Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Высоцкий Владимир Семенович (1938-1980)

Источник - Википедия

Высоцкий Владимир Семёнович (25 января 1938 , Москва - 25 июля 1980, Москва) - выдающийся советский поэт и автор-исполнитель, актёр, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987 - посмертно). Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре, в том числе Гамлета ("Гамлет" У. Шекспира), Галилея ("Жизнь Галилея" Б. Брехта), Лопахина ("Вишнёвый сад" А. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются его роли в фильмах "Место встречи изменить нельзя", "Маленькие трагедии", "Интервенция", "Хозяин тайги", "Вертикаль", "Служили два товарища". Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве, созданного Юрием Любимовым в 1964 году. Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих стихов и песен под акустическую семиструнную "русскую" гитару. По итогам опроса ВЦИОМ, проводившегося в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке "кумиров XX века" после Юрия Гагарина[3]. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютное большинство знает Высоцкого, а около 70 % ответили, что относятся к нему положительно и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века[4] Семья * Отец - Семён Владимирович Высоцкий (1916-1997) - уроженец Киева, военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, полковник. * Мать - Нина Максимовна (урождённая Серёгина, 1912-2003) - по специальности переводчик с немецкого языка. * Дядя - Алексей Владимирович Высоцкий, (1919-1977) - писатель, участник Великой Отечественной войны, кавалер трёх орденов Красного Знамени. * Сын - Аркадий Владимирович Высоцкий (29 ноября 1962, Москва) - российский актёр и киносценарист. * Сын - Никита Владимирович Высоцкий (8 августа 1964, Москва) - советский и российский актёр театра и кино, режиссёр. Происхождение рода В настоящее время исследователи сходятся на том, что род Высоцких происходит из местечка Селец Пружанского уезда Гродненской губернии, ныне - Брестской области, Белоруссия[5]. Фамилия, вероятно, связана с названием города Высокое Каменецкого района Брестской области. Однако о самих предках Владимира Семёновича существует две версии: Первая - по воспоминаниям С. В. Высоцкого и выводам профессора А. Багдасарова, сделанным на основании анализа архива Брестского облисполкома[6]. Дед поэта - тоже Владимир Семёнович Высоцкий (1889, Брест (в то время Брест-Литовск) - 1962), родившийся в семье преподавателя русского языка, имел три высших образования: юридическое, экономическое и химическое. Одно время профессионально работал стеклодувом. В дальнейшем переехал в Киев. Бабушка, Дарья Алексеевна - медицинский работник, косметолог. Вторая - согласно киевским исследователям[7][8] и двоюродной сестре поэта И. А. Высоцкой[9]. Дед - Вольф Шлиомович Высоцкий (впоследствии Вольф Семёнович и Владимир Семёнович; 1889-1962), из семьи стеклодува, учился в Люблинском коммерческом училище, с 1911 года жил в Киеве, где учился в киевском отделении Одесского коммерческого института одновременно с Исааком Бабелем, затем на юридическом факультете Киевского университета; в годы НЭПа организовал кустарную мастерскую по производству театрального грима и адвокатскую контору. Его старший брат - Леон Соломонович (Лейбиш Шлиомович) Высоцкий - был известным киевским инженером-химиком, изобретателем и организатором производства; племянница - чемпионка и обладательница кубка СССР по баскетболу, заслуженный тренер Украины Людмила Леоновна Яременко (Высоцкая). Бабушка - Дебора Евсеевна (урождённая Бронштейн), во втором браке - Дарья Алексеевна Семененко (1891-1970). По обеим версиям, бабушка поэта - сама страстная театралка, всегда поддерживала (по всей видимости, единственная) стремление внука к театральной работе и творчеству. Детство Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года, в 9 часов 40 минут в Москве в роддоме (б-ца МОНИКИ) на Третьей Мещанской улице (дом 61/2) (теперь это ул. Щепкина)[10]. Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира): "...На тридцать восемь комнаток всего одна уборная..." - написал в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Во время Великой Отечественной войны в 1941 - 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 20 км от райцентра - города Бузулук, Чкаловской (ныне - Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126 (с 1957 года - проспект Мира). В 1945 году Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы[10]. Через некоторое время после развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене, армянке по национальности - Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой (урожденная Мартиросова) (1918-1988), которую сам Высоцкий называл "мама Женя"[11]. В 1947 - 1949 годах они проживали в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано. В октябре 1949 года он вернулся в Москву и пошел в 5-й класс мужской средней школы № 186 (в настоящее время там располагается главный корпус Российской правовой академии Минюста). В это время семья Высоцких жила в Большом Каретном переулке, 15, кв. 4. (На доме установлена мемориальная доска, выполненная московским архитектором Гаспаряном Робертом Рубеновичем, - первая, ещё в советское время, памятная доска всенародного кумира). Этот переулок увековечен в его песне: "Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!". Начало карьеры артиста С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра[10]. Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером - за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии - с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. "Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это - не моё..." Так звучит одна из красивых легенд о Владимире Высоцком. Заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному желанию подписано 23 декабря 1955 года[12]. С 1956 по 1960 год Высоцкий - студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле "Преступление и наказание") и первой ролью в кино (фильм "Сверстницы", эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева "Девятнадцать из МХАТ" ("Советская культура", 1960, 28 июня). Во время учёбы на первом курсе В.Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 года. В 1960-1964 годах Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле "Аленький цветочек" по сказке С. Т. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном - эпизодических. В 1961 году на съёмках кинофильма "713-й просит посадку" познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой (официально брак был зарегистрирован в 1965 году). 

Начало поэтической деятельности 

В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня "Татуировка", написанная в 1961 году в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Эта песня положила начало цикла "блатной" тематики. Однако существует песня "49 дней", датируемая 1960 годом, о подвиге четырёх советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Отношение автора к песне было весьма критичным: в автографе ей дан надзаголовок "Пособие для начинающих и законченных халтурщиков", с пояснением в конце, что "таким же образом могут быть написаны" стихи на любые актуальные темы. "Надо только взять фамилии и иногда читать газеты". Но, несмотря на то, что Высоцкий как бы исключал эту песню из своего творчества (называя "Татуировку" первой), известны фонограммы её исполнений в 1964-1969 гг. Зрелые годы В дальнейшем поэтическое и песенное творчество, наряду с работой в театре и кино, стало главным делом жизни В. С. Высоцкого. Проработав менее двух месяцев в Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр "Современник". В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни (25.07.1980). В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года). В июне 1968 года В. Высоцкий послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах[13] В том же году вышла его первая авторская грампластинка "Песни из кинофильма "Вертикаль"". Летом 1969 года у Высоцкого был тяжелый приступ, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади. Она в это время была в Москве. Проходя мимо ванной, она услышала стоны и увидела, что Высоцкий кровоточит горлом. В своей книге "Владимир, или Прерванный полёт" Марина Влади вспоминает: Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать "скорую", у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал... Они, наконец, понимают, что умирающий - это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина - французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле...[14] Марина Влади К счастью, врачи привезли Высоцкого в Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки - и он бы не выжил[14]. Врачи боролись за его жизнь восемнадцать часов. Выяснилось, что причиной кровотечения явился лопнувший в горле сосуд, но в театральных кругах некоторое время ходили слухи о его другой тяжёлой болезни[10]:136. В ноябре 1971 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля "Гамлет" (режиссёр - Ю. П. Любимов), главную роль в котором исполнил В. С. Высоцкий[10]. 15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению была показана 55-минутная передача "Парень с Таганки" - первое появление Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов с его участием. В 1975 году Высоцкий поселился в кооперативной квартире на Малой Грузинской улице, 28. В том же году в первый и последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в советском литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975) - это стихотворение "Из дорожного дневника". 13 февраля 1978 года приказом № 103 Министерства культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста № 17114, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады[15], после чего Высоцкий уже был официально признан "певцом-профессионалом". В 1978 году записался на телевидении Чечено-Ингушской АССР. В 1979 году участвовал в издании альманаха "Метрополь". В 1970-х годах познакомился в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно исполняли вместе песни и романсы и даже собирались записать совместную пластинку, но Высоцкий умер в 1980-м, и этот проект не осуществился.[16] Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию, Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами 1979 года), Канаде, Таити и т. д. Высоцкий дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом. 22 января 1980 года записался на ЦТ в программе "Кинопанорама", фрагменты которой были впервые показаны в январе 1981 года, а целиком передача (хронометраж 1 час 3 мин.) вышла только 23 января 1987 года. В первой части этой передачи В.Высоцкий исполнял попурри из фильма "Вертикаль", песни "Мы вращаем Землю", "Одна научная загадка" из фильма "Ветер "Надежды"", "Я не люблю", "Пожары", "Утренняя гимнастика", "Парус", а во второй - "Жираф", "Письмо в редакцию по поводу Бермудского треугольника", "Песню о земле" из фильма "Сыновья уходят в бой" и "Балладу о любви" из фильма "Стрелы Робин Гуда". Последние дни и смерть На протяжении многих лет Владимир Высоцкий страдал алкогольной зависимостью; из тяжёлых состояний, когда отказывали почки и возникали проблемы с сердцем, врачи выводили актёра с помощью веществ наркотического ряда; и если не сами врачи таким образом "подсадили" Высоцкого на наркотики, то, во всяком случае, нечаянно подсказали способ "лечения" от алкоголизма: в конце 70-х годов на смену алкоголю пришёл морфий, при этом дозы постоянно увеличивались[17]. Попытки лечения не давали результатов[14], и, по свидетельствам врачей, в начале 1980 года Владимир Высоцкий был уже обречён: ему предсказывали скорую смерть либо от передозировки наркотиков, либо от "ломки" (абстиненции). Ровно за год до смерти, в июле 1979 года, Владимир Высоцкий уже пережил клиническую смерть во время гастролей театра в Бухаре. В июле 1980 года, в связи с проведением в Москве Олимпийских игр, у актёра вновь возникли проблемы с приобретением наркотиков[17]. 16 апреля 1980 года состоялась последняя съёмка концерта Высоцкого в Ленинградском БДТ, где он исполнял песни "Кони привередливые", "Купола", "Охота на волков" и рассказывал о своём творчестве. Фрагмент этой съёмки вошёл в передачу В. Виноградова "Я возвращаю ваш портрет". На обратной стороне двойного альбома "Сыновья уходят в бой" приведены фотографии именно с этого концерта. 22 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо. 3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и, вместо полутора запланированных часов, отыграл двухчасовой концерт[18]. 14 июля 1980 года во время выступления в МНИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен - "Грусть моя, тоска моя... Вариация на цыганские темы". 16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв)[19]. 18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета в одноимённой постановке по Шекспиру. 25 июля 1980 года Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. Бесспорным остаётся лишь то, что убили Владимира Высоцкого наркотики[17][14]. 

         Друзья 

В своих интервью Высоцкий часто рассказывал о своих друзьях - в первую очередь об известных людях, но отмечая, что были и "несколько человек, не имеющих отношения к... публичным профессиям". Так, первыми друзьями, получившими впоследствии известность, были одноклассники Владимира: будущий поэт Игорь Кохановский и будущий сценарист Владимир Акимов. Потом эта группа разрослась: "Мы жили в одной квартире в Большом Каретном, ... жили прямо-таки коммуной...". Эта квартира принадлежала старшему другу поэта - Левону Кочаряну и там жили или часто бывали актёр Василий Шукшин, режиссёр Андрей Тарковский, писатель Артур Макаров, сценарист Владимир Акимов, Анатолий Утевский. Об этих людях Владимир Семёнович вспоминает: "Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали по жесту, по движениям". Одним из самых близких друзей Высоцкого был клоун-мим Леонид Енгибаров. Со временем прибавились коллеги по театру: Всеволод Абдулов, Иван Бортник, Иван Дыховичный, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Валерий Янклович. Кроме них, на разных этапах жизни у Высоцкого также появлялись новые друзья: Давид Карапетян, Даниэль Ольбрыхский, Вадим Туманов, Виктор Туров, Михаил Барышников, Сергей Параджанов и другие. В Париже Высоцкий знакомится с Михаилом Шемякиным, которым в будущем будет создано множество иллюстраций к песням Высоцкого, возведён памятник поэту в Самаре. Однако, пожалуй, самое важное, что Михаил Михайлович сделал для увековечивания памяти друга - это записи Высоцкого, сделанные в Париже в 1975-1980 годы в студии Михаила Шемякина. На второй гитаре Высоцкому аккомпанировал Константин Казанский. Эти записи уникальны не только качеством и чистотой звучания, но и тем, что Высоцкий пел не просто для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Близким другом был Павел Леонидов - импресарио, и двоюродный дядя Высоцкого. 

     Официальное признание

 Официальное признание к Владимиру Семеновичу Высоцкому пришло только после смерти. Сначала это были отдельные шаги: в 1981 году усилиями Р. Рождественского, был опубликован первый крупный сборник произведений В. Высоцкого - "Нерв" - и вышла первая полноценная ("диск-гигант") советская пластинка, как и положено большому поэту. В 1987 году ему посмертно присуждена Государственная премия СССР, за исполнение роли капитана Жеглова в фильме "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен (премию получал отец - С. В. Высоцкий)

Высоцкий был хорошим актером, возможно, очень хорошим, но когда люди шли в Театр на Таганке, они шли не "на Высоцкого", а именно на спектакль "Таганки", "на Любимова". Высоцкий был одаренным поэтом, возможно, очень одаренным, но изданные посмертно книжки его стихов никогда не являлись предметом массового ажиотажа. Если бы не песни, Высоцкого, возможно, знали бы не больше, чем десятки и сотни других актеров. А что же сами песни и их исполнение? Играл на гитаре Высоцкий посредственно. Музыка его песен довольно рудиментарна, она не отличается ни профессиональным мастерством, ни даже оригинальностью. Более того, в исполнении других людей, исполнителей куда более профессиональных, песни эти не пользовались и не пользуются особым вниманием публики. Так чем объяснить неслыханную славу Высоцкого, почему его песнями заслушивалась вся страна - от рядовых людей до членов ЦК и Политбюро? Ответ-то очевидный, но я все-таки повременю с ним, чтобы провести некоторую параллель (разумеется, неполную).

Во Франции такой же, или почти такой же, всенародной любовью пользовался Жорж Брасенс . Он, как Высоцкий, сам писал слова и музыку своих песен, сам их пел, сам аккомпанировал себе на гитаре (надо признать, что делал он это несравненно лучше).

В Америке таким народным в подлинном смысле слова певцом стал Вуди Гатри - человек, сочинивший порядка трех тысяч песен, объездивший Америку вдоль и поперек, не имевший голоса и музыкального образования, но сумевший своими песнями выразить дух страны.

Думаю, что при всей непохожести популярность этих троих объясняется именно этим: они лучше всех сумели ухватить и выразить суть страны в конкретный момент, они сумели сказать то, что думали, но не могли либо боялись сказать все остальные, они стали рупором собственного народа - на определенное время и в конкретных обстоятельствах.

Если сегодня взять молодого россиянина и поставить ему самые знаменитые песни Высоцкого, не сомневаюсь: они не вызовут в нем никакого отклика, вернее, он не поймет, в чем их пафос. И в этом смысле Высоцкий - явление куда более временное, чем, скажем, Ахматова или Ахмадулина.

Я написал это двадцать лет тому назад и не знаю, оказался прав или нет. Сегодня Высоцкий менее популярен, чем был тогда, - это бесспорно. Высоцкий, выражатель чаяний народных, не востребован в обществе, где каждый может безнаказанно высказаться о ком угодно не на кухне, заметьте, а публично - через Интернет. Но все равно Высоцкий популярен.

Он явно больше, чем просто острый и остроумный комментатор-бард общества, в котором жил. В нем есть что-то еще. Когда я писал, что век его будет много короче, чем век Ахматовой или Ахмадулиной, моим мерилом было Искусство, в котором я ему отказал. Снобизм с моей стороны? Может быть.

Ссылки:

  • Любимов Юрий Петрович (1917-2014)
  • Барды, 1960-е гг
  • Начало Брежневского времени, подъем театра
  • Пурмаль и общественная жизнь ИХФ
  • Высоцкий Аркадий (1962)
  • Высоцкий Никита (1964)
  • Фестиваль бардов "Песня-68", Новосибирск
  • Галич на Бьеннале, 1977
  • Галич и Окуджава
  • Галич и Высоцкий
  • Высоцкий и советский режим
  • 385
  • Стефанович Александр
  • "Отеческий звонок" об исключении Галича из Союза писателей
  • Владимир Высоцкий и Люся Абрамова [Войнович В.Н.]
  • Таганка [Войнович В.Н. и театр на Таганке]
  • Сарнов Б. о литературных салонах России
  • Опасный пенсионер (Хрущев в отставке)
  • Познер В.В.: общество и писатели
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»