизительно 200 метров (над долиной до 400 метров). Планер парит! Но что это? Вираж в долину. Крутое снижение. Круче! Еще круче!... И вдруг - плавное взмытие вверх и ровная, даже ничуть не угловатая, как можно было ожидать, мертвая петля!!! Потеряв на разгоне перед петлей метров сотню, описав петлю метров 60-70 диаметром и потеряв на выходе из петли не более 10-15 метров, т. Степанченок быстро повернул обратно к склону, направился вдоль него к южному концу горы Клементьева, повернул назад, и, все время набирая потерянную на петле высоту, снова приблизился к месту старта. Снова поворот в долину, снова разгон и опять идеально чистая мертвая петля! После нее опять быстрый набор высоты у склона и третья петля!

На старте выложен сигнал, требующий посадки планера: на первый раз хватит! Плавно набирает "Красная Звезда" в последний раз высоту, поворачивает в глубь плоскогорья и через минуту садится, при шумных овациях, рядом с тем местом, с которого незадолго перед тем взлетела. История советского планеризма обогатилась новым мировым достижением. Правда, мертвые петли на планере уже делались американцами, но у них планер "втаскивался" для этого на буксире самолета на высоту до 3.000 метров и лишь оттуда, в полной безопасности, постоянно теряя высоту, делал петли на простом планировании, а не парении после самостоятельного взлета и набора высоты. Самый планер, послуживший для этого, был таким, что и не мог бы "выпарить" самостоятельно на нужную высоту, так как все внимание в нем было обращено лишь на достаточную прочность для совершения фигур высшего пилотажа. Таким образом, и самый "трюк" американцев не может даже сравниться с тем подлинным достижением, которого добились советские планеристы. Это достижение становится тем более замечательным, что т. Степанченок немедленно после посадки заявил, что отныне он считает обучение высшему пилотажу на планерах вполне возможным и целесообразным. Таким образом, оказались разрешенными и те задачи, которые Центральный Совет Осоавиахима ставил конструктору, предлагая ему осуществить планер, пригодный для выполнения фигур высшего пилотажа". Не менее лестный отзыв о "Красной Звезде" и выполненных на ней "мертвых петлях" поместил журнал "Физкультура и спорт" * 67 за 1930 г. в заметке "Что дал VII Всесоюзный слет планеристов" (эту заметку также хранил отец): "В области рекордных полетов, помимо многочисленных и интересных полетов Арцеулова, Юмашева, Венслава, Кошица, Козлова и др., слет этого года принес неожиданный сюрприз: Мировой рекорд фигурного полета, установленный пилотом Степанченком. Мертвая петля на планере - не новость. В прошлом году мертвую петлю на планере сделал американский летчик. Однако он не рискнул сделать петлю самостоятельно, его буксировал самолет. Пилот Степанченок сделал 3 мертвые петли без помощи самолета на планере "СК-3" молодого советского инженера- конструктора Королева. Интересно, что до этого Степанченок ни разу не летал на "СК-3" и даже не знал всех данных машины, так как ее конструктор заболел брюшным тифом, его свезли в город, в больницу, и Степанченок не успел его как следует расспросить. Выждав ветер в 15 метров в секунду, который предпочтителен для фигурного полета, Степанченок сел в кабину планера, полетел, и вскоре мы увидели его кувыркающимся на планере в воздухе. Это было исключительное по красоте зрелище даже для присутствовавших при этом и видевших всякие виды пилотов. Не надо забывать, что на планере нет ни мотора, ни пропеллера и что мертвая петля требует от планера скорости около 150 км в час и большого искусства от пилота. Степанченок и Королев, летчик и конструктор, оба доказали полную возможность использования планера для обучения фигурным полетам. Таким образом, планер позволяет проходить на нем весь курс обучения летному искусству полностью". Заметку сопровождали фотографии "Красной Звезды" на земле и в воздухе. Итоги Всесоюзного слета планеристов были подведены в газете "Известия" 6 ноября 1930 г. Эту заметку отец вырезал, находясь в феодосийской больнице. В ней говорилось, что в состязаниях участвовало "около 200 парителей, планеристов и учеников. Совершено свыше 3000 учебных и тренировочных полетов, свыше 100 - парящих... В области экспериментального планеризма слет установил мировой рекорд фигурного полета на планере... В области новых конструкций на слете первые места заняли: ленинградский планер "Город Ленина" тов. Антонова и московский планер "Красная Звезда" тов. Королева". Планер "Красная Звезда" и выполненные на нем "мертвые петли" произвели такое впечатление, что отзывы о них появлялись в газетах даже через несколько лет. Так, ко Дню Воздушного флота 18 августа 1934 г. "Правда" опубликовала заметку "Виртуоз пилотажа" с фотографией летчика В.А. Степанченка, которую отец также поместил в свою заветную папку. В ней говорилось о высочайшем мастерстве замечательного пилота и в том числе о его "мертвых петлях" на планере: "Это было в Коктебеле. Степанченок вылетел на планере "Красная Звезда". Несколько десятков планеристов следили за его полетом. Он поднялся над долиной на 400 метров и неожиданно для всех, набрав необходимую скорость, сделал одну за другой три мертвых петли. Первые в мире мертвые петли на планере!.. После Степанченок перекрыл свои собственные рекорды: в 1932 году он сделал на планере подряд 115 мертвых петель, а потом в 1933 году - 184". Еще одна статья, которая называлась "Василий Андреевич Степанченок", была помещена в "Правде" ко Дню Красной армии 23 февраля 1935 г. И хотя прошло уже почти пять лет с того памятного дня, в ней опять говорилось о "Красной Звезде" и первых в мире "мертвых петлях" на планере. А сам отец в 1958 г. в перечне своих конструкций напишет так: "Пилотажный планер СК-3 "Красная Звезда". Конструкция, разработанная и построенная в 1930 году специально для фигурных полетов и пилотажа. На этой машине летчиком Степанченком был впервые произведен в 1930 году высший пилотаж. В дальнейшем высший пилотаж на планерах был введен повсеместно при обучении летчиков". Но это будет написано через много лет.

Ссылки:
1. КОРОЛЕВ С.П.: ВЗЛЕТ НАЧИНАЛСЯ С ПЛАНЕРИЗМА
2. Королев С.П. в школе летчиков, испытание "дипломного" самолета
3. КОРОЛЕВ С.П В МВТУ и ЦАГИ (1926-1931)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»