|
|||
|
Танковый отдел ЧТЗ, меры по наращиванию темпов производства
Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. На всех оборонных заводах промышленности жили одним: наращивать выпуск продукции стремительно. Но как? Самолетостроители предложили проводить заводские и государственные испытания одновременно. После полетов заводского летчика-испытателя то же задание повторял испытатель военный. Правительство приняло этот порядок. Ценную мысль высказал и Духов. Он обратил внимание на нехватку опытных инструкторов-танкистов, которые помогали бы осваивать танк KB в армии. Готовить таких инструкторов Духов предложил прямо на заводе и первый вызвался проводить с ними занятия. Профессия танкостроителя раскрыла такие способности Духова, о которых он, возможно, и сам не подозревал; она обострила его гражданское чувство, сделала конструктора трезвым политиком. Он быстро понял: если столкновение с фашизмом неизбежно, то победу в схватке с сильным и жестоким врагом голыми руками не возьмешь, ее надо терпеливо, буднично подготовить. 20 июня 1940 года вышел приказ наркома среднего машиностроения И.А. Лихачева "Об организации производства танков KB на ЧТЗ имени Сталина". Приказом директора завода Симоновича от 11 июля 1940 год. начальником конструкторского подотдела был назначен Б.Е. Архангельский . Новый отдел формировался из конструкторов спецотдела по арттягачу С-2 и других конструкторских служб завода. В него вошли уже опытные специалисты и руководители, награжденные за вклад в создание и постановку на серийное производство тракторов С-65 и арттягача С-2 знаком "Передовой конструктор советского машиностроения", М. Ф. Балжи и Л. Б. Тевелев ; первостроители ЧТЗ, руководители конструкторских групп С. А. Быбин , Н. Ф. Шилов , а также инженеры-конструкторы П. В. Мицын , Н. Ф. Карпачев , А. Р. Подругина , 3. Д. Селенская ; техники-конструкторы Л.Г. Бахарева, Ю. А. Белоносова, А. Г. Васильева, Л. В. Голубева, Л. М. Новикова, А. Г. Смагина, Л. А. Терехин, А. П. Шатохина, Н. М. Попова, К. В. Мышенкова, Р. В. Нестерова. В эти дни коллектив пополнился выпускниками Сталинградского механического института, молодыми инженерами А А Авдеевым, В. И. Дупищевым, В. К Козякиным, М. М. Пивником и А М. Черновым. Конечно, новый фронт работы вчерашним тракторостроителям в короткий срок освоить было нелегко. Как вспоминает ветеран отдела Леонид Андреевич Терехин , разбираясь в чертежно-технической документации на танк КВ-1 , им нередко приходилось натыкаться на грубые конструкторские ошибки, нетехнологичность конструкции той или иной детали. Чертежи требовали доработки, изменения конструкции деталей. Челябинцы выезжали на ленинградский Кировский завод (ЛКЗ) по согласованию документации. Ленинградцы встречали предложения челябинцев, как правило, в штыки: "Яйца курицу учат", далеко не всегда встречи проходили гладко. Трудности челябинцев в освоении танкового производства понимали в правительстве. 19 августа 1940 года вышел приказ наркома среднего машиностроения, в котором говорилось: В целях быстрейшего освоения и доработки танка KB на ЧТЗ: а) испытать опытный образец танка KB, полученный с Кировского завода, с целью освоения машины в эксплуатации; б) организовать специализированное конструкторское бюро по танкам KB в количестве 50 человек с задачами: -обеспечение высококачественного выпуска танков KB; -прием и надлежащее оформление всей технической документации, полученной с Кировского завода; в) укомплектовать СКВ на ЧТЗ конструкторами с Кировского завода (ЛКЗ) и завода N 174 в количестве 20 человек". Приступив к новым обязанностям, тракторостроитель Архангельский дотошно влезает в изучение технической документации на танк КВ-1, разработанной ленинградцами. Его озадачивает нетехнологичность конструкций практически всех деталей, непригодность их для организации поточного производства КВ. В чертежах ЛКЗ вскрываются грубые ошибки, конструктивные недоработки, решение которых не терпит отлагательств. Борис Евграфович выезжает в Москву, в Ленинград по вопросам организации производства танка KB на ЧТЗ, по согласованию изменений чертежно-технической документации. Ленинградцы все предложения челябинцев воспринимали болезненно. Организовав на ЛКЗ сборку танков стендовым (тупиковым) методом, используя труд высококвалифицированных рабочих-специалистов, по ходу сборки узлов, агрегатов и самой машины они предусматривали подгонку деталей по месту. Собирать опытные образцы танков таким методом надо. Сразу выявляется несоответствие детали или промашка конструктора при проектировании. Чертеж немедленно дорабатывается, и деталь изготавливается вновь или, если это возможно, дорабатывается уже готовая. У челябинцев же большой опыт в организации конвейерного производства, не требующего применения высококвалифицированных рабочих, которых и так на заводе не хватает. Вместе с командированными с Кировского и завода N 174 конструкторами и технологами челябинцы стали трудиться над доработкой чертежно-технической документации, над разработкой технологических процессов изготовления танковых деталей. "Мы, вчерашние конструкторы тракторного производства, дивились массивности и необычности конструкций узлов танка, - вспоминает ветеран отдела Анастасия Григорьевна Смагина , много лет проработавшая инженером-конструктором в бюро электрооборудования СКБ-3 , а затем и СКБ-2 . - Конструкторы работали не только у чертежной доски, но и в цехах, там, где изготавливались детали, собирались узлы, устанавливались в корпус танка". Ссылки:
|