Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Ардов Виктор Ефимович (1900-1976)

См. в Википедии Ардов, Виктор Ефимович 

Материал из Википедии
Имя при рождении: Виктор Ефимович Зигберман 
Дата рождения: 21 октября 1900 
Место рождения: Воронеж, Воронежская губерния Российская империя 
Дата смерти: 26 февраля 1976 (75 лет) 
Место смерти: Москва, СССР 
Гражданство: Российская империя СССР 
Род деятельности: литература 
Направление: юмор, сатира, публицист, драматургия 

Виктор Ардов (настоящее имя Виктор Ефимович Зигберман;

 8 (21) октября 1900, Воронеж, Российская империя — 26 февраля 1976, Москва, СССР) — русский советский писатель-сатирик, драматург, сценарист, карикатурист. 

Родился в 1900 году в Воронеже в семье инженера-железнодорожника, выпускника Харьковского технологического института Е. М. Зигбермана, в ту пору члена хозяйственного правления Воронежской еврейской общины. Дед по материнской линии владел в Воронеже аптекарским магазином, дядя — Герасим Вольпян — открыл в 1912 году зубоврачебную лечебницу. В 1918 году окончил Первую мужскую гимназию в Москве. Работал актёром и конферансье в кабаре «Нерыдай». В 1925 году окончил экономический факультет московского Института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с сопроводительным текстом в журнале «Зрелища» и впоследствии иллюстрировал свои сатирические сборники сам. Регулярно печатался в сатирических изданиях «Крокодил» и «Красный перец»; вместе с Л. В. Никулиным написал комедии «Склока» и «Статья 114-я уголовного кодекса» (обе — 1926), «Таракановщина» (1929), с В. З. Массом — комедию «Именинница» (поставлена Московским театром сатиры в 1924 году), самостоятельно — комедию «Мелкие козыри» (1937); писал юмористические монологи для эстрадных артистов (В. Я. Хенкина, Рины Зелёной, А. И. Райкина, Б. Я. Петкера и других). С 1927 годa заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры. 
     В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, в звании майора служил в армейской печати, награждён орденом «Красной Звезды». Виктор Ардов — автор более 40 сборников юмористической прозы (рассказов, фельетонов, театральных скетчей, очерков), киносценариев к фильмам «Светлый путь» (1940) и «Счастливый рейс» (Машина 22—12, 1949), теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Посмертно была издана книга воспоминаний «Этюды к портретам» (1983) о В. В. Маяковском, М. А. Булгакове, А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, И. А. Ильфе, Е. П. Петрове, М. А. Светлове, Ю. К. Олеше, М. Е. Кольцове, И. В. Ильинском, Ф. Г. Раневской и других (переиздана под названием «Великие и смешные» в 2005 году). Виктор Ардов был дружен с рядом литераторов и деятелей российской культуры, которые подолгу жили в его квартире 13 в доме № 17 на Большой Ордынке. В их числе И. А. Бродский, А. И. Солженицын, М. М. Зощенко, Б. Л. Пастернак, М. И. Цветаева, А. А. Тарковский, Ф. Г. Раневская и другие. Особенно близка с семьёй Ардовых была А. А. Ахматова, которая останавливалась в их доме во время своих визитов в Москву в 1934—66 годах. Теперь во дворе дома Ардовых в Москве установлен памятник Анне Ахматовой. 
   Происхождение псевдонима 
Предками Виктора Зигбермана с одной стороны были немецкие евреи, с другой — сефарды. Вначале он решил взять псевдоним Сефардов, а потом первые три буквы отпали и получилось “Ардов”

    Семья 
Вторая жена В. Е. Ардова (с 1933 года) — актриса Нина Антоновна Ольшевская (1908—1991). Сыновья — актёр и режиссёр-мультипликатор Борис Викторович Ардов и литератор-мемуарист, протоиерей Михаил Викторович Ардов. Пасынок — народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов. Внучка — актриса Анна Борисовна Ардова. Правнучка — актриса Соня Ардова. Двоюродный брат — видный советский и израильский шахматный теоретик, шахматист и историк шахмат, заслуженный международный мастер ИКЧФ Яков Исаевич Нейштадт (род. 1923)[9]. Дядя (муж сестры матери) — советский историк, ректор МГУ (1921—1925), академик Вячеслав Петрович Волгин.

Из воспоминаний Михаила Ардова

Ардов стал работать для печати с середины двадцатых годов. Начал он с театральных рецензий, потом принялся сочинять фельетоны и юмористические рассказы. Затем он стал соавтором Льва Никулина, писателя уже сложившегося, они вдвоем написали несколько комедий. Помню названия двух пьес - "Статья 114" и "Таракановщина".

К тридцатым годам Ардов стал известным юмористом, регулярно выпускал сборники рассказов и фельетонов, дружил с Зощенко, с Ильфом и Петровым.

Перед войной в Московском театре Сатиры шла его пьеса "Мелкие козыри", и он стал вполне преуспевающим советским писателем. На Ордынке появилась мебель карельской березы и красного дерева, был даже небольшой кабинетный рояль.

Я как-то спросил отца:

- А ты был знаком с Горьким?

- Нет, - отвечал Ардов, - я его боялся... И в ответ на мое недоумение объяснил:

- Когда Горький вернулся из Италии, Сталин сделал распоряжение, чтобы все его просьбы и пожелания исполнялись неукоснительно. Я полагаю, сам Горький не вполне сознавал свое безграничное могущество. Он по-прежнему вел себя как истинный русский интеллигент, открыто заявлял о симпатиях и антипатиях... Так, например, без его вмешательства не мог бы быть напечатан "Золотой теленок" Ильфа и Петрова . Книгу практически уже запретили, но Горький просил наркома Бубнова напечатать роман, и тот не посмел ослушаться... Но с такой же легкостью, он мог и погубить человека. Стоило ему дурно отозваться о сочинениях какого-нибудь литератора, и все, и ты погиб, ты уже не сможешь печататься. А то и в тюрьму угодишь... Вот почему я боялся с ним знакомиться, даже попадаться ему на глаза...

...в армию он пошел добровольцем, серьезная болезнь - врожденный порок сердца - давала освобождение от фронта. Ему, как и прочим писателям, присвоили майорское звание, и он всю войну служил в армейской печати.

После войны на Ордынке еще с год продолжалось относительное благоденствие. Весьма относительное, если принять во внимание всеобщую нищету и голод тех лет. А потом произошла катастрофа, вышло постановление ЦК о Журналах "Звезда" и "Ленинград" . В самом постановлении, да и в докладе Жданова , имя Ардова не упоминается, но изничтожать принялись не только Зощенку, но и вообще всех сатириков и юмористов. На несколько лет Ардова перестали печатать совершенно. Вот тогда-то исчез из нашей квартиры и кабинетный рояль, и почти все ценные книги, например, собрание сочинений Льва Толстого. Кормился, да и нас всех кормил, Ардов тем, что читал свои смешные рассказы в жалких загородных клубах, а еще писал репертуар для артистов эстрады и цирка. У Ардова был огромный интерес к жизни и к людям, а также доброта, желание активно помогать нуждающимся. Среди потока приходящих к нему людей немало было ищущих защиты и помощи. Но по доброте своей и отзывчивости к чужому горю Ардов иногда попадал в положения двусмысленные.

Как-то на Ордынке появилась убитая горем женщина. Ее сын был осужден по довольно жуткому делу. Этот молодой человек в кампании своих подвыпивших приятелей оказался на какой-то квартире. Там они все стали приставать к пришедшей с ними девице, а та от испуга бросилась в окно и разбилась насмерть. Так вот мать одного из них умоляла Ардова похлопотать о снижении тюремного срока, к которому приговорен был ее сын. Он, кажется, пытался урезонивать своих дружков и к несчастной этой девчонке не приставал. Отец взялся помочь и, в конце концов, приговор парню пересмотрели. ...Филиал Малого, в уютном театрике, который располагается в самом конце Большой Ордынки.

С некоторых пор Ардов стал захаживать туда сравнительно регулярно. Все началось с того, что он где-то встретил своего приятеля, актера Николая Рыжова , и тот сказал:

- Пойди посмотри, как Турчанинова и моя мать играют "Правда хорошо - а счастье лучше". Не пожалеешь... Сходи, пока обе старухи живы. И вот мы с отцом отправились на этот самый спектакль, а потом смотрели там "Волки и овцы" и еще что-то. Ардову нравилось, что самый театр располагается тут же, на Ордынке, да и репертуар там был, что называется, "наш" замоскворецкий... Вообще же к театру на Ордынке было несколько неоднозначное отношение. Ну, прежде всего потому, что наша мать была актрисой и режиссером, и оба моих брата обучались в школе-студии при МХАТе. Сам Ардов в юности был весьма увлечен сценой, был участником каких-то тогдашних студий, а литературную карьеру начинал, как театральный рецензент. Но в конце жизни почти никогда не ходил на спектакли, это ему было скучно. Он уже любил вовсе не театр, а самих актеров- за инфантилизм, готовность к розыгрышам, к шуткам... Ардов по этой причине всегда охотно посещал "капустники", юбилеи, вечера в Доме актера...

Ссылки:

  • Серёжа Чепурнов как режиссёр
  • УРЕНГОЙСКИЙ АГИТПОХОД Лето 1984 года
  • Алексей Катруха "ПОРА В ДОРОГУ. СТАРИНА..."
  • Гумилев Лев Николаевич (1912 — 1992)
  • Толик, он хочет тебя убить [Войнович В.Н. в Москве]
  • Первый Всесоюзный съезд советских писателей, 1934 г
  • ЗАРИСОВКИ К РОДОСЛОВНОЙ И.Е. ТАММА
  • ЛЕОНИД БЕРНСКИЙ: СВЕТЛЯЧКИ ПАМЯТИ (О И.Е. Тамме)
  • РЯДОМ С АХМАТОВОЙ (Алексей Баталов)
  • Машина для Игоря Ильинского
  • Трескин Валерий
  • Ардова Евгения Михайловна
  • Михаил Ардов: Детство, война, эвакуация
  • Михаил Ардов: отец, моя школа
  • Михаил Ардов: Ахматова на Ордынке
  • Виктор Ардов, столяр и другие. "Беспринципная" отзывчивость Ардова
  • Борис Ардов: На ордынке: введение
  • Русланова Лидия Андреевна
  • Ротницкий Арий Давыдович - устроитель похорон московских писателей
  • Данкман Александр Морисович - основатель "Союзгосцирка"
  • РАПП и все литературные объединения закрываются - будет Союз Писателей
  • Вспоминает Эза Санджиевна Каляева: знакомство и первые впечатления
  • Дитя Иван
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»