В.Ф. Тендряков написал две вещи "о колхозах": повесть
"Падение Ивана Чупрова" (1953) и роман "Тугой узел"
(1958). Тендряков не простой крестьянин, а оказывается - сын прокурора,
современного, конечно. Он кончил Литературный Институт, но ему, как и
большинству наших писателей (и Вике), не хватает общей культуры".
Источник - Либрусек
Владимир Федорович Тендряков
(5. 12. 1923, д. Макаровская Вологодской губ. - 3. 08. 1984, Москва)
Прозаик, сценарист, драматург. Тендряков Владимир Фёдорович родился в семье
советских служащих. После окончания средней школы добровольцем ушёл на
фронт, был комиссован после тяжёлого ранения.
Прозаик, сценарист, драматург.
Тендряков Владимир Фёдорович родился в семье советских служащих. После
окончания средней школы добровольцем ушёл на фронт, был комиссован после
тяжёлого ранения. Учительствовал в школе, был комсомольским
работником.
В 1945 г. поступил на художественный факультет во
ВГИК (Всероссийский
государственный институт кинематографии), в 1946 г. перешёл в
Литературный институт им. М.
Горького, в семинар
К. Г. Паустовского. После окончания учебы
(1951) работал в Вологде и Грязовце корреспондентом журнала
"Огонек".
Стал печататься в 1940-х гг., но известность ему принесли повести о
колхозной деревне 1950-х гг.: "Падение Ивана Чупрова" (1953) и "Не ко
двору" (1954). В дальнейшем писатель жил и работал в Москве, был членом
правления Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР, членом редколлегии
атеистического журнала "Наука и религия". С Вологодской писательской
организацией связь не поддерживал, в родной деревне был лишь однажды. Имя
Тендрякова присвоено Вологодской юношеской библиотеке.
В. Ф. Тендряков был одним из предшественников "деревенской" прозы, но не
стал писателем
-"деревенщиком", стремился исследовать различные стороны современной ему
действительности. В критической литературе чаще всего выделяют следующие
циклы в его прозе: "деревенский", "школьный" и "атеистический".
"Деревенский" цикл не был оценен в полной мере - как при жизни автора, так
и после его смерти (исключение -произведения, посвящённые теме
коллективизации). Цикл "атеистический" оказался "неподъемным" и для
читателей, и для самого Тендрякова из-за нерешённых, внутренне
противоречивых мировоззренческих проблем (по его собственным словам, он
"как писатель старался показать, что религию никогда не интересовало и не
интересует, в какие условия поставлена человеческая личность, что её
конкретно радует, волнует, тревожит"). "Школьный" же цикл принёс В.
Тендрякову заслуженную славу.
Тендряков - автор остросюжетных и остросоциальных рассказов, повестей и
романов, в которых предпринята попытка решить мировоззренческие и этические
проблемы (сам Тендряков констатировал: "Моё поколение их не решило").
Так, в повести "Ухабы" (1956) показано, к каким трагическим последствиям
приводит формальное, бессердечное руководство людьми. В повестях
"Чудотворная" (1958), "Чрезвычайное" (1961), "Апостольская командировка"
(1969), "Затмение" (1977) дан анализ народно-религиозного сознания в самый
неблагоприятный в этом отношении период нашей истории. В рассказе "Донна
Анна" (1971, опубликован в 1988) и в повести "Три мешка сорной пшеницы"
(1972) главным является столкновение романтического идеала с реальной
действительностью.
В "Весенних перевертышах" (1973) рассказано о сложностях "переходного" (от
детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности, автор
размышляет о времени, о вечности, о загадке бытия. Главный герой повести
Дюшка Тягунов впервые сталкивается с "проклятыми" философскими вопросами:
"Что такое жизнь? Есть ли бессмертие? В чем смысл человеческого пути?". Он
испытывает неведомые ему ранее эмоции (страницы повести овеяны свежестью и
полнотой первой любви), впервые узнает, что в одном и том же человеке
необъяснимым образом совмещаются добрые и злые начала. Авторское знание
психологии подростка было подлинным и глубоким, сами дети спрашивали
учителей: "Откуда Тендряков всё это знает? Как сумел проникнуть в наше
тайное тайных?" (Из письма учительницы Горюхиной из Новосибирска.)
В центре повестей "Ночь после выпуска" (1974) и "Расплата" (1979)
представлен конфликт с совестью на фоне изображенного автором главного
изъяна советской школы - отсутствия полноценной духовной основы в
воспитании и образовании. Так, учитель литературы Аркадий Памятнов
("Расплата") признаёт, что его воспитательные принципы ("Не смей мириться с
плохим, воюй с подлостью любыми средствами") терпят крах. Один из его
учеников, Коля Корякин, убивает собственного отца.
Особое место в творчестве Тендрякова занимают опубликованные лишь в 1980-е
гг. произведения, посвящённые теме коллективизации ("Хлеб для собаки" -
1970, "Пара гнедых" - 1971, "Параня" - 1971),
репрессий ("Охота" - 1970), волюнтаризма ("На блаженном острове коммунизма"
- 1974) и др. Они оказались в ряду "возвращённой" литературы, однако их
проблематика в целом не выходила за общие рамки тендряковской прозы.
Исключением стал роман "Покушение на миражи" (1982, опубликован в 1987), в
котором Тендряков подвёл итог своих многолетних нравственно-философских
исканий. Первоначальное название романа - "Евангелие от компьютера" -
отсылает читателя к его сюжету. Герои, программисты-экспериментаторы,
решили ввести в машину всю историю человечества, исключив из неё Христа,
однако Богочеловек "воскресает" в программе совершенно необъяснимым
образом, "смертию смерть поправ". Эта кульминация достаточно неожиданна для
тендряковского текста, в целом весьма далёкого от подлинного
христианства.
Приметы неповторимого стиля прозы Тендрякова - сложные психологические
коллизии, обстоятельства, в которых оказываются герои, постоянные споры,
драматические, а то и трагические развязки, страстное авторское слово. Эти
качества художественных произведений, созданных Тендряковым, оказались
востребованными не только в литературе, но и в киноискусстве. Многие из них
экранизированы.
"Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века,
то без книг Тендрякова они этого не поймут", - писал К. Икрамов.