Командиром корабля назначили
Валентину Гризодубову - она специально
и давно готовилась к такому полету. Вторым пилотом назвали Осипенко, хоть
уверенности в том, что она согласится на вторую роль, не было. Но от
Осипенко пришла телеграмма: "Согласна
хоть третьим, только бы принять участие в перелете". Третьим членом экипажа
стала штурман
Марина Раскова.
24 сентября 1938 года двухмоторный ДБ-2
"Родина", взлетев с подмосковного аэродрома, взял курс на Дальний Восток.
Пробираясь сквозь облака, самолет долго шел в слепом полете - штурману
Расковой приходилось прокладывать путь по приборам. Вскоре проявился еще
один коварный враг - обледенение. Чтобы сбить лед с лопастей пропеллера,
летчики до предела увеличили обороты винта. Донимала болтанка. После Урала
связь с землей прервалась. Из-за отсутствия связи летчики прошли мимо
Комсомольска-на-Амуре. Когда показалось Охотское море, тревожно вспыхнула
лампочка, сигнализируя, что бензина осталось на полчаса. Командир корабля
Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси. Она приказала
Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка опасна в первую
очередь для сидящего впереди штурмана. Самолет посадили на болото в
верховьях таежной реки Амгуни. Точного места приземления "Родины" никто не
знал. Начались поиски. От Байкала до Охотского моря над тайгой, горными
хребтами, непроходимыми болотами летали самолеты. Охотники, жители далеких
поселков ушли в таежную глушь. 3 октября экипаж был обнаружен с воздуха. Из
села Керби вышел катер "Дальневосточный", который, дойдя до верховьев
бурной Амгуни, подобрал в тайге героических женщин. За 26 часов 29 минут
беспересадочного полета "Родина" преодолела расстояние в 6450 км. Мировой
рекорд дальности полета для женщин оказался перекрыт более чем на полторы
тысячи километров. На каждой станции, в каждом городе от Керби до Москвы
летчиц встречали восторженные толпы людей. За свой подвиг Гризодубова,
Осипенко и Раскова получили звания (первыми из женщин) Героев Советского
Союза.