Источник: Книги
Черток Б.Е.- Ракеты и люди
В 1949 г. к нам перешел из
ОКБ зенитных ракет
талантливый конструктор Лев Вильницкий. Он оказался действительно
незаурядным и, что особо высоко ценится, нестандартно мыслящим
конструктором сложных конструкций и механизмов. Его авторитет среди
конструкторов и производственников был непререкаемым. Вильницкий не
единожды выручал меня и
Калашникова
из, казалось бы, безнадежных конструкторских провалов по надежности,
характеристикам механизмов и срокам изготовления. Впоследствии именно ему
была поручена разработка сложнейших электромеханических агрегатов для
стыковки космических аппаратов
. Обладая конструкторско- технологическим талантом, как "даром
Божьим", Вильницкий не смирился с отказом своего тазобедренного
сустава после тяжелой болезни. Вместе с хирургами он разработал
искусственный сустав-механизм. Он уговорил медиков на операцию замены
природного сустава, и это вернуло ему способность ходьбы не на костылях, а
только с палкой. В течение многих лет совместной работы Калашников и
Вильницкий составляли дуэт, который не только руководил разработкой рулевых
машин и механизмов, но и создал направление, ставшее ведущим в нашей
отрасли. Вильницкий, Воропаев, Гаспарян, Дегтяренко, Дорофеев, Зельвинский,
Шутенко - они придумали "метод" и "устройство", на
которое впоследствии было выдано авторское свидетельство. Изобретение
гарантировало увод ракеты от старта даже в случае отключения электропитания
всех рулевых машин. Лишь бы работали основные двигатели. Заранее взведенные
в механизмах рулевых машин пружины в случае аварии устанавливали все
дроссели управления тягой двигателей первой ступени в положение, нужное для
увода ракеты "подальше в степь". Это изобретение было реализовано
не только на последующих ракетах H1, но в соотвественно измененном виде
через 15 лет на ракете "Энергия".