Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Боевая слава тяжелых танков Танкограда 1943

До конца 1943 года Танкоград заканчивал выпуск КВ-85 и параллельно увеличивал производство танка ИС-1 с 85-мм пушкой , у которого с КВ-85 были одинаковые башни. Одновременно кировцы налаживали производство ИС-2 с 122-мм пушкой Д-25 . Всего в том году на Кировском заводе в Челябинске производилось шесть типов танков и самоходных орудий на их базе. Только тяжелых танков KB, ИС и самоходных установок в течение года кировцы дали 1423 машины. Для сравнения заметим, что "тигров" за всю войну немецкая танковая промышленность выпустила 1348.

Танк ИС-2 вскоре стал грозой для немецких танкистов. Могучая машина с прочной броней и очень сильным вооружением неизменно выходила победителем из всех схваток с немецкими танками.

"..Я впервые наблюдал их в сражении, - пишет о действиях танков ИС Маршал Советского Союза К С. Москаленко , вспоминая обстоятельства отражения одного из контрударов противника в апреле 1944 года.

- Они были менее маневренны, чем Т-34, но как великолепно действовали эти мощные боевые машины! Спокойно, уверенно выведя танки из укрытий, экипажи останавливали их, не торопясь прицеливались и производили выстрелы. После каждого выстрела проверяли результат и затем все так же спокойно, не спеша, уводили машины в укрытие. Совершив маневр, они вновь появились, и все началось сначала. И в этой методичности работы машины, в спокойной уверенности ее экипажа, который как бы священнодействовал на поле боя, было столько мощи, неотвратимо несшей гибель врагу!..

Свыше половины из 68 подбитых и уничтоженных в боях 20 апреля танков противника было на счету экипажей ИС. У нас в тот день вышел из строя один танк ИС. Как мне доложили, его броня выдержала более 20 прямых попаданий вражеских снарядов. Он был немедленно отбуксирован в тыл, и в течение нескольких дней, пока его ремонтировали, на него приходили посмотреть восхищенные солдаты и офицеры наших ближайших частей.

А так как возле нашего танка оказался и один из подбитых фашистских "тигров", то, естественно, здесь же со знанием дела производилось сравнение. Оно было не в пользу вражеской техники".

И далее К. С. Москаленко рассказывает, как один из пленных немецких танкистов спросил, нельзя ли узнать, из какого оружия была пробита броня его танка. - Почему же нельзя? Можно, - ответил начальник разведывательного отдела армии полковник С. И. Черных и приказал конвоиру показать пленному наш танк ИС. Немецкий танкист дважды обошел вокруг машины, рассказывал потом конвоир, осмотрел вмятины от попаданий вражеских снарядов и, сосчитав их, удивленно покачал головой. Потом заглянул в дуло танковой пушки и тяжело вздохнул. Когда его привели обратно к полковнику Черных, пленный заявил:

- Мы слышали, что у русских имеются тяжелые танки, но нас уверяли, что верхом совершенства является наш "тигр". Теперь же не знаю, что и сказать. Ваш танк обладает многими преимуществами по сравнению с нашим. Перед обладателями такого оружия можно только снять шапку.

С насыщением танковых войск Красной Армии этими машинами - а их за короткий срок было выпущено в два раза больше, чем KB - началось формирование гвардейских тяжелых танковых бригад и отдельных танковых полков прорыва. Действуя на направлениях главного удара, эти формирования своим огнем и броней прорывали любую оборону врага. Это были действительно танки прорыва, они наводили ужас на фашистов, вынуждали их к отступлению, обращали в бегство целые танковые части.

Немецко-фашистское командование вынуждено было издать специальный приказ, запрещавший немецким танкистам вступать в бой с советскими танками типа ИС-2. "

...Этот наш тяжелый танк, - писал командующий фронтом Маршал Советского Союза И. С. Конев , - и тяжелая самоходка стали впоследствии владычествовать на поле боя. Они были грозой для всех немецких танков и самоходных орудий, в том числе и для появившихся у немцев в 1944 г. "королевских тигров".

Новые технические решения, впервые применявшиеся на тяжелых танках, создали богатый инженерный задел для широкого использования оригинальных технических находок на перспективных образцах средних и легких танков. Постепенно в конструкторском бюро Танкограда начала формироваться своя научная школа танкостроения . Методики расчетов, разработанные и апробированные на заводе, переходили в программы и учебники по конструированию и расчетам боевых машин. Наибольшую способность в разработке расчета танка показали Н. Л. Духов , А. С. Ермолаев , П. П. Исаков , Г. Н. Рыбин . По разработанным этими конструкторами методикам учились молодые инженеры, приходившие на работу в КБ. Для них были организованы теоретические и практические занятия по овладению новыми методами расчетов.

Американские авторы, пристально следившие за развитием военной техники в мире, писали: "Россия в этой "войне брони" не имела другого выхода, как применить таланты и ресурсы для создания в КБ и на заводах новых танков, которые тут же использовались в боях. Их последний тяжелый танк 1944 года - последователь танков КВ-1 и КВ-85 - был замечательной машиной ИС". Зарубежных авторов особенно удивляло то, что советским конструкторам при сравнительно небольшом весе машин удавалось создавать компактные танки с дифференцированной толщиной брони, доходящей до 220 мм, и 122-мм пушками. Американский журнал "Милитари Ревью" по этому поводу писал: "...Советский тяжелый танк ИС-3 является одним из наиболее мощных современных танков. Хотя он немного тяжелее, чем наш танк М-48 , зато на нем установлена гораздо более мощная пушка калибра 122 мм" .

По сравнению с танками западных стран он имеет исключительно низкий силуэт, а также весьма эффективную форму броневой защиты. Созданный советскими конструкторами ИС-3 представляет собой выдающийся танк..."

Подводя итог, с полным основанием можно утверждать, что новый советский тяжелый танк ИС-3 оказал большое влияние на конструирование форм броневой защиты танков всего мира. На его боевых свойствах основывались разработки американских конструкторов в период создания танка М-103 . Английские разработчики использовали форму корпуса танка ИС-3 и башни при создании широко известного в 1950-х годах 66-тонного танка "конкэрор" .

Ссылки:
1. ДУХОВ Н.Л.: В ТАНКОГРАДЕ

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»