(23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург — 3 декабря 1956, Москва) —
советский живописец,
график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из
основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.
Работал
совместно со своей женой, художником-дизайнером
Степановой Варварой.
Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. Отец — Михаил Михайлович
Родченко (1852—
1907), театральный бутафор. Мать — Ольга Евдокимовна Родченко (1865—1933),
прачка.
В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское
приходское начальное
училище.
В 1911—1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в
1914 году
познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали
совместную
жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года
служил
заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.
Применил фотомонтаж для иллюстрирования книг, например,
«Про это» В. Маяковского
(1923). С
1924 занимался фотографией. Известен своими остродокументальными
психологическими
портретами близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из
ЛЕФа
(портреты Маяковского, Л. и О. Брика, Асеева, Третьякова), художников и
архитекторов (К.
Мельников, Веснин, Ган,Попова). В 1926 году опубликовал свои первые
ракурсные снимки зданий
(серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале
«Советское кино». В
статьях «Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за
моментальный
снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость» пропагандировал
новый, динамичный,
документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения
верхних и нижних точек
зрения в фотографии. Участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет»
(1928, Москва).
Как фотограф, Родченко стал известен благодаря экспериментам с ракурсом и
точками
фотосъёмки.
В 1938—1940 годах фотографировал артистов цирка, позже вернулся к
живописи.