Чекрыгин, Василий Николаевич (19 января 1897 года, Жиздра Калужской
губернии — 3 июня 1922, станция
Мамонтовка Московской области) — русский живописец, график, один из
основателей и наиболее
ярких художников «Маковца».
Детство провёл в Киеве. Обучался в
иконописной школе при Киево-Печерской лавре и
четырёхклассном городском училище (курс обучения 6 лет). В тринадцать лет
поступил в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Около 1913
года познакомился
с Владимиром Маяковским,
Давидом Бурлюком,
Львом Шехтелем (Жегиным). Являясь
ближайшим
другом Л. Жегина, постоянно жил в семье его отца — архитектора
Ф. О. Шехтеля.
Первым иллюстрировал и отпечатал в технике литографии стихи В. Маяковского.
Зимой 1913—
1914 года выставил несколько своих новаторских работ на XXXV (Юбилейной)
выставке МУЖВЗ.
Скандал и годовое лишение стипендии заставляют Чекрыгина прекратить
обучение. Покинув
стены МУЖВЗ, он участвовал в выставке «№ 4», организованной Михаилом
Ларионовым, и
путешествовал по Европе. Возвратившись в Россию, попал на фронт. В составе
пулемётной
бригады воюет под Двинском. В 1918 году входит в состав Комиссии по охране
художественных
ценностей.
В начале 1920-х годов творчество художника переживает расцвет. Чекрыгин
создает несколько
графических циклов «Расстрел» (1920), «Сумасшедшие» (1921), «Голод в
Поволжье» (1922) и
«Воскрешение мёртвых» (1921—1922). Активно участвует в организации и
написании будущего
манифеста союза художников и поэтов «Искусство-жизнь» («Маковец»). Среди
теоретических
работ Чекрыгина наибольшую известность получил труд «О Соборе Воскрешающего
музея»
(1921), посвященный памяти философа Николая Федорова.
Творческий и жизненный путь художника оборвался очень рано. В возрасте
двадцати пяти лет
Чекрыгин трагически погиб, попав под поезд.