|
|||
|
ИС-3: танк "победа"
Через несколько дней отпускник уже был в кабинете Духова. Оказалось, главный конструктор тоже размышлял над колонками цифр, приведенных в статье Завьялова. Оставалось решить, приступать к работе над новой машиной или нет. Вопрос был серьезный. Согласно приказу наркома танкопрома в круг обязанностей руководимого Духовым конструкторского бюро входило обслуживание серийного производства. И все же главный конструктор, поддержанный всеми без исключения коллегами, решил сверх положенного потрудиться для победы. Сильная черта Духова (это отмечали многие) заключалась в склонности к глубокому анализу фактов. От его взора не укрылось немаловажное обстоятельство: за годы войны рост огневой мощи отечественных тяжелых танков шел быстрее, чем повышение их броне-стойкости. Поражающие средства противника тоже не остались неизменными. Появились подкалиберные и кумулятивные снаряды, фаустпатроны . Вот почему живучесть бронированных машин теперь воспринималась как центральная проблема их дальнейшего совершенствования. Создание еще одной модели танка становилось необходимостью. В конце сентября 1944 года на стенах кабинета Духова уже висело около полутора десятков листов ватмана с чертежами новой машины. Форма ее башни отличалась даже каким- то изяществом. На самом же деле намеренного стремления сделать ее красивой не было. Просто конструкторы старались наиболее полно учесть законы рикошетирования снарядов. Стенки башни, как и предлагал Балжи, были переменной толщины. Для литейщиков такая конфигурация уже не представляла особых трудностей. А вот корпус для тяжелого танка был необычен. Наклонные броневые листы, соединенные продольным сварным швом, создавали впечатление устремленности вперед. Резко увеличенные углы наклона вместе с дифференцированием толщины брони должны были более чем в два раза повысить противоснарядную стойкость машины. В остальном танк сохранял преемственность со своим предшественником ИС-2 . Это-то и подкупило директора И. М. Зальцмана . Он не только поддержал конструкторов, но и стал торопить их. Работа над постройкой опытного образца началась незамедлительно по отдельному заказу за счет сэкономленных заводом средств. В то время как челябинцы в своих поисках последовательно решали одну задачу за другой, в умах немецких проектировщиков по-прежнему царила идея гигантизма. Фердинанд Порше давал бесконечные обещания создать всепоражающий и в то же время неуязвимый танк. Стремление решить все на уровне технического абсолютизма привело к тому что с труднейшей проблемой роста массы вообще перестали считаться. Тяга к гигантизму затмила все. Стараясь увеличить пробивную силу снаряда, немецкие конструкторы решили вытянуть и без того длинный хобот "тигра". Длина пушечного ствола выросла до 6,2 мара и почти сравнялась с длиной танка. Масса танка достигла 68 тонн; иначе как "королевским тигром" он не мог называться. Но в первом же бою выяснилось, что его броня, несмотря на непомерную толщину, была низкого качества и под ударами бронебойных снарядов раскалывалась. К тому же промышленность рейха не могла выпустить много этих сверхмассивных машин. А челябинцы уже в декабре 1944 года показали свою новинку маршалу бронетанковых войск П. А. Ротмистрову в Москве на демонстрации образцов боевой техники, изготовляемой разными заводами страны. - Такая машина нужна армии! Танк поступил на вооружение под индексом ИС-3 . Как раз в те дни в газетах появился указ о присвоении Николаю Леонидовичу звания генерал-майора инженерно-технической службы. В Москве нарком Малышев принял у него воинскую присягу... На воинском учете до того он числился рядовым. Золотистый блеск погон ничуть не изменил его. Он и в генеральской шинели остался солдатом индустрии. По- прежнему участвовал в испытаниях танков, своими руками разбирал и собирал капризные узлы. Был и такой случай. Однажды утром, когда Николай Леонидович ехал на работу, его машина попала в затор. Оказалось, на перекрестке у грузовика заглох мотор. Духов вышел из машины, подошел к грузовику, засучил рукава генеральского кителя и вместе с водителем стал искать неисправность. Быстро ее нашел, а затем так же быстро исправил - двигатель внутреннего сгорания он еще со студенческих лет знал в совершенстве. Даже дизелисты из конструкторского бюро Трашутина во время обсуждения новых проектов прислушивались к его мнению и советам. Наступил февраль 1945 года. В сводках Совинформбюро появилось новое направление - Берлинское. В день годовщины Красной Армии Николай Леонидович выступил в многотиражной газете Танкограда "За трудовую доблесть" со статьей "Кировские танки идут на Берлин". Она тем более интересна, что в ней Духов дает оценку труду своего коллектива: "Наши тяжелые танки и самоходные орудия, превосходящие вражескую технику, наносят врагу сокрушающие удары. Кировские танки имеют более сильную бронезащиту и самую мощную в мире пушку. Их роль особенно велика при осуществлении операций на окружение. В нынешнем своем грандиозном наступлении Красная Армия широко и успешно применяет эту тактику". В этой статье Духов лишь бегло упомянул о превосходстве отечественной боевой техники над вражеской. Подлинная степень этого превосходства выявилась после окончания войны из трофейных документов. ИС-3 суждена была долгая жизнь. Мало того, десять лет спустя после окончания войны он все еще рассматривался как эталон тяжелого танка. В 1956 году американский армейский журнал называй его "выдающимся", "одним из наиболее мощных в мире", особо отмечая именно те его свойства, ради которых Духов и решил начать инициативную разработку. "По сравнению с танками западных стран, - подчеркивал журнал, - ИС-3 имеет исключительно низкий силуэт, а также весьма эффективную форму броневой защиты". Могучая, красивая машина ИС-3, недвижно застывшая на оживленной Комсомольской площади в Челябинске, - напоминание об отвоеванном в великой народной войне праве на мир и труд, о подвиге советских танкостроителей. В том, что духовский танк оказался долгожителем среди своих бронированных собратьев, внимательный зритель может убедиться по кинофильму "Блокада" . Там есть кадры, где ленинградцы, рабочие Кировского завода, ремонтируют танки КВ. В действительности в съемках участвуют ИС-3. Вероятно, кинематографистам не удалось найти машины довоенного выпуска... Еще до окончания войны с Германией за создание выдающегося танка Духов удостоился награды полководцев - ордена Суворова, в 1946 году вторично стал лауреатом Государственной премии. В некоторых книгах можно прочесть, что ИС-3 в завершающих боях с Германией не участвовал, а только прошел по берлинской мостовой на параде союзных войск. На параде он действительно был и произвел на военных специалистов сильное впечатление. Об этом пишет в своих воспоминаниях Маршал Советского Союза Г. К. Жуков . Что же касается участия в боевых действиях, то ИС-3 помог быстро покончить с японской военщиной . Именно тогда, осенью 1945 года, личный вклад Духова в дело разгрома врага получил высшую оценку. 3 октября в Кремле ему были вручены орден Ленина и золотая медаль "Серп и Молот" вместе с грамотой о присвоении звания Героя Социалистического Труда.
Ссылки:
|