|
|||
|
Балжи Михаил Федорович - соратник и преемник Духова.
Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа
БАЛЖИ Михаил Федорович Танк возведен на пьедестал, он - памятник Это последняя - тринадцатая модель, созданная в годы войны. Лучшая! По совокупности огневых, технических и тактических качеств. Танк назвали "Победа", он поступил на фронт в победные дни сорок пятого года, а еще его называли "Иосиф Третий" (конструкторское обозначение " ИС-3 "). Мне был хорошо знаком творец памятника на Комсомольской площади. "Скульптор" его - М. Ф. Балжи. Беру в кавычки слово "скульптор", ибо боевая машина "живьем" стоит на пьедестале. Танк своим ходом подошел к вечной, почетной стоянке. Говорят, танк и сейчас на ходу. Залей в баки горючее, нажми на стартер, покрути пускатели коленвала - и заурчит, оживет его стальное сердце. Я хорошо знал Михаила Федоровича. Почти десять лет в стенах Челябинского политехнического я был сначала студентом, потом преподавателем. Он же в это время на нашем автотракторном факультете - деканом и завкафедрой. Судя по фотографиям, в свою военную и, пожалуй, звездную пору он был улыбчив, подвижен и кудряво-пышноволос. Я застал его уже приземистым, полноватым, с зеркальным теменем, густо обрамленным кудрявым, крепко побитым сединой венцом. Балжи был бессменным до меня и после меня заведующим танковой кафедрой, замаскированной от шпионов под "Колесно-гусеничные машины" - "КГМ". Сколько помню, "балживская команда" занималась гидротрансмиссией, очень модной в свое время конструкторской темой. Уже из посмертной биографической справки узнал, что Балжи со товарищи разработали-таки "оригинальную схему инерционного бесступенчатого трансформатора". На базе этой схемы были созданы трансмиссии нескольких челябинских тракторов и миасского грузового вездехода. По совокупности разработок его считают основателем научной школы - одного из направлений Школы Духова . Михаил Федорович вправе называться соратником и преемником Духова. Вся его танковая карьера связана с ним. Начал он ее на ЧТЗ в 1940 году работой над духовсим танком КВ . Идею своего звездного танка ИС-3 он воплощал в явь под началом Николая Леонидовича. Духов посвятил его в преподаватели и передал дела на заводе и в институте. М. Ф. Балжи заменил его на посту главного конструктора ЧТЗ и на кафедре гусеничных машин. После полного перехода в ЧПИ в 1953 году Михаил Федорович до своей ранней кончины работал на автотракторном факультете. Последние пять лет своей жизни был деканом. Здесь стал доктором технических наук, профессором. До конца дней своих он не прерывал танковые связи с закрытым производством ЧТЗ, принимал участие в создании тяжелого танка Т-10 и плавающего ПТ-76 . Под его руководством впервые в танкостроении была разработана дифференцированная форма брони, нейтрализующая взрыв гранаты. Он занимался разработкой послевоенного "сталинца" - С-65 и артиллерийского тягача АТС . На танковой кафедре он успел подготовить 13 кандидатов технических наук, многие из них стали докторами наук Его научные идеи и разработки были продолжены ими.
Ссылки:
|