|
|||
|
Заведующий учебной частью "Школы Духова" Михаил Иосифович Злотник
В начале 1930-х годов семья М.И. Злотника переехала в Челябинск . С этим городом и ЧТЗ связана вся его жизнь. Он в 1952 году с отличием окончил автотракторный факультет, тогда он назывался факультетом колесно- гусеничных машин, кафедра "Танки", и получил направление на Челябинский тракторный завод, где прошел путь от конструктора до начальника отдела трансмиссий. При его участии разработана и внедрена гидромеханическая трансмиссия промышленного трактора. Работая на заводе, в 1966 году М. И. Злотник защитил кандидатскую диссертацию и начал по совместительству преподавать в ЧПИ на кафедре "Гидравлика". В этот период завод постоянно поддерживал научные контакты с ЧПИ, Михаил Иосифович как руководитель отдела вел работы с кафедрой "Колесно-гусеничные машины" и теоретической механики. Четверть века он возглавлял кафедру "КГМ", в 1993 году ему было присвоено ученое звание профессора. Когда после скоропостижной смерти Н. Ф. Балжи встал вопрос об избрании нового завкафедрой, выбор пал на М. И. Злотника. К этому времени он стал наиболее подходящей кандидатурой на это место. Он был не только прочно связан преподаванием и наукой с АТ-факультетом и кафедрой, но и занимался научной тематикой предшественника, которого считал своим учителем. Так получилось, что, став пятым заведующим "танковой кафедрой", он стал на этом месте "внуком" Духова и достойным руководителем учебной части Школы Духова. Дольше всех - с 1971 по 1996 годы - Михаил Иосифович возглавлял кафедру. Большая часть дипломов челябинских танкостроителей подписана его рукой. За 25 лет под руководством М. И. Злотника была обновлена материальная база кафедры, осуществлен переезд в третий учебный корпус, организован ряд новых классов и лабораторий, включая вычислительный центр. Прием по специальности вырос до 150 человек (6 академических групп), студенты специальности "КГМ" стали самыми многочисленными в ЧПИ. С 1992 года начата подготовка по второй специальности - "Подъемно- транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование", проведена соответствующая методическая подготовка новой специальности. Всего при М. И. Злотнике подготовлено более 2200 инженеров и 15 кандидатов наук С приходом на кафедру Михаила Иосифовича Злотника тематика научно- исследовательской работы расширилась и дополнилась гидравлическими бесступенчатыми передачами, научной разработкой которых он успешно занимался на ЧТЗ. С 1978 года на кафедре ведется научная тематика, связанная с новыми схемами трансмиссий для быстроходных гусеничных машин, в том числе с гидрообъемными механизмами поворота. За разработки в этом направлении получено около 50 авторских свидетельств. Опубликовано 20 научных трудов в центральной печати. Под руководством М. И. Злотника по тематике механических импульсных, гидродинамических и гидроимпульсных передач защищено 15 кандидатских диссертаций. В 1996- 2001 годах (после временного закрытия кафедры "КГМ") Михаил Иосифович работал профессором кафедры "Автоматические установки" аэрокосмического факультета, где посвятил основное внимание методическому становлению народно-хозяйственной специальности "подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование". За этот период им опубликовано 10 учебно-методических пособий для студентов. Среди студентов Михаил Иосифович пользовался безусловным авторитетом. Обычно он вел занятия по техническим основам проектирования машин и патентоведению на старших курсах. Постоянно руководил дипломным проектированием, причем его дипломные проекты были направлены на новые технические решения и отличались особой методической проработкой. Кроме того, как заведующий кафедрой он всегда лично просматривал все дипломные проекты, высказывал замечания, требовал четкости в изложении полученных результатов. В конце 1980-х годов проводилось регулярное анкетирование студентов старших курсов, в котором они оценивали преподавателей по целому ряду показателей, начиная от внешнего вида и заканчивая компетентностью в преподаваемой дисциплине. Во всех многочисленных опросах Михаил Иосифович по своим "показателям" был первым среди преподавателей кафедры. В какой-то степени это позволило ему руководить кафедрой не два пятилетних срока, как положено уставом высшей школы для кандидатов наук, а целых пять. В своем роде он кандидат в Книгу рекордов Гиннесса. Особо хочется упомянуть о его стиле руководства. За четверть века его работы во главе достаточно большого коллектива (штат кафедры достигал 30-40 человек), не помнится случая, чтобы Михаил Иосифович позволил себе оскорбить или унизить кого-то из подчиненных. Он всегда был в курсе семейных дел своих сотрудников - у кого кто "родился- женился-крестился" на глубину второго-третьего поколения, всячески содействовал решению бытовых проблем: устройство в садик, школу, получение квартиры и т. д. Научные работы Михаила Иосифовича стали основополагающими в области проектирования гидротрансформаторов для боевых машин и промышленных тракторов. Им впервые сформулированы требования к нагружающим свойствам гидротрансформаторов, работающих в составе трансмиссий бульдозеров, погрузчиков и трубоукладчиков. Результаты исследований, проведенных М. И. Злотником, широко используются в научной литературе. Наиболее полно они изложены в диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук, представленной к защите в НАТИ (Москва) в 1987 году. М. И. Злотник был достойным представителем и руководителем "учебной частью" Школы Духова - продолжателем его дела на факультете.
|