Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Балжи Михаил Федорович - соратник и преемник Духова.

Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа

 БАЛЖИ Михаил Федорович 
(19.08.1908, с. Боевое Володарского района Сталинской обл. - 14.09.1970, г. Челябинск). Доктор технических наук (1965), профессор (1965), лауреат Государственной премии СССР (1946). В 1927 окончил Мариупольскую профтехшколу, в 1936 - Харьковский механико-машиностроительный институт. Работал токарем на Мариупольском, затем Харьковском заводе "Серп и молот". С 1931 по 1935 ст. конструктор Харьковского тракторного завода. С 1935 инженер-конструктор на ЧТЗ. С 1937 по 1938 руководил группой трансмиссий и шасси в конструкторском бюро. В1940 по 1941 - зам. главного конструктора специального конструкторского бюро 3-го танкового отдела, с 1941 по 1943 ст. инженер по новым танкам. С1943 зам. главного конструктора завода. С 1947 по 1952 - гл. конструктор специального конструкторского бюро. Ему принадлежит идея создания нового танка ИС-3 ("Победа"). Под его руководством впервые в практике танкостроения была применена дифференцированная форма брони; измененная компоновка агрегатов машины делала танк короче и ниже, что снижало его уязвимость. В послевоенные годы в составе опытно-конструкторской группы проектировал тракторы "Сталинец-65" (С-65), С-80; занимался разработкой и внедрением в серийное производство артиллерийского тягача АТС-2. тяжелого танка ИС-4. совместно с конструкторами ленинградского Кировского завода - разработкой и постановка на производство тяжелого танка Т-10, плавающего танка ПТ-76. В 1948 был председателем ТЭК ЧММИ.С 1949 преподавал в институте (в 1953 перешел в институт на постояшгую работу). С1956 по 1961 и с 1965 по 1970 - декан автотракторного факультета. Опубликовал более 150 научных работ. Награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени. Трудового Красного Знамени. Красной Звезды, медалями.Единственный танк военного времени, который сейчас можно увидеть в Челябинске, стоит на Комсомольской площади неподалеку от Челябинского тракторного завода. 

А. МОИСЕЕВ

    Танк возведен на пьедестал, он - памятник Это последняя - тринадцатая модель, созданная в годы войны. Лучшая! По совокупности огневых, технических и тактических качеств. Танк назвали "Победа", он поступил на фронт в победные дни сорок пятого года, а еще его называли "Иосиф Третий" (конструкторское обозначение " ИС-3 ").

Мне был хорошо знаком творец памятника на Комсомольской площади. "Скульптор" его - М. Ф. Балжи. Беру в кавычки слово "скульптор", ибо боевая машина "живьем" стоит на пьедестале. Танк своим ходом подошел к вечной, почетной стоянке. Говорят, танк и сейчас на ходу. Залей в баки горючее, нажми на стартер, покрути пускатели коленвала - и заурчит, оживет его стальное сердце.

Я хорошо знал Михаила Федоровича. Почти десять лет в стенах Челябинского политехнического я был сначала студентом, потом преподавателем. Он же в это время на нашем автотракторном факультете - деканом и завкафедрой. Судя по фотографиям, в свою военную и, пожалуй, звездную пору он был улыбчив, подвижен и кудряво-пышноволос. Я застал его уже приземистым, полноватым, с зеркальным теменем, густо обрамленным кудрявым, крепко побитым сединой венцом.

Балжи был бессменным до меня и после меня заведующим танковой кафедрой, замаскированной от шпионов под "Колесно-гусеничные машины" - "КГМ". Сколько помню, "балживская команда" занималась гидротрансмиссией, очень модной в свое время конструкторской темой. Уже из посмертной биографической справки узнал, что Балжи со товарищи разработали-таки "оригинальную схему инерционного бесступенчатого трансформатора".

На базе этой схемы были созданы трансмиссии нескольких челябинских тракторов и миасского грузового вездехода. По совокупности разработок его считают основателем научной школы - одного из направлений Школы Духова .

Михаил Федорович вправе называться соратником и преемником Духова. Вся его танковая карьера связана с ним. Начал он ее на ЧТЗ в 1940 году работой над духовсим танком КВ . Идею своего звездного танка ИС-3 он воплощал в явь под началом Николая Леонидовича. Духов посвятил его в преподаватели и передал дела на заводе и в институте. М. Ф. Балжи заменил его на посту главного конструктора ЧТЗ и на кафедре гусеничных машин. После полного перехода в ЧПИ в 1953 году Михаил Федорович до своей ранней кончины работал на автотракторном факультете. Последние пять лет своей жизни был деканом. Здесь стал доктором технических наук, профессором. До конца дней своих он не прерывал танковые связи с закрытым производством ЧТЗ, принимал участие в создании тяжелого танка Т-10 и плавающего ПТ-76 .

Под его руководством впервые в танкостроении была разработана дифференцированная форма брони, нейтрализующая взрыв гранаты. Он занимался разработкой послевоенного "сталинца" - С-65 и артиллерийского тягача АТС . На танковой кафедре он успел подготовить 13 кандидатов технических наук, многие из них стали докторами наук Его научные идеи и разработки были продолжены ими.

А. МОИСЕЕВ

Ссылки:

  • ЧТЗ переходит на военные рельсы
  • Пинигин Б. о Н.Л. Духове
  • Оружейник С.В. Федоренко
  • Первый танк КВ вышел с ЧТЗ: конец 1941 года
  • Школа Балжи
  • СКБ-2 - ГСКБ-2 (Головное специализированное конструкторское бюро ЧТЗ)
  • КВ-7 "Артсамоход"
  • Духов Н.Л.: вклад в работу Танкограда
  • СКБ-2 под началом Духова
  • Духов - Главный конструктор Танкограда, Котин директор завода 100
  • Заведующий учебной частью "Школы Духова" Михаил Иосифович Злотник
  • Танковый отдел ЧТЗ, меры по наращиванию темпов производства
  • Кафедра "Специальные и дорожно-строительные машины"
  • Генерал - заведующий кафедрой (Б. Магарилло о Н.Л. Духове)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»