Бурлюк происходил из состоятельной семьи, его отец был управляющим
украинским имением графа Мордвинова, что позволяло Бурлюку выдавать
Маяковскому
50 копеек в день на еду. Когда средств не хватало, он голодал, спал на
садовых скамейках; чтобы зарабатывать на пропитание, играл в карты и на
бильярде, в котором был настоящим мастером.
Давид Бурлюк был на одиннадцать лет старше Маяковского и к моменту их
встречи уже состоялся как художник. Его работы выставлялись и в России, и
за рубежом (например, он участвовал в выставках "Голубого
всадника" в Мюнхене). Он был центральной фигурой русского
художественного авангарда и одним из основателей объединения "Бубновый
валет", на протяжении 1912- 1916 годов организовавшего ряд громких
выставок в Москве и Петербурге. Бурлюк быстро ввел Маяковского в эти круги.
Они начали выступать вместе, и в ноябре 1912-го Маяковский впервые предстал
перед публикой в качестве поэта, художника и пропагандиста новых течений в
живописи и поэзии.\
Гражданская война помешала многим деятелям искусства вернуться в Москву;
Третьяков
занимал пост "товарища" - то есть заместителя наркома
просвещения при правительстве Краснощекова.
Группой руководил марксистский критик и старый большевик Николай Чужак,
редактор журнала "Творчество" и газеты "Дальневосточный
телеграф". Там же был и Давид Бурлюк.
Когда Дальневосточная республика вошла в состав Советской России, в Москву
вернулись "сибиряки". Единственным невозвращенцем стал Бурлюк,
эмигрировавший сначала в Японию, а затем в Нью-Йорк; поскольку зимой 1918
года он принимал участие в финансовых махинациях, связанных с захватом
анархистами московских домов, он опасался, что в Москве его будут ждать
неприятности. когда Дальневосточная республика вошла в состав Советской
России, в Москву вернулись "сибиряки". Единственным
невозвращенцем стал Бурлюк, эмигрировавший сначала в Японию, а затем в
Нью-Йорк; поскольку зимой 1918 года он принимал участие в финансовых
махинациях, связанных с захватом анархистами московских домов, он опасался,
что в Москве его будут ждать неприятности.
Бурлюк принимал участие в организации выступлений Маяковского и сделал
иллюстрации к двум стихотворениям, вышедшим отдельными книгами во время его
пребывания в Нью-Йорке.
Но каким бы политически "прогрессивным" Бурлюк ни был, старые
друзья, разумеется, говорили не только о политике. Стихотворения,
иллюстрированные Бурлюком, - "Необычайное приключение..." и
"Христофор Колумб" - не были политическими произведениями. Бурлюк
являлся не только "отцом русского футуризма", но и в определенном
смысле "отцом" Маяковского, именно он открыл его поэтический
талант и сделал его поэтом. В 1910-е годы они вместе боролись за
эстетические идеалы футуризма, а после революции - за свободу искусства от
государства.
Бурлюк был одним из ближайших друзей Маяковского, их очень многое
объединяло. Если поэт и мог облегчить душу перед кем-либо, то именно перед
ним.
(9 (21) июля 1882, хутор Семиротовка Лебединского уезда Харьковской
губернии (ныне Сумская область Украины) — 15 января 1967, Хэмптон-Бейз,
остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США) —
русский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников
русского футуризма.
Брат Владимира и Николая Бурлюков.
Родился 9 (21) июля 1882 в семье агронома-самоучки Бурлюка Давида
Давидовича. У него было два брата и три сестры — Владимир, Николай,
Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила были художниками, Николай —
поэтом. Они также были участниками движения футуристов.
Учился в Александровской гимназии г. Сумы. В детстве родной брат случайно
лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. Впоследствии ходил со
стеклянным глазом, это стало частью его стиля.
В 1898—1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати
дебютировал в 1899. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской
Академии» у профессора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбе и во Франции, в
Париже, в Школе изящных искусств Кормона.
Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми
художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911—1914 занимался
вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и
зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина
общественному вкусу» и др.
В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, так как у него не было
левого глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал
картины.
Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино
Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены.
Мать Давида Бурлюка,
Людмила Иосифовна Михневич, жила в это время
в Буздяке — в 80 км от Уфы. За два года, проведенные здесь до отъезда он
успел создать около двухсот полотен. 37 из них составляют существенную и
наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века,
представленной в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. На
сегодняшний день музейное собрание произведений Давида Бурлюка является
одним из самых полных и качественных собраний его живописи в России. Бурлюк
часто приезжал в
Уфу, посещает Уфимский
художественный кружок, сплотивший вокруг себя молодых башкирских
художников. Здесь он подружился с художником Александром Тюлькиным, с
которым он часто бывает на этюдах.
В 1918 году Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов и расстрелов
анархистов в Москве и снова уехал в Уфу. В 1918—1920 он гастролировал
вместе с В. Каменским и
В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему
Востоку.
В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил
два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. Здесь им написано
около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на
переезд в Америку. В 1922 поселился в США.
В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах
и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности,
снискать признание в качестве «отца российского футуризма». Был постоянным
автором газеты «Русский голос». Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк
издавал вдвоем с женой
Марией Никифоровной и через друзей
распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. С 1930 в течение
десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»),
частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100
страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями
футуристских произведений и т. п. Работы Бурлюка участвовали в выставках
существовавшей в конце 1920-х — начале 1930-х годов группы советских
художников «13».
В 1956 и в 1965 гг. посетил СССР. Несмотря на многократные предложения к
изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни
строки.
Жена — Мария Никифоровна
Еленевская (1894—1967) — мемуаристка, издатель. В 1962 году супруги
совершили путешествие по Австралии и Италии, посетили Прагу, где жила его
сестра. Живописные работы Бурлюка выставлялись в Брисбене.
Умер 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Его тело было
кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами
Атлантики с борта парома.
Бурлюк полагал: «Истинное художественное произведение
можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических
внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии,
определенное количество часов для любования и разглядывания его. Многие
произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки, как озёра
горные, из коих неустанно вытекают великие реки воздействий, а истоки не
иссякают. Таково творчество Н. К. Рериха».
Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных
коллекциях. Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нём.
«Отец российского футуризма», Бурлюк принимал активное участие в
выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и
критиком. Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего
проявлялись в его стихах:
…Душа — кабак, а небо — рвань,
Поэзия — истрепанная девка,
А красота — кощунственная дрянь…
…Звезды — черви, пьяные туманом…
…Мне нравится беременный мужчина…
и т. д.
Маяковский вспоминал о нём: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня
поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая». Большой
интерес представляют его воспоминания о футуризме и В. Маяковском.