|
|||
|
Духов Н.Л.: вклад в работу Танкограда
Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. По сути, вся танковая глава книги жизни Духова связана с Танкоградом. Он начал писать ее на Кировском заводе в Ленинграде, где состоялось его введение в танкостроение. Здесь он родил идею танка KB и воплотил ее в металле, доводил его до ума в ходе испытаний. Здесь его первый танк пошел в производство, отсюда - на вооружение бронетанковых сил Красной Армии. Но это была лишь юность духовского КВ. Танк обрел зрелость, обретая надежную мощь и совершенство на Кировском танковом заводе в Челябинске - танкостроительном гиганте, на котором Духов главным конструктором начинал и завершал войну. Танкоград - вершина танкостроительного мастерства Духова. О многообразии и большой отдаче его трудов на посту главного конструктора Кировского завода и его заместителя говорит " Справка о технической деятельности главного конструктора танкового производства Кировского завода Духова Н. Л." (а вернее, "автосправка", потому что составлена им собственноручно), публикуемая в конце главы. Он руководит и непосредственно участвует в разработке и модернизации всех боевых машин Танкограда. В "Справке..." о своей деятельности на посту главного конструктора Танкограда Духов с понятной конструкторам гордостью отмечает, что "принципиально новые конструктивные решения были приняты на всех последующих модификациях и новых образцах танков... Кировского завода". Дополним - не только войны, но и послевоенных лет, не только Танкограда, но и других заводов и вообще всего отечественного танкостроения всех послевоенных десятилетий. Эти конструктивные решения легли в основу танкостроительной школы, которая вправе называться Школой Духова! И хотя по воле конструкторской судьбы он не занимался танками в последние годы жизни, дух Духова продолжал жить в танкостроении, продолжает жить и сегодня. Девятое мая 1945 года Николай Леонидович встретил в Челябинске. Радостного и улыбающегося запечатлел его фотограф-любитель.(См. фото1 ) День Победы стал великим смыслом Танкограда. Хотя в СССР не было населенного пункта с таким названием, Советское информбюро не раз упоминало о нем в сводках военной поры. Так народ назвал огромный комбинат тяжелых танков, созданный в первые же военные месяцы на базе Челябинского тракторного завода. В короткий срок тракторный завод, первенец советских пятилеток, стал настоящим городом танкостроителей. По масштабам производства, быстроте внедрения всего прогрессивного, созвездию конструкторских талантов он был ведущим в отрасли. В первые месяцы войны ЧТЗ был усилен Кировским заводом , Харьковским моторостроительным заводом и еще более чем десятком эвакуированных предприятий. Именно этот завод заводов вошел в историю войны как Танкоград. Не там ли, в Танкограде, увидел Александр Твардовский "кувалду главную Урала", которой он посвятил в поэме "За далью - даль" такие строки: Полжизни с лишкам миновало, И дался случай мне судьбой Кувалду главную Урала В работе видеть боевой. Судьбы тысяч людей - рабочих, технологов, конструкторов, испытателей, руководителей производства и отрасли - оказались тогда связанными с Танкоградом. Конструктор и завод, конструктор и отрасль. Вне этих связей показать в деятельности Духова нельзя. Коллектив завода, Духов причастны к выпуску в годы войны 13 видов танков и самоходных артиллерийских орудий. Наиболее сильной стороной дарования Николая Леонидовича была постоянная слитность его инженерной мысли со всем тем, что делалось для серийного выпуска боевой техники. Если бы возникла мысль о формировании высшей инженерной коллегии, в которую вошли бы выдающиеся отечественные конструкторы-"серийщики", оказавшие большое влияние на становление целых отраслей промышленности, то Духову отвели бы в этой коллегии одно из самых почетных мест. Дать армии больше танков, чем имеет враг, - в этом смысл опубликованного в газетах "Слова конструкторов", под которым стоит и его, Духова, подпись, в самом начале войны. Николаю Леонидовичу предстояло возглавить на ЧТЗ коллектив конструкторов-танкостроителей. К исполнению новых обязанностей Духов приступил 23 июля 1941 года. Ветераны завода единодушно утверждают, что на первых порах он был как- то неприметен, ничем особенным себя не проявил: "Собрал конструкторов, быстро со всеми познакомился, распределил обязанности. Отметил, что, хотя танк спроектирован, испытан и выпускается в Ленинграде, он считает технологическую отработку машины только начатой. Просил своих коллег проявлять больше самостоятельности, сосредоточить внимание именно на технологии". Основные трудности Духов предвидел не на самом ЧТЗ, а на смежных предприятиях, которым предстояло изготовлять танковые корпуса и башни. Поручив решение местных проблем своему помощнику Михаилу Федоровичу Балжи , одному из самых опытных конструкторов ЧТЗ, Николай Леонидович отправился к смежникам - в Свердловск, на "Уралмаш" . Технология изготовления корпусов требовала ни мало ни много, а семьсот станков, отличных от тех, которыми располагал довоенный "Уралмаш". Семьсот станков! Огромная цифра. И Духов сделал все от него зависящее, чтобы помочь заводу, - предложил упрощенные стыковые соединения броневых листов. Нововведение держало проверку под градом артиллерийских снарядов. И выдержало! Как потом рассказывал коллегам Николай Леонидович, свою идею он хорошенько продумал еще в поезде по пути из Ленинграда в Челябинск, благо времени было достаточно. В то же время литье танковых башен не давалось, не было специалистов по сложному литью, завод не имел никакого опыта. Сроки поставок не выполнялись. Не помогли напоминания и телеграммы, очередной визит на завод Духова вместе с главным инженером Сергеем Нестеровичем Махониным . Свердловчане ссылались на объективные трудности. Не удалось им встретиться с кем-либо из обкома партии. В книгу жалоб обкома Духов и Махонин записали требования к своим смежникам. Указали на необходимость срочно освоить технологию литых танковых башен. Копию записи отправили в ГКО . Позднее Духов познакомил свердловчан с опытом броневого литья, который удалось накопить в Ленинграде до войны. Переход на литье не замедлил сказаться на изготовлении бронекорпусов, поскольку высвободилось много сварщиков. Уже в марте 1942 года намного увеличилось на "Уралмаше" производство корпусов и башен. Государственный Комитет Обороны непрерывно увеличивал программу выпуска танков КВ. Ее выполнение во многом зависело от подготовленности основных звеньев технологической цепи. В первые месяцы войны управление предприятиями, привлеченными к производству танков, еще не было перестроено. Заводы уже делали одно общее дело, хотя оставались в ведении разных наркоматов. Инженерный опыт и обостренное чувство ответственности подсказали главному конструктору, где в тот момент находилось самое уязвимое место сложного многоотраслевого производства, которому предстояло в кратчайший срок совершить резкий рывок вперед. С чувством глубокого удовлетворения он воспринял постановление Государственного Комитета Обороны от 11 сентября 1941 года: танковая промышленность выделялась в самостоятельный наркомат танковой промышленности . Труд конструктора, в том числе и главного, не одни только взлеты вдохновения, творческие поиски и счастливые находки, как иногда кажется со стороны. Невероятно много времени отнимают бесчисленные дела, которые принято называть организационными. Понимая их важность, Николай Леонидович отдавал себе отчет, что стены конструкторского бюро ему, как ни говори, ближе. Перед административными вопросами он тоже не пасовал, когда требовала обстановка, решал их быстро и вез колебаний. Но его стихией оставалась инженерия. В связи с организацией наркомата и эвакуацией Кировского завода в Челябинск обязанности в танковом КБ перераспределили. Руководителем стал прибывший из Ленинграда Ж. Я. Котин , а Духова назначили его заместителем. Проработал он в этой должности до июня 1943 года, когда был вновь назначен главным конструктором танкового производства. Эвакуированный коллектив ленинградских танкостроителей объединился с уральцами. ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в Челябинске. Невиданные, не знакомые ни отечественному, ни зарубежному танкостроению дела вершились в то время за проходной бывшего тракторного гиганта. Закладывались основы массового - поточного, конвейерного - производства тяжелых боевых машин.
|