| 
 | |||
| 
 
 
 
 
 | 
 Трашутин Иван Яковлевич (1906-1986)
 Видной фигурой из числа руководящих "технарей" завода был Иван Яковлевич Трашутин - генеральный конструктор по дизелям - сердцу танка. В заводском народе его любили и называли Иван Большой и Иван-Дизель - за рост и преданность дизелю В-2 . В отличие от Котина Иван Яковлевич всегда очень внимательно относился к чужому мнению и, матерясь, вносил по нему поправки в конструкцию своего любимого бессмертного дизеля В-2. Ивану Яковлевичу, дважды Герою Социалистического Труда и лауреату Ленинской премии, еще при жизни поставили памятник - бронзовый бюст на высоком постаменте. Дважды Героям полагалось ставить памятники только на родине. Но Трашутин сроднился с Челябинском и уговорил поставить бюст здесь. ТРАШУТИН Иван Яковлевич [18.01(31.01).1906, руд. Горловка
Екатеринославской губернии. Украина —
5.03.1986, Ленинград]. Инженер, генерал-майор, дважды Герой
Социалистического Труда (1966, 1976), дважды лауреат Государственной
премии СССР, почетный гражданин г. Челбинска (1978).
   Трудовую деятельность начал в 1918 слесарем
 Харьковского паровозостроительного
завода (ХПЗ). Окончил Харьковский механико-технологический институт
(1930). С 1930 по 1931 работал инженером-конструктором ХПЗ. С 1931 по
1933 по направлению ВСНХ СССР учился в 
Массачусетском технологическом
институте  (США), по окончании которого получил звание магистра наук.
С
1933 по 1939 конструктор, зав. секцией, помощник начальника отдела
Харьковского паровозостроительного завода. В 1939 стал начальником бюро,
зам. главного конструктора  завода № 75
(Харьков). Принл участие в
создании первого  советского танкового дизельного
двигателя, за который в
1941 был удостоен ордена Ленина. С началом Великой Отечественной войны
вместе с Харьковским моторным заводом был эвакуирован в
Челябинск. С 1941
по 1981 главный конструктор ЧТЗ по дизелям. Под его руководством создано
семейство  дизелей В-2. применвшихся в тжелых
тапках
 KB и  ИС, среднем
танке  Т-34, а также в широкой
гамме самоходных артустановок, ракетных
комплексов и в других боевых машинах. Были разработаны несколько
модификаций танкового двигателя и двигатели дл тракторов
 С-80, Т-140,
буровых установок. Двигатели, созданные под его руководством,
использовались более чем в 70 типах боевых машин и явились основой
силовых установок боевых машин, спроектированных в послевоенные годы.
Танковый двигатель в народнохозйственной модификации был применен в
арктических тягачах, а также в созданных на ЧТЗ дизель-электрических
тракторах
ДЭТ-250 и  ДЭТ-350. В 1943 принл участие в
становлении Челбинского
механико-машиностроительного института, ныне
 ЮУрГУ.
  Студенты кафедры “ДВС” проходили практику под его руководством и по
окончании
вуза работали в КБ. Награжден орденами Ленина (1941, 1945, 1966, 1976),
Красной Звезды (1942), 7 медалми. При жизни в Челбинске ему установлен
бронзовый бюст. Ссылки: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | ||