Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

НЭП: Маяковский - НИГДЕ КРОМЕ, КАК В МОССЕЛЬПРОМЕ

Порожденное нэпом издательское многообразие позволяло литературным группировкам спорить и бороться друг с другом цивилизованным способом, то есть словом. Атмосфера была относительно свободной, и, если не считать высылки философов осенью 1922 года , коммунистическая партия держалась от литературы на некотором расстоянии. Подобный плюрализм был положительной стороной новой экономической политики. Еще одним следствием стало быстрое восстановление экономики после хаоса военного коммунизма.

Однако отмечались и менее позитивные явления: нэп породил новую буржуазию, которая в своей беспечности и вульгарности часто превосходила буржуазию дореволюционную. Водка и шампанское текли рекой в частных ресторанах и клубах, в то время как большая часть населения по-прежнему влачила нищенское существование. Для тех, кто верил в возможность создания новых, некапиталистических производственных форм, время было трудное. "Немало людей с революционным прошлым очутились за его [корабля революции] бортом, - так выразил дух времени Николай Асеев .

"Немало жизней сломалось, не осилив напряженности противоречий". Именно на этом фоне нужно рассматривать следующий шаг Маяковского в сторону производственного искусства - летом 1923 года он приступил к работе над рекламными стихами и рисунками. В этой области он тесно сотрудничал с другими художниками, такими как Александр Родченко и его жена Варвара Степанова .

По мнению Маяковского, реклама являлась важным оружием в борьбе против частного производства, за государственные и кооперативные товары. В течение двух лет он сочинил сотни разнообразных рекламных текстов - о сосках и сигаретах, конфетах и галошах. Главными заказчиками были ГУМ и Моссельпром, а лозунг Маяковского "Нигде кроме, как в Моссельпроме!" стал официальным девизом предприятия.

Маяковский любил каламбурить и производил замысловатые рифмы со скоростью и продуктивностью конвейера. Но многие относились к этой его деятельности критически, считая, что он растрачивает талант на пустяки. Однако, по словам самого Маяковского, рекламные стихи были естественной частью его поэтической лаборатории, и пресловутые стихи о Моссельпроме он называл "поэзией самой высокой квалификации". Скептическую реплику Романа Якобсона он парировал словами:

"После поймешь и их"; и действительно некоторые темы рекламных стихов преломлялись потом в "настоящей" поэзии Маяковского. На самом деле рекламные тексты были логическим продолжением работы с плакатами в период мировой войны и военного коммунизма: это были стихи на злобу дня.

Кроме того, как и плакаты, работа над рекламой имела большое значение для семейного бюджета.

Ссылки:

  • ФУТУРИСТАМ НЕ УДАЕТСЯ ЗАВОЕВАТЬ ДОВЕРИЕ ГОСУДАРСТВА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»