|
|||
|
Искусство Востока в Харбине
В среде русской интеллигенции, воспитанной на изящном вкусе, на традициях национальной терпимости, искусство Востока всегда привлекало к себе внимание. При всей его непохожести на европейское - в изобразительных средствах и приемах мы ощущали подлинность этого искусства - скрывающего, а может быть, наоборот, раскрывающего таинственный мир чувств и ощущений людей Востока, позволяющего приподнять невидимую завесу над их тайнами. Попав в Китай, русские люди соприкоснулись с самыми различными формами восточного искусства в непосредственной близости. История русско-китайских и русско-японских связей в области изобразительного искусства еще ждет своего исследователя. Здесь ниже только отдельные эпизоды, отражающие, однако, подлинный высокий дух этой важной области культурных связей русского и дальневосточных народов, демонстрирующий настоящее межцивилизационное взаимодействие в подлинном смысле этого слова. Я имею в виду не только встречи русских в Китае непосредственно с китайской и японской живописью на выставках и вернисажах. Разве к сфере высокого народного искусства не относится неповторимая китайская и японская архитектура пагод и храмов (не говоря уж об изображениях сонма их "страшных" богов, поражающих воображение), различные предметы искусства, в том числе всевозможные художественные китайские и японские "безделушки", имевшиеся в изобилии в каждой русской семье, нарядные и оригинальные атрибуты одежды, наконец, просто праздничный китайский лубок, китайские и японские художественные панно? Разве не сталкивались со всем этим харбинцы и жители других городов Китая буквально на каждом шагу? Но я буду пока говорить только о выставках. Огромный успех у русской общественности Харбина имела в описываемый период выставка картин молодой китайской художницы Ян Мэйлин, отмеченная несколькими восторженными рецензиями. А харбинские русские художники?.. Большинство их являлись питомцами высших и средних художественных школ императорской России: В.Е. Панов и Н. А.Вьюнов -С.- Петербургской Академии художеств; П.Ф.Федоровский окончил ее курс по архитектурному отделению; М.М.Лобанов не окончил курса из-за начавшейся революции. А.Е.Степанов, М.М.Пьянышев и В.П.Казанов окончили Московскую школу ваяния и живописи. А.К.Холодилов являлся питомцем Екатеринбургского художественного училища, а Н.С. Задорожный - Читинской художественно-промышленной школы. А.Н.Клементьев, преподаватель Лицея Св.Николая, закончил курс Одесского художественного училища, после чего совершенствовался за границей. А также С.С. Шешминцев, Ю.В.Смирнов, художник-китаевед А.И.Сунгуров? Всех я просто не имею возможности здесь перечислить! В Шанхае работали В.С.Подгурский, М. А.Кичигин, Н.А.Пикулевич, Л.Н.Пашков, Я.Л. Лихонос, другие. Талантливыми карикатуристами были Вита Загибалова, Руф Ананьев, в Шанхае - Г.Н.Сапожников (Сапажу). Широко известны были и театральные художники, творившие прекрасные декорации к многочисленным и разножанровым харбинским постановкам, начиная с оперных и кончая яркими кафешантанными. В этой области были известны такие имена, как В.А. Засыпкин, М.Ф.Домрачев, А.Д.Сафронов, В.Д.Шилоносов, Покровский, Алин, Смирнов; позднее - Слюсарь, Лобачев (Коренева О.Живопись // Политехник, 1979, *10, с. 165). Добавлю еще одно имя - художника Ф.Тэдди, ярко работавшего в кабаре "Альказар" и вызвавшего восхищение журналиста Коли Шило, который посвятил ему следующие строчки: Художнику Тэдди Тебе, мой друг, художник Тэдди, Я посвящаю не сонет, Не мадригал и триолет, А просто первые слова, Что с уст срываются едва, А уж звенят, подобно меди. Твои изящные лубки, Твои тончайшие мазки Дороже многих декораций, Придя из тьмы глубоких лет, На них смотрел бы сам Гамлет, И не судил бы их Гораций. Что подарить тебе?.. Мечты?! Я беден так же, как и ты? Тебе подарок мой - им вызов: Эй, толпы леди и маркиз, Идите вы на бенефис С толпами лордов и маркизов! В этой книге я не ставлю своей задачей рассказывать о харбинских художниках подробно - это дело будущего. Здесь речь пойдет только о начале 20-х годов, о нескольких художниках и их выставках и о Художественной студии "Лотос". Мне известно, что в 1920 г. в Гимназии Оксаковской проходила выставка работ художника-портретиста Николая Алексеевича Кованцева . Выставлялись: сделанный им в Астапове первый посмертный портрет Л.Н.Толстого, портреты Д.Бурлюка, Владимира Степного, артистов Бравина, Дальгейма, Доброхотова, артистки Черкасской. Внимание публики привлекала картина, названная художником "Довольно крови" -с изображением прекрасного ангела. В 1921 г. в Харбине побывал уехавший отсюда в Америку глава футуристов Давид Бурлюк , "поражавший общество откровениями нового искусства",- как писали о нем местные газеты. Устроенная им выставка имела успех, хотя харбинцы и посмеивались над такого рода искусством. Но Бурлюк, как личность, им понравился, и они, воспользовавшись теми неологизмами русского языка, которые художник привез с собой из России, в шутку говорили: "Харбинцы обилечиваются, а Бурлюк огалошивается" (воспоминания В.Г.Мелихова). В то же время был в Харбине и М.А.Кичигин , и в мае 1922 г. прошла его выставка. Но о его творчестве, расцветшем позднее в Шанхае, конечно, надо говорить особо. В этом же году была устроена выставка художника Н.Гущина. На выставку дал рецензию Сергей Алымов, назвав художника с присущей автору образностью "Коробейником красок" Теперь о студии "Лотос". Ссылки:
|