|
|||
|
Ардов Виктор Ефимович (1900-1976)
См. в Википедии Ардов, Виктор Ефимович
Материал из Википедии Виктор Ардов (настоящее имя Виктор Ефимович Зигберман; 8 (21) октября 1900, Воронеж, Российская империя — 26 февраля 1976, Москва, СССР) — русский советский писатель-сатирик, драматург, сценарист, карикатурист. Родился в 1900 году в Воронеже в семье
инженера-железнодорожника, выпускника Харьковского технологического
института Е. М. Зигбермана, в ту пору члена хозяйственного правления
Воронежской еврейской общины. Дед по
материнской линии владел в Воронеже аптекарским магазином, дядя — Герасим
Вольпян — открыл в 1912 году зубоврачебную лечебницу.
В 1918 году окончил Первую мужскую гимназию в Москве. Работал актёром и
конферансье в кабаре «Нерыдай». В 1925 году окончил экономический факультет
московского
Института народного хозяйства имени Г.
В. Плеханова. С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с
сопроводительным текстом в журнале «Зрелища» и впоследствии иллюстрировал
свои сатирические сборники сам. Регулярно печатался в сатирических изданиях
«Крокодил» и «Красный перец»; вместе с Л. В. Никулиным написал комедии
«Склока» и «Статья 114-я уголовного кодекса» (обе — 1926), «Таракановщина»
(1929), с В. З. Массом — комедию «Именинница» (поставлена Московским
театром сатиры в 1924 году), самостоятельно — комедию «Мелкие козыри»
(1937); писал юмористические монологи для эстрадных артистов (В. Я.
Хенкина, Рины Зелёной, А. И. Райкина, Б. Я. Петкера и других). С 1927 годa
заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры.
Семья
Из воспоминаний Михаила Ардова Ардов стал работать для печати с середины двадцатых годов. Начал он с театральных рецензий, потом принялся сочинять фельетоны и юмористические рассказы. Затем он стал соавтором Льва Никулина, писателя уже сложившегося, они вдвоем написали несколько комедий. Помню названия двух пьес - "Статья 114" и "Таракановщина". К тридцатым годам Ардов стал известным юмористом, регулярно выпускал сборники рассказов и фельетонов, дружил с Зощенко, с Ильфом и Петровым. Перед войной в Московском театре Сатиры шла его пьеса "Мелкие козыри", и он стал вполне преуспевающим советским писателем. На Ордынке появилась мебель карельской березы и красного дерева, был даже небольшой кабинетный рояль. Я как-то спросил отца: - А ты был знаком с Горьким? - Нет, - отвечал Ардов, - я его боялся... И в ответ на мое недоумение объяснил: - Когда Горький вернулся из Италии, Сталин сделал распоряжение, чтобы все его просьбы и пожелания исполнялись неукоснительно. Я полагаю, сам Горький не вполне сознавал свое безграничное могущество. Он по-прежнему вел себя как истинный русский интеллигент, открыто заявлял о симпатиях и антипатиях... Так, например, без его вмешательства не мог бы быть напечатан "Золотой теленок" Ильфа и Петрова . Книгу практически уже запретили, но Горький просил наркома Бубнова напечатать роман, и тот не посмел ослушаться... Но с такой же легкостью, он мог и погубить человека. Стоило ему дурно отозваться о сочинениях какого-нибудь литератора, и все, и ты погиб, ты уже не сможешь печататься. А то и в тюрьму угодишь... Вот почему я боялся с ним знакомиться, даже попадаться ему на глаза... ...в армию он пошел добровольцем, серьезная болезнь - врожденный порок сердца - давала освобождение от фронта. Ему, как и прочим писателям, присвоили майорское звание, и он всю войну служил в армейской печати. После войны на Ордынке еще с год продолжалось относительное благоденствие. Весьма относительное, если принять во внимание всеобщую нищету и голод тех лет. А потом произошла катастрофа, вышло постановление ЦК о Журналах "Звезда" и "Ленинград" . В самом постановлении, да и в докладе Жданова , имя Ардова не упоминается, но изничтожать принялись не только Зощенку, но и вообще всех сатириков и юмористов. На несколько лет Ардова перестали печатать совершенно. Вот тогда-то исчез из нашей квартиры и кабинетный рояль, и почти все ценные книги, например, собрание сочинений Льва Толстого. Кормился, да и нас всех кормил, Ардов тем, что читал свои смешные рассказы в жалких загородных клубах, а еще писал репертуар для артистов эстрады и цирка. У Ардова был огромный интерес к жизни и к людям, а также доброта, желание активно помогать нуждающимся. Среди потока приходящих к нему людей немало было ищущих защиты и помощи. Но по доброте своей и отзывчивости к чужому горю Ардов иногда попадал в положения двусмысленные. Как-то на Ордынке появилась убитая горем женщина. Ее сын был осужден по довольно жуткому делу. Этот молодой человек в кампании своих подвыпивших приятелей оказался на какой-то квартире. Там они все стали приставать к пришедшей с ними девице, а та от испуга бросилась в окно и разбилась насмерть. Так вот мать одного из них умоляла Ардова похлопотать о снижении тюремного срока, к которому приговорен был ее сын. Он, кажется, пытался урезонивать своих дружков и к несчастной этой девчонке не приставал. Отец взялся помочь и, в конце концов, приговор парню пересмотрели. ...Филиал Малого, в уютном театрике, который располагается в самом конце Большой Ордынки. С некоторых пор Ардов стал захаживать туда сравнительно регулярно. Все началось с того, что он где-то встретил своего приятеля, актера Николая Рыжова , и тот сказал: - Пойди посмотри, как Турчанинова и моя мать играют "Правда хорошо - а счастье лучше". Не пожалеешь... Сходи, пока обе старухи живы. И вот мы с отцом отправились на этот самый спектакль, а потом смотрели там "Волки и овцы" и еще что-то. Ардову нравилось, что самый театр располагается тут же, на Ордынке, да и репертуар там был, что называется, "наш" замоскворецкий... Вообще же к театру на Ордынке было несколько неоднозначное отношение. Ну, прежде всего потому, что наша мать была актрисой и режиссером, и оба моих брата обучались в школе-студии при МХАТе. Сам Ардов в юности был весьма увлечен сценой, был участником каких-то тогдашних студий, а литературную карьеру начинал, как театральный рецензент. Но в конце жизни почти никогда не ходил на спектакли, это ему было скучно. Он уже любил вовсе не театр, а самих актеров- за инфантилизм, готовность к розыгрышам, к шуткам... Ардов по этой причине всегда охотно посещал "капустники", юбилеи, вечера в Доме актера...
Ссылки:
|