|
|||
|
Опасные футуристы
Давид Бурлюк был на одиннадцать лет старше Маяковского и к моменту их встречи уже состоялся как художник. Его работы выставлялись и в России, и за рубежом (например, он участвовал в выставках "Голубого всадника" в Мюнхене). Он был центральной фигурой русского художественного авангарда и одним из основателей объединения "Бубновый валет" , на протяжении 1912- 1916 годов организовавшего ряд громких выставок в Москве и Петербурге. Бурлюк быстро ввел Маяковского в эти круги. Они начали выступать вместе, и в ноябре 1912-го Маяковский впервые предстал перед публикой в качестве поэта, художника и пропагандиста новых течений в живописи и поэзии. Еще через месяц вышел первый альманах футуристов "Пощечина общественному вкусу" , где Маяковский дебютировал двумя стихотворениями, которые он читал Бурлюку: это были "Ночь" и "Утро" - экспериментальные стихи, написанные под сильным влиянием эстетики современной живописи. В "Пощечине" впервые попали под одну обложку четверо самых выдающихся представителей русского литературного авангарда - Владимир Маяковский , Давид Бурлюк , Велимир Хлебников и Алексей Крученых . Если формальные эксперименты казались читателям непонятными, то из манифеста "Пощечина общественному вкусу" они узнали почему: бросив "Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности", футуристы провозгласили: "Только мы - лицо нашего Времени". Старое искусство умерло, а его место заняли кубофутуристы: кубизм в изобразительном искусстве и футуризм в словесном. Поскольку многие русские футуристы были и художниками и поэтами, определение звучало особенно точно. Критика, которой футуристы подвергали господствовавшие нормы, имела прежде всего эстетическую мотивировку, но была и социальным протестом. В то время как предыдущие поколения художников и писателей рекрутировались в основном из высших классов больших городов, русский авангард составляли выходцы из более низких общественных слоев, к тому же из провинции. Эстетический бунт, таким образом, нес в себе определенное социальное содержание, придававшее ему особую силу и легитимность. Поэтому решение Маяковского и Бурлюка предпринять лекционное турне по российской провинции было вполне естественным. Это был их ответ на нависшую над ними угрозу отчисления из училища. Однако здесь присутствовал еще один, более важный мотив: футуризм являлся столичным феноменом - турне же давало возможность познакомить с новой эстетикой и провинцию, где это движение чаще всего воспринималось как нелепость и подвергалось насмешкам как нечто абсолютно непонятное и бессмысленное - в той мере, в какой оно вообще было известно. Ссылки:
|