Источник - Википедия
Лавинский Антон Михайлович - Скульптор, архитектор, график, дизайнер,
сценограф,
1893 – 1968
Родился в Сочи в семье работника таможенной морской охраны. В 1913 году
окончил
архитектурно-строительное отделение Технического училища в Баку.
В 1913 переехал в Петербург. В качестве вольнослушателя посещал занятия Л.
В.
Шервуда на скульптурном отделении Высшего художественного училища
живописи,
скульптуры и архитектуры при ИАХ.
В 1915–1917 находился на военной службе. Учился в Государственных
свободных
художественно-учебных мастерских (1918–1919) у Л.В.
Шервуда и А.Т. Матвеева.
Организовал в Сочи скульптурную школу-студию (1918).
Принимал участие в реализации плана монументальной пропаганды, по
которому
выполнил памятник К. Марксу для Красного Села, модель памятника М.Е.
Салтыкову-
Щедрину. В 1919 создал проект монумента Октябрьской революции (в
соавторстве с
В.А.Синайским).
В 1919 направлен в Саратов для преподавания в Саратовских государственных
свободных
художественных мастерских. Член саратовского «Общества художников
нового
искусства» (Презентисты). В 1920 переехал в Москву. Сблизился с В. В.
Маяковским и
группой художников Института художественной культуры (Инхук).
Председатель "ИНХУКА" О.М.Брик. Члены "ИНХУКА":
Родченко, Ант. Лавинский,
Николай Тарабукин, Варвара Степанова, А. Веснин, А. Бабичев, Л. Попова, Г.
Стенберг,
В. Стенберг, К. Медунецкий.
Член объединения «ЛЕФ»
(с 1921), художник одноименного журнала.
Лавинский активно работает в полиграфии, где блистают российские
дизайнеры,
получившие мировое признание, такие как А.Родченко, В.Степанова,
С.Телингатер,
А.Ган, Л.Лисицкий, Г.Клуцис, С. Сенькин и братья Стенберги.
Художники, совсем недавно занимавшиеся экспериментами с «чистой
живописностью», а
затем резко перешедшие на службу реальной жизни, налету открывают и
осваивают
универсальную проектную деятельность - дизайн.
Яркий пример - дизайнерский подход к
заказу на проведение рекламной кампании Государственного издательства РСФСР
- ГИЗа.
Получившие этот заказ конструктивисты-лефовцы не ограничились созданием
рекламных
плакатов, но разработали и формы демонстрации, продажи и хранения книг. По
проекту
А. Лавинского и А. Родченко оформление
строилось на сочетании цветов - черного,
красного и золота. Они же разработали типовую вывеску книжного магазина.
Е.Семенова
и Е.Лавинская спроектировали систему расстановки книг в витринах с
использованием
передвижных полок, А. Родченко и В. Степанова - головной убор для
продавцов, А.
Лавинский - книжные киоски с трансформирующейся конструкцией. Рекламные
плакаты
делали В. Степанова, А. Лавинский, А. Левин и другие.
Из книги: Графический дизайн в России Год издания: 2008
Вот что пишет Вячеслав Полонский в книге "Моя
борьба на литературном
фронте". Дневник. Май 1920 — январь 1932. Публикация, подготовка текста
и
комментарии С. В. Шумихина.
Когда в 19—20 г<одах> он в РОСТе организовал «окна», он собрал небольшую
компанию
— он сам, Лиля Брик,
Левин, Лавинский,
Осип Брик, — и сообща «мазали»
плакаты.
Получали что-то с кв. метра, — писали плакаты все — подписи делал
Маяковский.
Выколачивали большую монету. Помню — с ними трудно было работать: когда я в
ПУРе
пытался привлечь их, — оказалось не под силу. Слишком большие денежные
аппетиты
были у этого колхоза. Но делали дело талантливо, с блеском.
«Я сидела в маленькой комнате и рисовала, вспоминает очевидец
Елизавета Лавинская. -
По лефовским законам это уже был грех, можно было заниматься фотомонтажом,
а уж
если рисовать, то рекламные плакаты <...>».
Антон Лавинский, ее муж, как раз и принадлежал к лефовским художникам. О
его
рекламных плакатах соратник по Лефу писал в 1925 году: «...все - четко и
броско. Четко и
броско только потому, что правильно понята функция плаката, и каждый плакат
не
рассредоточивает, а собирает внимание остроумной комбинацией
прочно-вмонтируемых
снимков рекламируемых вещей».
По мнению Е. В. Бархатовой в статье Русский конструктивизм 1920-х - 1930-х
годов
Родченко, Лавинский, Сергей Сенькин опубликовали в "ЛЕФЕ" и плакаты,
которым
теоретики конструктивизма отводили особую и очень важную роль. Плакат
сознательно
противопоставлялся станковому творчеству, живописи, объявленной
принадлежностью
свергнутого буржуазного общества. В "саженных рожах" плакатов коренятся
"зародыши
обновления", которые необходимы для новых форм искусства, идущих от
"культуры
индустриализма, от культуры производства", — утверждали многие теоретики
. Один из
них, Тарабукин, рассматривал плакат как "наиболее выразительную
форму
изобретательности и мастерства" и считал, что "роль мастера-плакатиста
вполне адекватна
роли инженера-конструктора".
Создавая совершенно новые по стилистике плакаты,
конструктивисты и их последователи
отказывались от традиционной образности и часто придумывали
сугубо
геометризованные композиции, целиком построенные на контрастах
шрифта,
разномасштабных буквенных гарнитур, полиграфических планок и линеек,
рисунок
которых оттенялся контрастом цветовых плоскостей.
1920-1926 годах Лавинский профессор Вхутемаса в Москве на скульптурном, а
затем
деревообрабатывающем факультетах.
По мнению Лавинского, художник должен уйти в инженерию как в новую
утилитарную
сферу и организовать ее зрительное восприятие. В 1921–1922 выполнил проект
«Город на
рессорах», в 1922 выступил в Инхуке с докладом «Инженеризм», в котором
обосновал
его: город будущего решен у Лавинского в виде радиально-кольцевой схемы,
диаметры
которого — два перпендикулярно расположенных бульвара; каждый сектор
круга
разделен на кварталы бульварами, предназначенными для пешеходного
движения;
постройки подняты на опорах в виде стальных ферм рессорной конструкции,
под
которыми пролегают транспортные магистрали. На первых ярусах —
общественные
учреждения, выше — жилые помещения. Строительные материалы — сталь,
алюминий,
стекло, асбест.
Работал в «Окнах сатиры РОСТА» (с 1920). Один из
первых мастеров фотомонтажного
плаката, занимался киноплакатом, рекламой, оформлением книг. Автор
афиши
кинофильма «Броненосец «Потемкин»: 1905 год» (1926), плакатов «Открыта
подписка на
"Рабочий факультет на дому"», «Экспорт — импорт СССР» (оба — 1926),
«Красная
Армия — школа гражданина…» (1927) и других.
Выполнил оформление спектакля «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского в
постановке В. Э.
Мейерхольда (1921; в соавторстве с В. П. Киселёвым и В. Л. Храковским);
декорация —
конструктивная система лестниц, мостков, помостов вокруг полусферы с
надписью
«Земля». Выступил режиссером и художником кинофильма «Радио» (1927). В
1923–1925
выполнял оформление киосков для Госиздата и Моссельпрома, в 1927 —
проект
«Радиотрибуны». Совместно с Эль Лисицким
участвовал в разработке экспозиции
советского павильона на Международной выставке печати в Кёльне (1928).
Им оформлялись обложки книг В.В. Маяковского
Антон Михайлович Лавинский (1893-1968) - художник, скульптор, участник
ЛЕФа, муж
Е. А. Лавинской
.