Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ЧТЗ. ОАО "Челябинский тракторный завод".

Крупнейшая в Европе машиностроительная фирма по разработке и производству промышленных тракторов и двигателей к ним - Челябинский тракторный завод, выросла из первенца индустриализации страны. Год рождения ЧТЗ - 1933-й. Уже в 1937 году началась реконструкция завода с целью освоения выпуска новой модели, и 20 июня 1937 года с конвейера сошел первый дизельный трактор С-65 . В мае 1938 года на Всемирной выставке в Париже этот трактор получил Гран-при. В июле 1940 года ЧТЗ начал серийно выпускать боевую технику ( артиллерийский тягач С-2 ) и осваивать производство тяжелых танков KB конструкции ленинградского Кировского завода.

В годы войны, когда в Челябинск были передислоцированы ленинградский Кировский, Харьковский моторный и другие заводы, ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома и по сути представлял собой танковый комбинат, вошедший в историю войны как Танкоград . К концу войны в КБ ЧТЗ был создан, испытан и поставлен на серийный выпуск танк ИС-3 . За годы войны Танкоград дал фронту 18 тысяч танков и артсамоходок, 48,5 тысячи танковых моторов.

В мирное время завод снова стал ЧТЗ и приступил к выпуску тракторов. До 1958 года с конвейера сходили тракторы модели С-80 , которые широко использовались при распашке целинных и залежных земель. В дальнейшем завод серийно выпускал тракторы С-100 , осваивал новые модели. В I960 году трактор ДЭТ-250 был удостоен диплома 1-й степени и золотой медали ВДНХ СССР. В конце 1960-х годов в условиях действующего производства была начата реконструкция завода для перехода на выпуск более современных промышленных тракторов Т-130 . В 1971-м было создано тракторостроительное объединение

"Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина" , которое вместе с заводами-филиалами увеличило производственные мощности в десять раз. В 1988 году ЧТЗ достиг максимального объема производства (31,5 тысячи машин в год).

Завод внес весомый вклад в развитие бронетанковой техники, создавая новые образцы боевых машин и в послевоенные годы. Это тяжелые танки ИС-4 , ИС-5 , Т-10 , плавающий танк ПТ-76 , боевые машины пехоты, производство которых было передано на Курганский машзавод. На предприятии были созданы опытные образцы уникальных боевых машин Т-770 , Т-775 (ракетного танка) , Т-760 (танка на воздушной подушке) , а также моторно-трансмиссионные установки для танка Т-780 ("Урал") и Т-785 .

Все типы машин, которые выпускались и выпускаются ныне на ЧТЗ, были впервые собраны на опытном заводе в составе ЧТЗ . В их числе тракторы С- 80, Т-100, Т-100МЗ, Т-130, Т-10, Т-200. В цехах завода прошли обкатку тракторы Т-140 , которые многие годы выпускались в Брянске , тракторы Т-ЗЗО , переданные в серийное производство на Чебоксарский завод .

В последние два десятилетия были собраны тракторы Т-170 и супербогатырь Т-800 , фронтальные погрузчики и трубоукладчики на базе трактора Т-170.

В 1990-е годы в связи с экономическим кризисом выпуск тракторов уменьшился в десятки раз. В настоящее время возобновлена разработка машин и двигателей нового поколения, что позволило расширить рынок сбыта, восстановить экспорт машин в страны Восточной Европы, Азии, Ближнего Востока, в Монголию и Китай (доля экспорта составляет около 20 процентов продаж). Современная продукция ЧТЗ - это мощные инженерные машины (тракторы, бульдозеры, рыхлители) на базе тракторов Т-170, Т-10, тракторы с механической и гидромеханической трансмиссией и ДЭТ-250М с электромеханической трансмиссией, трубоукладчики грузоподъемностью 12,5 и 20 тонн, погрузчики грузоподъемностью 4 и 4,5 тонны, тяжелые виброкатки ВК-24 для дорожного строительства, дизельные двигатели мощностью от 12 до 1000 л. с, дизель-генераторные установки мощностью 100 кВт для автономного энергообеспечения, запасные части. Фирма выпускает и товары народного потребления, в их числе - колесно- гусеничный мини-тракгор "Уралец" (12 л. с.), коммунальная машина Т-02.03 для уборки улиц, автомобильный прицеп, деревообрабатывающий станок, садово-огородный опрыскиватель. В состав ОАО "ЧТЗ" входит завод мощных тракторов. В военные годы на заводе делали танки, самоходные артустановки и другую военную технику.

В 1946-1952 годах завод осуществлял ремонт тяжелых танков, а позднее освоил производство новых моделей боевых машин. В последние годы на предприятии была проведена конверсия, потребовавшая модернизации производства, освоения новых технологий.

Начиная с конца 1940-х годов инженерные подразделения ЧТЗ, в первую очередь конструкторские, комплектовались выпускниками автотракторного факультета. На предприятии работали и работают более 600 инженеров - питомцев факультета. Среди его выпускников В. М. Платонов - генеральный директор предприятия, X. X. Мингазов - первый заместитель генерального директора - технический директор; В. Е. Иванов - первый заместитель технического директора.

Ссылки:
1. Петров Федор Федорович
2. Телев Л.
3. Севостьянов Н.
4. Гольдштейн Я.Е (1906-2000)
5. Мингазов Ханиф Хайдарович
6. Быбин С.А.
7. СКБ "Трансдизель"
8. Кауфман А.М.
9. Шилов Н.Ф.
10. Невяжский Яков Израилевич
11. ЧТЗ (Челябинский тракторный завод)
12. Малинин Александр Кузьмич
13. Крюков Алексей Дмитриевич
14. Магарилло Б.Л.
15. Троянов Лев Сергеевич (1902-1984)
16. "Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина"
17. КУСТ ПРЕДПРИЯТИЙ "ТАНКОГРАДА"
18. Манилов Г.А.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»