Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Трашутин Иван Яковлевич (1906-1986)

Видной фигурой из числа руководящих "технарей" завода был Иван Яковлевич Трашутин - генеральный конструктор по дизелям - сердцу танка. В заводском народе его любили и называли Иван Большой и Иван-Дизель - за рост и преданность дизелю В-2 . В отличие от Котина Иван Яковлевич всегда очень внимательно относился к чужому мнению и, матерясь, вносил по нему поправки в конструкцию своего любимого бессмертного дизеля В-2. Ивану Яковлевичу, дважды Герою Социалистического Труда и лауреату Ленинской премии, еще при жизни поставили памятник - бронзовый бюст на высоком постаменте. Дважды Героям полагалось ставить памятники только на родине. Но Трашутин сроднился с Челябинском и уговорил поставить бюст здесь.

ТРАШУТИН Иван Яковлевич [18.01(31.01).1906, руд. Горловка Екатеринославской губернии. Украина — 5.03.1986, Ленинград]. Инженер, генерал-майор, дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1976), дважды лауреат Государственной премии СССР, почетный гражданин г. Челбинска (1978). Трудовую деятельность начал в 1918 слесарем Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). Окончил Харьковский механико-технологический институт (1930). С 1930 по 1931 работал инженером-конструктором ХПЗ. С 1931 по 1933 по направлению ВСНХ СССР учился в Массачусетском технологическом институте (США), по окончании которого получил звание магистра наук. С 1933 по 1939 конструктор, зав. секцией, помощник начальника отдела Харьковского паровозостроительного завода. В 1939 стал начальником бюро, зам. главного конструктора завода № 75 (Харьков). Принл участие в создании первого советского танкового дизельного двигателя, за который в 1941 был удостоен ордена Ленина. С началом Великой Отечественной войны вместе с Харьковским моторным заводом был эвакуирован в Челябинск. С 1941 по 1981 главный конструктор ЧТЗ по дизелям. Под его руководством создано семейство дизелей В-2. применвшихся в тжелых тапках KB и ИС, среднем танке Т-34, а также в широкой гамме самоходных артустановок, ракетных комплексов и в других боевых машинах. Были разработаны несколько модификаций танкового двигателя и двигатели дл тракторов С-80, Т-140, буровых установок. Двигатели, созданные под его руководством, использовались более чем в 70 типах боевых машин и явились основой силовых установок боевых машин, спроектированных в послевоенные годы. Танковый двигатель в народнохозйственной модификации был применен в арктических тягачах, а также в созданных на ЧТЗ дизель-электрических тракторах ДЭТ-250 и ДЭТ-350. В 1943 принл участие в становлении Челбинского механико-машиностроительного института, ныне ЮУрГУ. Студенты кафедры “ДВС” проходили практику под его руководством и по окончании вуза работали в КБ. Награжден орденами Ленина (1941, 1945, 1966, 1976), Красной Звезды (1942), 7 медалми. При жизни в Челбинске ему установлен бронзовый бюст.

Ссылки:

  • Танк "прорыва" ИС - инициативная разработка Танкограда
  • Духов Н.Л. в атомном проекте: введение
  • Духов разрабатывает танк КВ
  • ИС-3: танк "победа"
  • Укрепление службы технического контроля на танковых заводах
  • Сталин приказал: КВ - модернизировать или снять с производства
  • Голова и двигатель Танкограда
  • СКБ "Трансдизель"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»