Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904-1905 гг.

Русско-японская война велась на территории, удаленной более чем на 7 тыс. км от центральных губерний России. Театр военных действий был связан с базой, питающей фронт, единственной Транссибирской магистралью , построенной по облегченным техническим условиям. Это затрудняло переброску воинских частей на фронт.

Дорога вокруг Байкала не была достроена, поезда с одного берега озера на другой переправлялись летом паромами, зимой по льду. Железнодорожные поезда в составе 24 двухосных вагонов шли от центра России до района военных действий целый месяц, в то время как база снабжения японской армии находилась в трех сутках пути по морю.

Сибирская магистраль заканчивалась у Сретенска ; поэтому перевозки осуществлялись по Китайско-Восточной железной дороге , недавно построенной и имевшей много недоделок. Из-за трудного профиля на некоторых участках поезда проводились частями, по 5-10 вагонов.

Чтобы увеличить пропускную способность магистрали, строительные работы велись безостановочно. К 1 сентября 1904 г. ее пропускная способность достигла 17 пар поездов в сутки. В транспортном обеспечении военных действий непосредственное участие принимали железнодорожные войска - батальоны, сведенные в бригады. Заамурская бригада обеспечивала подвоз войск и грузов, эвакуацию раненых, заграждение и восстановление железнодорожных участков в местах боевых действий. Другая бригада - Барановичская - использовалась на работах по усилению пропускной способности Сибирской магистрали. Структура управления железнодорожными перевозками была недостаточно совершенной, ее приходилось корректировать сообразно обстановке и нуждам войск.

Первоначально перевозками ведал железнодорожный отдел полевого управления при наместнике царя на Дальнем Востоке. В сентябре 1904 г. управление перевозками возглавил начальник военных сообщений (ВОСО) при главнокомандующем. Централизованные перевозки до ст. Харбин планировались Управлением ВОСО Главного штаба .

За время войны было перевезено около 2 млн. военнослужащих с артиллерией, обозами и другими воинскими грузами.

Железнодорожным войскам приходилось работать в чрезвычайно трудных условиях. Особенно сложная обстановка возникла в феврале - апреле 1904 г. на головном участке протяженностью около 30 км единственной железнодорожной линии Харбин-Мукден-Ляоян-Порт-Артур . Для заграждения, восстановления и эксплуатации этого участка был организован особый железнодорожный отряд численностью 300 человек. 22 апреля противник захватил ст. Пуландян, что севернее Порт-Артура, разрушил мосты и часть пути южнее этой станции. В городе сложилась драматическая обстановка. В связи с этим начальник отряда получил приказ восстановить железнодорожное сообщение с Порт-Артуром и доставить туда поезд с артснарядами. Приказ был выполнен. За проявленное мужество отличившихся наградили золотым оружием и орденами.

В дальнейшем армия разместилась на ст. Ляоян , имевшей недостаточное путевое развитие. Железнодорожные батальоны в короткий срок уложили здесь и на ст. Янгай 9,5 км путей. С потерей Ляояна армия переместилась на ст. Мукден , где военным железнодорожникам пришлось уложить 16 км пути. Дополнительно была развита ст. Телин.

Для обеспечения подвоза войск и техники для 1-й и 2-й Маньчжурских армий, находившихся на флангах, были построены железнодорожные ветви нормальной колеи общей протяженностью 68 км. Строительство велось в зимних условиях со средним темпом 1 км в сутки.

В середине февраля 1905 г. в связи с наступлением противника базирование войск перенесли на ст. Сыпингай. При этом был исправлен путь, поврежденный артобстрелами, восстановлено движение поездов, эвакуированы раненые. Личный состав железнодорожных войск под постоянной угрозой окружения сумел вывезти 30 км рельсов, 56 стрелок, шпалы с 15 км пути, привел в негодность мосты через крупные реки Хуанхэ, Чинзухэ и другие.

Недостаточное количество железных дорог широкой колеи и плохое состояние грунтовых дорог побудили командование прибегнуть к постройке большого количества узкоколейных линий с конной тягой. За время войны уложили около 570 км таких путей. Силами железнодорожных войск было построено 6890 км грунтовых дорог.

Опыт организации и деятельности службы ВОСО и железнодорожных войск, их достижения и неудачи были учтены при транспортном обеспечении военных действий в последующие годы.

Ссылки:

  • ПЕРЕВОЗОЧНАЯ РАБОТА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В ГОДЫ РУССКО-ЯПОНСКОЙ И ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙН. РОЛЬ СЛУЖБЫ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»