Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

СКБ-2 - ГСКБ-2 (Головное специализированное конструкторское бюро ЧТЗ)

Э. Соболев ГСКБ-2 было создано в 1940 году с целью освоения серийного производства на ЧТЗ тяжелого танка КВ . В начале Великой Отечественной войны конструкторское бюро именовалосьь СКБ-3 , а затем снова СКБ-2 . Коллектив внес весомый вклад в победу над врагом, разработав и дав фронту 13 различных боевых машин - тяжелых танков KB, ИС и артсамоходов СУ-152, ИСУ-152 и ИСУ-122 на их базе.

Руководили коллективом Ж. Я. Котин и Н. Л. Духов , их заместители - М.Ф. Балжи и Л. С. Троянов . В коллектив входили: Б. Е. Архангельский - первый главный конструктор СКБ-3; А. А. Авдеев , Л. М. Адлер , П. И. Баженов , Л. Г. Бахарева , Ю. А. Белоносова , С. А. Быбин , А. P. Василенко , Н. Н. Волошин и Л. А. Волошин , А. Г. Васильева , Д. Е. Григорьев , Д. Л. Глазунов , Л. В. Голубева, П. П. Исаков, М. И. Ижевский, Н. Ф. Карпачев, Г. В. Крученых, С. Р. Лазуренко, Е. И. Лапинский, 3. П. Мыслинская, А. К. Малинин, Г. А. Манилов, П. В. Мицын, Л. И. Новикова, А. Р. Подругина, А. Г. Смагина, 3. Д. Селенская, М. А. Сердюкова, Д. Ф. Скворцов, В. С. Старовойтов, Л. С. Сычев, Л. П. Тихонов, И. И. Тарновский, Л. А. Терехин, Г. Г. Фролов, А. Я. Чендяев, А. М. Чернов, В. Д. Чудаков, Н. Ф. Шашмурин, Г. Т. Щербина, Г. С. Яковлев, Б. Н. Яковлев и другие.

В послевоенные годы коллектив ГСКБ-2 продолжал совершенствовать броневую технику, создавать конструкции новых боевых машин. Под руководством главного конструктора М. Ф. Балжи , сменившего Н. Л. Духова , продолжались доводочные работы по танкам ИС-3 , ИС-4 и артсамоходам ИСУ-152 , ИСУ-122 . Совместно с ленинградцами разрабатывается конструкция тяжелого танка Т-10 и легкового танка ПТ-76 . Оба танка многие годы стояли на вооружении бронетанковых войск страны. Разработаны и поставлены на серийное производство на других предприятиях страны средний артиллерийский тягач АТ-С и мощный трактор.

В 1953 году М. Ф. Балжи уходит в ЧПИ зав. кафедрой гусеничных машин (танковой, которую организовал и первым возглавил Н. Л. Духов). Главным конструктором назначается П. П. Исаков .

Коллектив ГСКБ-2 создает совершенно новый по схеме и классу дизель- электрический трактор ДЭТ-250 , который завоевал три золотые медали на международных выставках. Большой золотой медалью на выставках был награжден Я. Г Нартов, малой золотой - П. П. Исаков, В. Д Чудаков и В. С. Мальчиков, серебряной - Е. И. Лапинский и А П. Пилипенко, В. С. Мальчиков, В. А Щербаков, К Ф. Бондаренко, В. С. Болыиухин, бронзовой - Д.М. Павловский.

В 1960-е годы разрабатывается, испытывается и ставится на серийное производство не знавшая аналога в мировой практике боевая машина пехоты БМП-1 , а на базе ее целое семейство боевых машин специального назначения. За высокий технический уровень и оригинальность конструкторских решений в создании БМП были удостоены Ленинской премии главный конструктор П. П. Исаков и начальник КБ Г. С. Яковлев . Звания Героя Социалистического Труда был удостоен главный конструктор ГСКБ-2 П. П. Исаков. Орденом Октябрьской Революции награжден заместитель главного конструктора Н. В. Рудольский, Трудового Красного Знамени - начальник КБ В. Л. Вертинский, "Знак Почета" -начальник КБ В. Н. Уткин.

В 1974 году П. П. Исаков назначается директором головного института ВНИИтрансмаш (боевые машины. - Ред.). Главным конструктором ГКСБ-2 становится В. Л. Вертинский . Под его руководством продолжаются работы по развитию семейства БМП и созданию оригинальной конструкции моторно- трансмиссионной установки для танка "Урал".

В 1979 году начато проектирование промышленного трактора Т-800 , так необходимого для освоения труднодоступных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. За разработку трактора отмечены орденом "Знак Почета" начальник КБ В. В. Костромин, медалью "За трудовую доблесть" начальник КБ Э. А. Яровой.

В 1987 году в состав ГСКБ-2 влился коллектив КБ по трактору ДЭТ-250. Работы бюро направляются на совершенствование дизель-электрического трактора. Создается более мощный ДЭТ-250М2 и ДЭТ-350, а на их базе - бульдозеры-рыхлители. На базе трактора ДЭТ-350 разработана конструкция трубоукладчика и скрепер-дозера, совершенно уникальной машины для дорожного строительства.

С 1992 года по конверсии в конструкторском коллективе ГСКБ-2 разрабатываются различные изделия товаров народного потребления. В ГСБК- 2 ведущими специалистами работали В. И. Плешков - главный конструктор ГСКБ в 1977- 1983 годах, В. Л. Вершинский - гл. конструктор в ГСКБ-2 в 1974-1996 годах, В. П. Сарайкин - первый заместитель главного конструктора ГСКБ-2, заместители главного конструктора ГСКБ Г.Я. Вулах , Б.Л. Магарилло , Ю. П. Саматов и многие другие выпускники автотракторного факультета. В ГСКБ в настоящее время трудится свыше ста выпускников различных кафедр факультета. Среди них Г. П. Мицын - главный конструктор, О. А. Переплетчик - первый зам. главного конструктора, Б. М. Позин - зам. по расчетно-аналитическим работам, А. В. Ермолин - зам. по спецтехнике, В. Н. Власов - зам. по инженерным машинам, В. Д. Лукин - зам. по двигателям, Г. Ф. Паринов - зам. по общетехническим вопросам, В. И. Костюченко - начальник испытательного центра.

Главными конструкторами направлений являются Л. В. Вершинский, В. В. Игнатьев, В. В. Хашковский и Э. А. Яровой. Главными конструкторами проектов работают И. Н. Захаров, В. И. Раевский, Г. П. Рыбкин В. П. Сарайкин. Конструкторские отделы и КБ возглавляют атэшники В. Г. Апанасик, Ю. Л. Довжик В. Н. Кузнецов, Н. В. Михайлов, В. В. Трояновский и другие. Службой маркетинга руководит В. М. Канер. Э.СОБОЛЕВ

Ссылки:
1. Духова Мария Александровна
2. Сычев Леонид Ефимович
3. Крученых Георгий Васильевич
4. Синев Н.М.
5. Плешков В.И.
6. Шамшурин Н.Ф.
7. Быбин С.А.
8. Научно-конструкторский центр Танкограда
9. СКБ-2 под началом Духова
10. Духов Н.Л. после войны
11. КВ-1С танк: усовершенствование коробки передач
12. КВ-1С танк: увеличение боекомплекта
13. Вертинский В.Л.
14. КУСТ ПРЕДПРИЯТИЙ "ТАНКОГРАДА"
15. Манилов Г.А.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»