Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ЧТЗ переходит на военные рельсы

Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. 

ЧТЗ перед войной был не просто одним из крупнейших заводов. Он относился к числу важнейших предприятий, которые занимали особое место в планах партии и правительства по подготовке к обороне страны. "Челябинский тракторный завод, - пишет в своих воспоминаниях Б. Л. Ванников , который с 1938 года был наркомом вооружения, а с 1942 года - наркомом промышленности боеприпасов, - построен был с учетом того, чтобы в случае необходимости перевести его на производство танков и артиллерийских тягачей". Ванников в годы строительства ЧТЗ отвечал за обеспечение его оборудованием, а затем возглавлял государственную комиссию по пуску завода, ему не раз приходилось бывать на заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б), где решались вопросы, связанные с сооружением ЧТЗ.

"Не раз при этом было сказано, - подчеркивает он, - что ЧТЗ должен обладать всем необходимым для перевода его в случае надобности на военное производство". В начале 1940 года заводу было поручено приступить к освоению производства тяжелых танков KB конструкции ленинградского Кировского завода .

Для начала заводу предстояло сделать универсальным путем несколько опытных машин, подготовить свои кадры конструкторов, технологов и рабочих, отработать технологию для перехода к выпуску большой партии танков в 1941 году. Через год-другой намечалось построить специальный цех для производства боевых машин, организовать солидное конструкторское бюро, обзавестись испытательными стендами и еще очень многим из того, что необходимо для изготовления танков. Пока же не было ни площадей для изготовления танковых деталей и сборки машин, ни оснастки, ни, самое главное, конструкторов и рабочих, знакомых с производством новой продукции. Получив ответственное задание, завод для его выполнения выделил лучшее из того, что имел в то время. Механический цех опытно- производственной базы был передан в ведение нового отдела по производству танков, в этот отдел перевели группу наиболее квалифицированных конструкторов-трактористов, среди них - М.Ф. Балжи .

Ценой огромных усилий, зачастую ценой срыва нормальной работы инструментальных, ремонтных и других цехов, имеющих универсальное оборудование и рабочих-универсалов, Челябинский тракторный выпустил свой первый экспериментальный танк. Это было 31 декабря 1940 года. ...Лучшие технические силы завода, лучшие рабочие были привлечены для освоения производства топливного насоса ТН-12 , изготовления топливной аппаратуры.

Но время шло, а директор завода все еще был вынужден докладывать наркому о бесчисленных трудностях в производстве насосов, о колоссальном браке, о необоснованно высокой точности обработки, предусмотренной в чертежах, и еще о десятках причин, срывавших выполнение задания. С учетом освоения выпуска арттягачей С-2 три этих сложнейших и выполняемых одновременно задания сплелись в один клубок, создавали нервную, напряженную обстановку, вызывали перебои в ритме работы.

В марте 1941 года на завод приехал народный комиссар среднего машиностроения В.А. Малышев . С десятками работников завода беседовал нарком, разбираясь на месте, как обстоят дела.

Много внешних, независимых от завода факторов срывали работу тракторного. Не хватало оборудования для производства С-2, быстрорежущей стали. Резко ухудшилось снабжение металлом. Случалось не раз, что кузнечный и другие цехи целиком простаивали по нескольку суток. Были и другие внешние причины, мешавшие заводу с выполнением правительственных заданий. Малышеву докладывали, что все затруднения, связанные с транспортной машиной С-2, а отсюда и отставание завода проистекают из-за непродуманного, поспешного решения наркомата ставить на производство конструкцию нового трактора. Одной рукой, говорили ему, подписывается решение о постановке на массовое производство тягачей, а другой - утверждается протокол, в котором отмечается необходимость внесения в машину сотен изменений. А ведь на это требуются время и силы. Таких внешних причин называли немало. Но были и внутренние, зависящие от завода, к тому же очень существенные.

Я понимаю трудности, которые приходится испытывать заводу, - сказал Малышев на совещании с начальниками цехов и отделов. - И внутренние, и внешние. Некоторым кажется, что это связано с отсутствием порядка в промышленности. На самом деле я хочу, чтобы вы поняли: это величайшие усилия страны навести порядок в своем огромном, все время меняющемся, все время развивающемся народном хозяйстве с учетом времени, очередных задач внутри страны и международных событий.

До недавнего времени вас снабжали металлом заводы юга и центра, находящиеся за тысячи километров от Урала. Принято решение перенести центр тяжести по снабжению ЧТЗ металлом на заводы Урала: Магнитку , Златоуст , Миньяр . Тем самым будут устранены нерациональные перевозки, устанавливается правильное районирование поставок, дается новый стимул для развития промышленности Урала, решаются стратегические вопросы. Беда только в том, что отдельные заводы недостаточно четко и ответственно выполняют порученные им задания, и их плохая работа очень болезненно отражается на работе многих заводов, в том числе вашего. Точно так же, как плохая работа ЧТЗ сдерживает развитие многих отраслей промышленности.

Указание наркомата о массовом производстве на ЧТЗ арттягача считают опрометчивым решением, - продолжал нарком, - и, что уж скрывать, без особого энтузиазма относятся к новой машине. Да, она конструктивно не доведена. Но поймите, что бывают ситуации, когда время дороже денег и потерь. Лучше потерять несколько миллионов рублей в результате замены оснастки и брака, но выиграть время, на несколько лет раньше дать армии артиллерийский тягач.

...На четвертый день после начала войны известная летчица Валентина Гризодубова доставила в Челябинск небольшую группу людей. В ней были нарком среднего машиностроения Малышев , директор ленинградского Кировского завода И. Зальцман , заместитель наркома СССР П. Юдин и несколько руководящих работников Наркомата среднего машиностроения. Правительство и Центральный Комитет партии проводили в жизнь разработанный ими еще в предвоенное время широкий перспективный план преобразования танковой промышленности , перебазирования ее на восток и развития здесь мощного танкового производства. Только наличие этого заранее продуманного плана и меры, уже осуществленные для его реализации, позволили в немыслимо трудных условиях войны четко провести массовую эвакуацию промышленности в глубь страны и в невиданно короткие сроки начать производство грозного оружия для борьбы с врагом...

Ссылки:

  • РОЖДЕНИЕ ТАНКОГРАДА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»