|
|||
|
Пинигин Б. о Н.Л. Духове
Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. Детище Танкограда - мой родной вуз. Окончив школу в 1941 году, я пришел на ЧТЗ. В те времена было очень престижно работать на этом предприятии, единственном в мире заводе массового выпуска мощных тракторов. И сразу война! Медицина признала меня непригодным к военной службе, что я очень переживал. Поэтому в войну старался работать за себя и "за того парня", который на фронте. Уже через месяц работы токарем на станке (модернизированном мной) я выполнял две нормы. В сентябре в 1941 года был делегатом от завода на городском слете стахановцев-двухсотников . В ноябре в числе семи стахановцев завода я вручал знамя подшефному танковому формированию. У моего станка постоянно стояло знамя за стахановскую работу. В конце 1943 года поступил в Сталинградский механический , в конце года студентов перевели в ЧММИ . Работу не бросил, учился на вечернем отделении. Этот период был самым трудным в моей жизни. Начинало нас 54 студента, первый семестр окончили лишь 17, первый курс - 11. Ребята просто не выдерживали физически, и их не следует осуждать. В пору моей учебы, в первые годы АТ-факультета и всего вуза ЧММИ - ЧПИ - ЮУрГУ, мы были неразрывно связаны с ЧТЗ - Кировским танковым - Танкоградом . Мы знали, что кировцы - "крестные отцы" нашего вуза. По-отеческй они пестовали наш юный институт, заботились о нас, помогали техникой и помещениями. Также мы знали, что нас - и конструкторов-танкистов, и технологов - они готовят для себя, для Танкопрома. И мы, если не работали в цехах Танкограда, как я, то начинали здесь - на практике, на "прорывах". И первые выпускники пошли сюда. И как нам было не гордиться, что все танкоградские генералы - а много ли было генералов в городе, принимавших участие в нашей жизни - в ученом совете. А генерал-майор Духов возглавляет головную танковую кафедру и читает лекции по боевым машинам. Да, челябинская школа танкостроения, и не только - всех боевых машин, закладывалась им и вправе называться Школой Духова . Я начинал учебу по этой специальности, был танкоградцем и вправе считать себя представителем этой школы. На старших курсах, конечно же, особо запомнился заведующий кафедрой "Автомобили", профессор М. П. Сергеев . О нем можно рассказывать долго. Он из тех, о ком говорят - живая легенда. Второй мой учитель на долгие годы - В. И. Саяпин , который в свое время был доцентом кафедры "КГМ". Уже будучи тоже доцентом, как он, я перенимал у него курс "Теория трактора". Как не вспомнить танкоградца, соратника и преемника Духова М.Ф. Балжи . Несколько лет мне посчастливилось быть с ним вплотную, он был деканом, а я - его заместителем. С ним было интересно работать, хотя и нелегко, неординарный был человек, далеко не рядовой! Много дел было сделано в этот период. Важную роль в создании лаборатории "Моделирование", которой я посвятил немало лет и трудов, сыграл генеральный конструктор по промышленным тракторам ЧТЗ, а у нас профессор И. С. Кавьяров (начинал на заводе при Духове, занимался боевыми машинами). С помощью ЧТЗ были разработаны и созданы универсальные модели тракторов, стенды и устройства для их исследования, защищенные десятками авторских свидетельств и патентов. Б.ПИНИГИН, выпускник ЧММИ 1948 г. Ссылки:
|