Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Школа Духова (танкостроение)

Челябинская школа танкостроения с военных лет обрела известность и авторитет не только в стране, но и в мире. Без преувеличения можно сказать - она вправе считаться отечественной школой боевых машин. В довоенные годы советское танкостроение рождалось в Ленинграде и Харькове . Именно отсюда вышли на поля сражений и обрели мировую славу лучшие танки своего времени - Т-34 "тридцатьчетверка" и "гусеничный крейсер" KB - "Клим Ворошилов". Эти города стали первыми центрами танкостроения страны.

Война перенесла их на Урал - в Нижний Тагил , Свердловск , Челябинск . На Урале центром инженерной танкостроительной мысли стал Челябинск. Концентрация лучших сил конструкторов и технологов, производственников, трудовой совместный подвиг танкоградцев (Кировский танковый и еще многие заводы) позволили обеспечить бронетанковые силы необходимым для разгрома врага количеством боевых машин - 18 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок. Это были лучшие боевые машины войны. Танкоградцы укомплектовали большую часть боевых машин на фронте двигателями - 48,5 тысячи танковых дизелей , тоже лучших в мире. Не случайно Кировский танковый завод в Челябинске был награжден боевым орденом Кутузова I степени. Полководческим орденом, потому что вклад танкоградцев в победу был приравнен к выигранным крупным сражениям.

Столь масштабный и заметный успех танкоградцев объясняется не только их самоотверженным трудом, высокой организованностью и технологичностью производства (один только танковый конвейер чего стоит!), но и тем, что Танкоград имел огромный научно-технический потенциал: два танковых конструкторских бюро, СКБ непревзойденных поныне танковых дизелей В-2 , мощные технологические, металлургический отделы. Именно в этом гигантском научно-техническом конгломерате рождалась Челябинская школа танкостроения, боевых машин, которая в сражениях инженерной мысли с немецкими танкостроителями сформировалась, обрела признание.

После войны она продолжала накапливать опыт, набирать высоту, наращивать достижения. Н. Л. Духов вместе со "своим" танком KB привез в Челябинск и коллектив конструкторов, который он возглавлял при создании лучшего тяжелого танка первого поколения в мире. Этот коллектив, этот танк, названный гитлеровцами "Духов-панцер", и стали пионерским ядром челябинской школы танкостроения. Она по праву именуется Школой Духова.

Генерал Духов в войну, как и Ж. Я. Котин , был главным конструктором Танкограда. Он руководил коллективами создателей тринадцати конструкций новых танков и самоходок (с опытными образцами, не вышедшими из стадии эксперимента, - более двадцати). Он пополнял эти коллективы новыми кадрами конструкторов.

Когда после Победы многие из опытных конструкторов, эвакуированных в начале войны в Челябинск, возвратились в родные города, танковое производство, вернувшего свое мирное название - ЧТЗ , не "заметило" этого. Немногие соратники Духова, оставшиеся в Челябинске, и его первые ученики-челябинцы продолжили славные дела танкоградцев, выдавая с конструкторских кульманов в производство новые боевые машины, и все экстра-класса - тяжелый танк ИС-4 и тяжелый танк Т-10 , легкий плавающий танк ПТ-76 , арттягач АТ-С , боевую машину пехоты БМП-1 и т. д. Часть их производилась в танковых цехах ЧТЗ, часть передавалась на другие заводы (Волгоград, Курган...).

"Кадры решают все!" Эта мудрая мысль для Духова была основополагающей. Не случайно он включился в подготовку инженеров еще до войны в Ленинграде. Он продолжил ее при первой же возможности в Челябинске. Его называют в числе инициаторов и организаторов Челябинского механико-технологического института (ЧММИ-ЧПИ-ЧГТУ-ЮУрГУ) . Есть все основания полагать, что инициатива исходила именно от Н. Л. Духова. В 1943 году главному конструктору Танкограда не хватало конструкторов и технологов, и их по его настоянию стали готовить в Челябинске. Не случайно первым факультетом нового технического вуза стал танковый (ныне Автотракторный), в числе первых кафедр - "Танки" (ныне "Специальные и дорожно-строительные машины"), первым завкафедрой - главный конструктор Кировского завода в Челябинске генерал-майор инженерно-технической службы Духов. Уже 60 лет автотракторный факультет, кафедра "Специальные и дорожно-строительные машины" (в прошлом - "КГМ") - готовят инженеров-танкостроителей. За это время из стен Школы Духова вышли более 3350 специалистов - "детей" и "внуков" выдающегося конструктора. Кстати, некоторые из них ( Смирнов А.В. , Шаров С.И. ) работают на предприятиях атомной промышленности. Без преувеличения можно сказать, что они всегда были заметны в отечественном производстве боевых машин, на ряде ведущих предприятий отрасли занимали и занимают ведущую роль. В этой главе представлена "учебная часть" школы Духова - автотракторный факультет и кафедра создателей боевых машин - "спецмашин". Бесспорно, АТ-факультет - заметное явление в образовательной сфере страны. Это живой памятник Н. Л. Духову, стоявшему у его истоков. Здесь представлены предприятия, где выпускники школы Духова занимали и занимают ведущее место. В их трудах, в "изделиях", созданных ими, - частица трудов Н. Л. Духова. Эта книга издана при самом активном участии выпускников Школы Духова. Это благодарный вклад учеников в памятник в слове их Учителю.

Ссылки:

  • ДУХОВ Н.Л.: В ТАНКОГРАДЕ
  • Балжи Михаил Федорович - соратник и преемник Духова.
  • Научная школа танкостроения
  • ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины"
  • Пинигин Б. о Н.Л. Духове
  • О Духове Н.Л. В. ПЛАТОНОВ, генеральный директор ЧТЗ "Уралтрак"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»