|
|||
|
Соревнование высотных бомбардировщиков Т-4 Сухого и Ту-22М Туполева
В 1967-1968 годах мне пришлось познакомиться и с легендой нашей авиации Андреем Николаевичем Туполевым. В это время началось соревнование двух самолетов. Павел Осипович Сухой заложил свой Т-4 - аналог американской "Валькирии" . Главным конструктором этого самолета был Наум Семенович Черняков . А Туполев взялся за создание Ту-22М с переменной геометрией крыла на базе Ту-22 , который уже стоял на вооружении. От базовой модели Ту-22М осталась только кабина, в остальном это оказался совершенно новый самолет - фюзеляж, крылья и т.д. создавались заново, хотя основные самолетные системы сохранились. Ту-22М был рассчитан на достижение скорости 2М , но в целом предназначался для дальней авиации и использования на морских театрах военных действий. Т-4 замышлялся как самолет, способный пройти от СССР до Гибралтара через всю Европу. Поскольку он должен был летать на высотах более 20 км со скоростью 3М, то, по нашим расчетам, зоны ПВО противника мог преодолевать с минимальными потерями. У нас были построены зоны потерь самолетов в зависимости от скорости и высоты полета и Т-4 попадал в наиболее благоприятные из них. А Ту-22М вынужден был облетать ПВО стран НАТО по дуге, выходя на траверз Норвегии, по Атлантическому океану, чтобы дойти до Испании. Только в этом случае он нес приемлемые потери. И разгорелся очень острый спор: какому из этих самолетов дать зеленую улицу? В то время ЦАГИ возглавлял В. М. Мясищев , КБ которого разогнали и отдали В. Н. Челомею. ЛИИ им. Громова возглавлял Николай Сергеевич Строев , а ЦИАМ - Георгий Петрович Свищев . Я же был первым замом у В. А. Джапаридзе . И вот наш министр П. В. Дементьев создал комиссию из руководителей институтов и предложил нам дать оценку обоим проектам и решить, какой самолет строить. Андрей Николаевич Туполев , узнав о создании такой комиссии, пригласил всех ее членов к себе. См. Федосов и Туполев Ссылки:
|