Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ИС-3: танк "победа"

Все как будто обстояло хорошо. Успехи конструкторов и рабочих Танкограда позволяли и отдохнуть. И если сам Духов отдыхать не любил, то своего заместителя Балжи просто заставил уехать на летние дачи завода у поселка Шершни. Незадолго до этого Духов познакомил его со статьей военного инженера полковника Завьялова . Вместе с группой сотрудников Бронетанковой академии Завьялов на многих десятках танков изучил характер повреждений, вызванных попаданиями вражеских снарядов. В статье говорилось, что не все части башни и корпуса поражаются одинаково. Для одних участков эта вероятность больше, для других меньше. Мысль автора подкупала своей обоснованностью - он сделал танковый бой предметом научного исследования. Балжи знал цену точному знанию, добытому на полях сражений. Сколько раз оно служило настоящим детонатором, чтобы породить лавину идей, направленных на улучшение конструкции! Но надо ли еще и еще раз улучшать то, что признано успешным? Почему бы и нет?! Рука Балжи уже рисовала низкую, слегка приплюснутую сферическую башню. Если учесть вероятность попадания снарядов, рассуждал Балжи, башню можно выполнить с переменной толщиной стенок. А корпус сварить из сильно наклоненных броневых листов...

Через несколько дней отпускник уже был в кабинете Духова. Оказалось, главный конструктор тоже размышлял над колонками цифр, приведенных в статье Завьялова. Оставалось решить, приступать к работе над новой машиной или нет. Вопрос был серьезный.

Согласно приказу наркома танкопрома в круг обязанностей руководимого Духовым конструкторского бюро входило обслуживание серийного производства. И все же главный конструктор, поддержанный всеми без исключения коллегами, решил сверх положенного потрудиться для победы. Сильная черта Духова (это отмечали многие) заключалась в склонности к глубокому анализу фактов. От его взора не укрылось немаловажное обстоятельство: за годы войны рост огневой мощи отечественных тяжелых танков шел быстрее, чем повышение их броне-стойкости. Поражающие средства противника тоже не остались неизменными. Появились подкалиберные и кумулятивные снаряды, фаустпатроны .

Вот почему живучесть бронированных машин теперь воспринималась как центральная проблема их дальнейшего совершенствования. Создание еще одной модели танка становилось необходимостью. В конце сентября 1944 года на стенах кабинета Духова уже висело около полутора десятков листов ватмана с чертежами новой машины. Форма ее башни отличалась даже каким- то изяществом. На самом же деле намеренного стремления сделать ее красивой не было. Просто конструкторы старались наиболее полно учесть законы рикошетирования снарядов. Стенки башни, как и предлагал Балжи, были переменной толщины. Для литейщиков такая конфигурация уже не представляла особых трудностей. А вот корпус для тяжелого танка был необычен. Наклонные броневые листы, соединенные продольным сварным швом, создавали впечатление устремленности вперед. Резко увеличенные углы наклона вместе с дифференцированием толщины брони должны были более чем в два раза повысить противоснарядную стойкость машины. В остальном танк сохранял преемственность со своим предшественником ИС-2 . Это-то и подкупило директора И. М. Зальцмана . Он не только поддержал конструкторов, но и стал торопить их.

Работа над постройкой опытного образца началась незамедлительно по отдельному заказу за счет сэкономленных заводом средств. В то время как челябинцы в своих поисках последовательно решали одну задачу за другой, в умах немецких проектировщиков по-прежнему царила идея гигантизма.

Фердинанд Порше давал бесконечные обещания создать всепоражающий и в то же время неуязвимый танк. Стремление решить все на уровне технического абсолютизма привело к тому что с труднейшей проблемой роста массы вообще перестали считаться. Тяга к гигантизму затмила все. Стараясь увеличить пробивную силу снаряда, немецкие конструкторы решили вытянуть и без того длинный хобот "тигра". Длина пушечного ствола выросла до 6,2 мара и почти сравнялась с длиной танка. Масса танка достигла 68 тонн; иначе как "королевским тигром" он не мог называться. Но в первом же бою выяснилось, что его броня, несмотря на непомерную толщину, была низкого качества и под ударами бронебойных снарядов раскалывалась. К тому же промышленность рейха не могла выпустить много этих сверхмассивных машин.

А челябинцы уже в декабре 1944 года показали свою новинку маршалу бронетанковых войск П. А. Ротмистрову в Москве на демонстрации образцов боевой техники, изготовляемой разными заводами страны.

- Такая машина нужна армии! Танк поступил на вооружение под индексом ИС-3 . Как раз в те дни в газетах появился указ о присвоении Николаю Леонидовичу звания генерал-майора инженерно-технической службы. В Москве нарком Малышев принял у него воинскую присягу... На воинском учете до того он числился рядовым. Золотистый блеск погон ничуть не изменил его. Он и в генеральской шинели остался солдатом индустрии. По- прежнему участвовал в испытаниях танков, своими руками разбирал и собирал капризные узлы.

Был и такой случай. Однажды утром, когда Николай Леонидович ехал на работу, его машина попала в затор. Оказалось, на перекрестке у грузовика заглох мотор. Духов вышел из машины, подошел к грузовику, засучил рукава генеральского кителя и вместе с водителем стал искать неисправность.

Быстро ее нашел, а затем так же быстро исправил - двигатель внутреннего сгорания он еще со студенческих лет знал в совершенстве. Даже дизелисты из конструкторского бюро Трашутина во время обсуждения новых проектов прислушивались к его мнению и советам. Наступил февраль 1945 года. В сводках Совинформбюро появилось новое направление - Берлинское. В день годовщины Красной Армии Николай Леонидович выступил в многотиражной газете Танкограда "За трудовую доблесть" со статьей "Кировские танки идут на Берлин". Она тем более интересна, что в ней Духов дает оценку труду своего коллектива: "Наши тяжелые танки и самоходные орудия, превосходящие вражескую технику, наносят врагу сокрушающие удары. Кировские танки имеют более сильную бронезащиту и самую мощную в мире пушку. Их роль особенно велика при осуществлении операций на окружение. В нынешнем своем грандиозном наступлении Красная Армия широко и успешно применяет эту тактику". В этой статье Духов лишь бегло упомянул о превосходстве отечественной боевой техники над вражеской. Подлинная степень этого превосходства выявилась после окончания войны из трофейных документов. ИС-3 суждена была долгая жизнь. Мало того, десять лет спустя после окончания войны он все еще рассматривался как эталон тяжелого танка. В 1956 году американский армейский журнал называй его "выдающимся", "одним из наиболее мощных в мире", особо отмечая именно те его свойства, ради которых Духов и решил начать инициативную разработку.

"По сравнению с танками западных стран, - подчеркивал журнал, - ИС-3 имеет исключительно низкий силуэт, а также весьма эффективную форму броневой защиты". Могучая, красивая машина ИС-3, недвижно застывшая на оживленной Комсомольской площади в Челябинске, - напоминание об отвоеванном в великой народной войне праве на мир и труд, о подвиге советских танкостроителей.

В том, что духовский танк оказался долгожителем среди своих бронированных собратьев, внимательный зритель может убедиться по кинофильму "Блокада" . Там есть кадры, где ленинградцы, рабочие Кировского завода, ремонтируют танки КВ. В действительности в съемках участвуют ИС-3. Вероятно, кинематографистам не удалось найти машины довоенного выпуска...

Еще до окончания войны с Германией за создание выдающегося танка Духов удостоился награды полководцев - ордена Суворова, в 1946 году вторично стал лауреатом Государственной премии. В некоторых книгах можно прочесть, что ИС-3 в завершающих боях с Германией не участвовал, а только прошел по берлинской мостовой на параде союзных войск. На параде он действительно был и произвел на военных специалистов сильное впечатление. Об этом пишет в своих воспоминаниях Маршал Советского Союза Г. К. Жуков .

Что же касается участия в боевых действиях, то ИС-3 помог быстро покончить с японской военщиной . Именно тогда, осенью 1945 года, личный вклад Духова в дело разгрома врага получил высшую оценку. 3 октября в Кремле ему были вручены орден Ленина и золотая медаль "Серп и Молот" вместе с грамотой о присвоении звания Героя Социалистического Труда.

Ссылки:

  • Котин Жозеф Яковлевич (1908-1979)
  • ЧТЗ. ОАО "Челябинский тракторный завод".
  • ДУХОВ Н.Л.: В ТАНКОГРАДЕ
  • ИС-4 танк
  • СКБ-2 - ГСКБ-2 (Головное специализированное конструкторское бюро ЧТЗ)
  • Крученых Георгий Васильевич
  • Танки у фашистов, в СССР и у союзников
  • Боевая слава тяжелых танков Танкограда 1943
  • Гольдштейн Я.: Откровенные строки
  • Мыслинская-Коробейникова: Улыбка Духова
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»