Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Кафедра "Специальные и дорожно-строительные машины"

Сталинградский механический институт стал родоначальником ЧММИ - ЮУрГУ . Был осуществлен и единственный набор студентов в СМИ в Челябинске по танковой специальности на 1943/44 учебный год. Одним из 57 студентов, зачисленных в 1943 году, был Б. Н. Пинигин , до сих пор работающий профессором кафедры "Автомобили".

Единственным штатным преподавателем кафедры "Танки" поначалу был профессор, доктор технических наук Е. И. Милославский , на которого и было возложено исполнение обязанностей заведующего. В 1946 году он уехал в Харьков, откуда был в свое время эвакуирован. Первым заведующим кафедрой "Гусеничные машины", "Танки" в 1944-1947 годах был Николай Леонидович Духов , в то время главный конструктор, а позднее и главный инженер Кировского танкового завода. Одновременно с ним на кафедре начали работать танкоградцы, его соратники - А. Д. Крюков , И. С. Кавьяров , Л. Б. Тевелев , Г. А. Манилов и М. А. Лейканд .

С августа 1947 года заведовать кафедрой стал опытный педагог, широко известный своими научными и методическими трудами, связанными с проектированием гусеничных машин, А. Д. Крюков . Среди первых студентов были будущие кандидаты технических наук - доцент, заместитель главного конструктора ЧТЗ Б. Л. Магарилло ; директор КТИАМ в Челябинске, доцент В. П. Антропов ; начальник КБ ОГК ЧТЗ А. М. Кауфман . В разное время они преподавали на кафедре. После перевода А. Д. Крюкова в конце 1949 года в Ленинград, где он возглавил кафедру "Гусеничные машины" в ЛПИ (Ленинградском политехническом институте), который окончил Н. Л. Духов, обязанности завкафедрой стал исполнять И. С. Кавьяров, который после войны работал под началом Духова на ЧТЗ. В марте 1950 года его сменил один из первых челябинских танкостроителей, соратник Духова Михаил Федорович Балжи , так же, как и он, совмещавший до этого преподавание на кафедре с работой на ЧТЗ. За 20 лет руководства Михаила Федоровича на кафедре была создана хорошо оборудованная учебно-лабораторная и научно-исследовательская база, сформирован коллектив высококвалифицированных преподавателей. Здесь вели занятия и научную работу танкостроители, связанные с ЧТЗ, С. В. Федоренко, Г. А. Есин, В. И. Саяпин, С. А Быбин; выпускники кафедры Б. Н. Пиниигин, Ю. А. Злоказов, С. М. Крупицкий, Б. Н. Крылов, С. П. Баженов, Б. Л. Диковский, А. А. Дворниченко, Г. А. Болотов, С. Ф. Харин, Р. Н. Болдырев и другие. После того, как набор студентов на первый курс был доведен до 150 человек, кафедра стала крупнейшей среди танковых в стране. На ней была создана под руководством М. Ф. Балжи научная школа по инерционным бесступенчатым передачам, вошедшая в историю отечественной технической науки как Школа Балжи .

За первую четверть века кафедры было защищено более 20 кандидатских диссертаций, первыми соискателями руководил М. Ф. Балжи, первым защитивший докторскую диссертацию в УПИ. В числе первых кандидатов технических наук были С. М. Крупицкий, С. Ф. Харин, Р. Н. Болдырев, Б. Н. Крылов, Б. Л. Диковский, С. П. Баженов, Ю. А. Злоказов, В. Е. Андреев, В. И. Пожбелко и А. Ф. Дубровский. Среди выпускников разных лет В. Ф. Марачевский (выпуск 1954) - замзавотделом ЦК КПСС; Л. С. Кудрявцев (1952) - зампредседателя Челябинского облисполкома; В. А. Гусев (1953) - генерал-майор, нач. управления КГБ; X. X. Мингазов (1965) - технический директор ОАО ЧТЗ, доктор экономических наук, профессор; С. С. Малютин (1954) - зам. главного инженера ЧТЗ, кандидат технических наук; В. Л. Вершинский (1954) - главный конструктор ГСКБ-2, кандидат технических наук; В. Н. Богданов (1957) - директор Челябинского автомеханического завода; Н. Л. Белькорецкий (1951) - директор моторного завода ЧТЗ, кандидат технических наук; Ю. Ф. Бутрин (1962) - генеральный конструктор завода "Уралтрансмаш" (Екатеринбург), В. А Шаньгин - генеральный директор, ОАО "Ишимбайтрансмаш"; В. А Печенкин (1972) - зам. главного конструктора ОАО "Курганмашза-вод"; Н. А Молодняков (1959) - зам. главного конструктора Уральского КБ транспортного машиностроения; А. М. Акоев - начальник управления дорожных испытаний и доводки автомобилей ОАО "АвтоВАЗ"; Г. А. Завьялов (1960) - проректор по научной работе ЧелГУ, завкафедрой, доктор технических наук, профессор; В. В. Матвеев (1951) - зав. кафедрой "Технология металлов" ЧПИ, доктор технических наук, профессор; Н. И. Гриненко (1950) - проректор по научной работе ЧПИ, зав. кафедрой "Летательные аппараты" на аэрокосмическом факультете, доктор технических наук, профессор; С. П. Масленнников (1963) - зав. кафедрой "Автоматические установки" ЮУрГУ на аэрокосмическом факультете, кандидат технических наук, профессор кафедры; А. Н. Лысов (1961) - зав. кафедрой "Приборостроение" доктор технических наук, профессор; В. Н. Кунин (1953) - доктор физико-математических наук, профессор; Ю. Н. Кирдяшев (1950) - доктор технических наук, профессор; В. И. Пожбелко (1971) зав. кафедрой "Основы проектирования машин", доктор технических наук, профессор; В. А Пермяков (1962) - кандидат технических наук, доцент кафедры "Основы проектирования машин"; П. Г. Винницкий (1962) - кандидат технических наук, доцент этой кафедры. После смерти М. Ф. Балжи в 1970 году обязанность заведующего кафедры исполнял С. В. Федоренко, соратник его и Н. Л. Духова по Танкограду. В 1971 году его сменил начальник конструкторского бюро ЧТЗ, кандидат технических наук, доцент М. И. Злотник, выпускник кафедры. За четверть века под его руководством была обновлена материальная база кафедры, в 1976 году осуществлен переезд в третий учебный корпус, где были оборудованы новые классы, лаборатории и вычислительный центр. Систематически издавались учебные и методические пособия по всем изучаемым курсам. С 1992 года на кафедре начата подготовка студентов по специальности "Подъемно-транспортные, дорожные, строительные машины и оборудование". Стали разрабатываться новые научные направления, связанные с применением гидродинамических бесступенчатых передач на транспортных машинах, а также гидрообъемных передач в механизмах поворота быстроходных гусеничных машин. Преподавательский состав в это время пополнялся в основном выпускниками. В коллектив влились А. И. Пупышев, С. В. Федоров, Г. Н. Попов, Н. В. Филичкин, С. В. Кондаков. На кафедре в это время преподавали перешедшие с военной кафедры А. И Дубинин и М. И. Ковачевич. Среди выпускников этого периода - начальник отдела перспективных разработок ВАЗа Н. М. Тазтдинов; начальник отдела трансмиссий ЧТЗ В. Н. Тимонин, руководитель полигона "АвтоВАЗа" В. Костяков. В разное время выпускники кафедры работали и работают преподавателями на разных кафедрах ЮУрГУ: доцент кафедры "Автоматические установки" В. Д. Васильев; доценты кафедры "Сопротивление материалов" В. В. Скрягин, В. Г. Сергеев, В. Н. Колодкин и Е. Е. Рихтер; доцент, декан факультета "Сервис и легкая промышленность" В. А. Лившиц; доцент кафедры "Графика" А. П. Ланде; доцент кафедры "Автомобили" А. Д. Рулевский. В 1996-2002 годах кафедра была закрыта в связи с политическими изменениями в стране. Студенты специальностей "Многоцелевые гусеничные и колесные машины" и "Подъемно- транспортные, дорожные, строительные машины и оборудование" в это время обучались на кафедре "Автомобили". В октябре 2002 года на базе Государственного НИИ по промышленным тракторам (ГосНИИ ИТ) была образована новая кафедра "Специальные и дорожно-строительные машины", на которую передана подготовка по этим специальностям. Она стала преемницей одной из первых кафедр вуза. Исполнение обязанностей заведующего было возложено по совместительству на директора НИИ "Промтрактор" кандидата технических наук, профессора Владимира Николаевича Бондаря, который возглавляет кафедру в настоящее время. ГосНИИ ПТ выбран в качестве базы для проведения учебного процесса на этой кафедре не случайно. Институт в большом объеме проводит научно-исследовательские работы.

Более 60 предприятий России и стран ближнего и дальнего зарубежья являются заказчиками научных разработок. Основные их них - ООО "ЧТЗ- Уралтрак", ФГУП ПО "Уралвагонзавод", ОАО "Курганмашзавод", ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины", ОАО "Промтрактор" (Чебоксары), ОАО "Барнаултрансмаш", ОАО "Турбомоторный завод" (Екатеринбург).

Для обеспечения квалифицированной подготовки специалистов ГосНИИ ПТ располагает необходимой научно-технической базой, оснащенной современными исследовательскими лабораториями, комплексом испытательных стендов и полигоном, производственным оборудованием и компьютерной техникой с современным компьютерным обеспечением, а также аудиториями для проведения учебных занятий, включая оборонную тематику, и технической библиотекой, укомплектованной специальной литературой и патентным фондом. На кафедре имеется лаборатория с действующими образцами специальной и дорожно-строительной техники, которые эффективно используются в учебном процессе. Практикуется также проведение практических занятий со студентами кафедры по специальной технике в Челябинском военном автомобильном институте. Основные направления подготовки выпускников кафедры С и ДСМ: конструирование машин; проведение исследований машин; выполнение расчетов конструкций; сертификация продукции и систем качества (менеджмент); химмотология. За 60 лет существования кафедры было подготовлено более 3300 инженеров- танкостроителей. 160 из них окончили курс наук с отличием. 16 выпускников защитили докторские, более 60 - кандидатские диссертации. В настоящее время на кафедре работают: кандидаты технических наук, профессора В. С. Кондаков и А. А. Дворниченко; кандидаты технических наук, доценты В. Н. Белоусов, В. А. Будим, В. И. Дуюн, В. И. Раевский и С. И. Черепанов, старший преподаватель Н. В. Филичкин. Занятия по специальным дисциплинам проводятся в НИИ "Промтрактор". Здесь хорошо оснащенная научно-техническая база - современные исследовательские лаборатории, комплекс испытательных стендов, производственное оборудование и компьютерная техника с программным обеспечением. В 2002 году состоялся первый выпуск по специальности "Подъемно-транспортные, дорожные, строительные машины и оборудование". Из 12 выпускников двое получили дипломы с отличием. Среди выпускников кафедры 2003 года 5 "красных дипломников". С. КОНДАКОВ

Ссылки:
1. ЧПИ (Челябинский политехнический институт)
2. Школа Балжи

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»