Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

План пуска и стыковки двух пилотируемых "Союзов"

Здравый смысл был подавлен стремлением по идеологическим соображениям во что бы то ни стало к юбилейной дате получить выдающиеся результаты и продемонстрировать надежность нашей техники, в то время как в США астронавты сгорают заживо еще на Земле. Теперь трудно сказать, кому принадлежала инициатива после трех беспилотных неудач совершить сразу скачок и принять программу, предусматривающую пуск и стыковку двух пилотируемых "Союзов". На активном корабле N 4 должен был находиться один космонавт. Через сутки по программе выводился корабль N 5 с тремя космонавтами. После стыковки два космонавта из корабля N 5 через открытый космос должны были "перелезть" в N 4. Процесс сопровождался двойным, еще ни разу не проверенным шлюзованием: при выходе из N 5 и после входа в N 4. Это было задумано как репетиция для лунной программы (в ней предусматривался переход одного из космонавтов из лунного орбитального корабля (ЛОК) в лунный корабль (ЛК), а затем, после прогулки по Луне, взлета и стыковки на орбите Луны, его обратное возвращение в ЛОК также "понаружи").

Опасность перетяжеления конструкции и жесткие сроки в то время не позволяли принять радикальное решение - создать стыковочный агрегат с люком для внутреннего перехода без акробатических трюков в открытом космосе. Такой агрегат был разработан только в 1970 году по идее, предложенной конструкторами Сыромятниковым и Уткиным .

Идея была подхвачена Вильницким и обрела энтузиаста в лице Феоктистова . Первый такой агрегат был проверен в полете в апреле 1971 года на "Союзе-10" и первой долговременной орбитальной станции "Салют" .

При первой попытке переход через внутренний люк не состоялся из-за поломки в механизме стягивания. Только в 1972 году экипаж "Союза-11" благополучно перешел через внутренние люки из корабля в орбитальную станцию.

Общий фронт работ по повышению надежности был, по тогдашним меркам, очень широк. Мы уточняли и ужесточали методики наземных испытаний в КИСе и на ТП , требовали от смежника детальных заключений за тремя подписями: главного конструктора, директора завода-изготовителя и военпреда о соответстви поставляемых изделий положению 3КА . Мишин и Бушуев портили отношения с ВВС в спорах о составе экипажей. В отделах Раушенбаха ставили эксперименты со звездным датчиком 45К, стараясь понять причины срыва звездной ориентации и закрутки на Солнце.

Появилась идея ориентации с помощью ИКВ . Срочно согласовывались ТЗ, и на "Геофизике" приступили к изготовлению прибора-аналога тех, которые уже хорошо зарекомендовали себя в "Зенитах" и "Молниях". СУСовцы дорабатывали схему программного устройства, которое перевело корабль N 3 из режима пологого управляемого спуска в крутой баллистический и загнала его Аральское море. В погоне за повышением цифровых показателей надежности разработчики электрических схем и приборов резервировали элементы и цепи. Цифры действительно улучшались, но при испытаниях не удавалось обнаружить многих ложных перемычек и доказать, что каждый из параллельно включенных контуров исправлен. Кампания борьбы за надежность перекинулась на Уфимский приборостроительный, "Киевприбор" и другие заводы. Мне с товарищами потребовалось вылетать в Уфу и Киев, чтобы совместно с заводскими специалистами разработать мероприятия по ужесточению методики испытаний приборов.

Под Феодосией на опытном аэродроме ВВС продолжался набор статистики, доказывающей надежность парашютной системы, сбрасывали макеты ФАБ - фугасных авиационных бомб и макет СА корабля. ОСП - основная система парашютная и ЗСП - запасная система парашютная были отработаны на многих десятках сбросов с самолета. И тем не менее космонавт, которому предстояло лететь на 7К-ОК N 4 , уже был приговорен. Никакие наземные эксперименты и самые тщательные предполетные испытания не могли бы его спасти.

25 марта в Кремле Смирнов провел заседание ВПК, на котором проверялся ход подготовки к пилотируемым пускам "Союзов". По программе, которую докладывал Мишин, предполагалось 21-22 апреля ("по готовности") осуществить пуск активного корабля, а на следующие сутки - пассивного. В активном будет находиться один космонавт, а в пассивном - три. После успешной стыковки должен быть осуществлен переход двух космонавтов "через открытый космос" из пассивного в активный. Еще через сутки оба корабля, расстыковавшись, возвращаются на Землю. Карась доложил о готовности КИКа, Кутасин - о готовности средств поиска и спасения, а Керимов, подводя итоги как председатель Госкомиссии, подтвердил, что работы идут по графику и сомнений в надежности кораблей нет.

Ссылки:

  • "ВОСТОК" САДИТСЯ НА ЛЕД АРАЛЬСКОГО МОРЯ 1957
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»