Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ИС-4 танк

Под фотографией в стенгазете "Конструктор" N 5, выпущенной в СКБ-2 30 апреля 1944 года, написано: "...В повышение выпуска танков нашим заводом, в улучшение качества машины вложена большая доля труда коллектива нашего отдела... Конструкторы Духов, Троянов, Балжи, Крюков, Тевелев, Слуцман, Маришкин, Иголкин, Анчаков, Кузьмин и др. показали себя зрелыми специалистами. Многие из нашего отдела отмечены правительственными наградами. Но нельзя успокаиваться на достигнутых успехах. Война еще не закончена и враг не разбит..."

В другой заметке под заголовком "Достижения и задачи": "За прошедшее полугодие Кировским заводом поставлены на вооружение тяжелые танки ИС, ИС-2 и арт-самоход ИСУ-152, представляющие собой более мощный вид вооружения, способный противопоставить себя новым танкам противника. Постановка этих машин на серию проводилась при непосредственном участии и зачастую под руководством ОГК. В процессе постановки машины на производство проведена доработка чертежей для серийного производства по замечаниям технологов и работников цехов. За это время устранен ряд дефектов, обнаруженных в процессе заводских испытаний, тактических учений и рекламаций из частей Красной Армии...

В настоящее время танк ИС представляет собой надежную, боеспособную машину". Дальше: "...За прошедшее полугодие коллективом ОГК спроектирован новый тяжелый танк, вобравший в себя многие достижения современного танкостроения".

Что же это за танк? Конструкторская мысль не могла стоять на месте. Заниматься только серией не устраивало коллектив Духова.

На конструкторских досках рождались чертежи и вскоре воплощались в металл нового, более мощного по бронестойкости танка под индексом "ИС-4".

В нем воплотилось немало оригинальных конструкторских решений, достойных высокой оценки. При проектировании корпуса танка ИС-4 отличились конструкторы-корпусники Б. Н. Яковлев и Г. А. Клемец . Борис Николаевич Яковлев поступил в СКБ-2 еще в Ленинграде в 1939 году и с первых дней проявил себя способным конструктором. В период боевых действий Красной Армии на Карельском перешейке в 1939-1940 годах ему под руководством Н. Л. Духова вместе с конструктором Д. Е. Григорьевым поручается разработка конструкции различных приспособлений, обеспечивающих быстрое продвижение наших войск под огнем противника.

Так были спроектированы бронированные сани-волокуши, которые цеплялись к танку. Под защитой брони в санях-волокушах размещались красноармейцы. Кроме того, впервые в мировой практике конструкторы спроектировали противоминный трал на базе танка Т-28, спасший немало жизней наших бойцов. За эти работы Н. Л. Духов, Д. Е. Григорьев и Б. Н. Яковлев были отмечены правительственными наградами, медалью "За трудовую доблесть".

Несмотря на значительную массу (за счет усиления бронезащиты она выросла до 60 тонн), танк ИС-4 мог развивать скорость до 43 км/час.

Сборка нового танка производилась на участке, отгороженном от постороннего взгляда высокими металлическими перегородками. Тут шел процесс изготовления танкового корпуса, монтаж узлов ходовой части, моторнотрансмиссионного и боевого отделений. По общему мнению, танк получился отличным. Удачно размещены основные узлы. Мощным было вооружение - 122-мм пушка Д-25 . Радовала глаз и форма корпуса танка. Отлично он показал себя и во время заводских испытаний. Казалось бы, можно представлять новый танк государственной комиссии для решения постановки его на серийное производство, но в это время, как часто бывает в творческих коллективах, родилась новая идея, отодвинувшая решение вопроса о танке ИС-4 на несколько лет. Речь идет о лучшем детище коллектива Духова - тяжелом танке ИС-3 .

Победой закончилась Великая Отечественная война. За вклад в Победу завод награжден полководческим орденом Кутузова 1-й степени, а главный конструктор Танкограда Н. Л. Духов удостоен высшего звания страны - Героя Социалистического Труда, получив первую из трех Золотых Звезд. Казалось, за чертой 9 Мая остались бессонные ночи над созданием образцов новой техники. Нет! Трудовые будни Танкограда продолжались еще долго... Надо было сделать очень много...

Дать армии могучие тяжелые танки ИС-4 и Т-10 , легкий плавающий танк ПТ-76 и арттягач АТ-С , боевую машину пехоты БМП-1 . Надо было дать народному хозяйству страны трактор С-80 , трактор Т-140 , трактор ДЭТ-250 , трактор ДЭТ-250М , трактор ДЭТ-350 и трактор Т-800 ... Их создавали уже без Духова его соратники и ученики.

Ссылки:
1. Яковлев Борис Николаевич
2. Оружейник С.В. Федоренко
3. СКБ-2 - ГСКБ-2 (Головное специализированное конструкторское бюро ЧТЗ)
4. О Духове Н.Л. В. ПЛАТОНОВ, генеральный директор ЧТЗ "Уралтрак"
5. ЧТЗ. ОАО "Челябинский тракторный завод".
6. Школа Духова (танкостроение)
7. Балжи Михаил Федорович - соратник и преемник Духова.
8. Клемец Г.А.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»