Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Тендряков Владимир Федорович

Из Лунгиной Л.З.

В.Ф. Тендряков написал две вещи "о колхозах": повесть "Падение Ивана Чупрова" (1953) и роман "Тугой узел" (1958). Тендряков не простой крестьянин, а оказывается - сын прокурора, современного, конечно. Он кончил Литературный Институт, но ему, как и большинству наших писателей (и Вике), не хватает общей культуры".

Источник - Либрусек 

Владимир Федорович Тендряков  
(5. 12. 1923, д. Макаровская Вологодской губ. - 3. 08. 1984, Москва) Прозаик, сценарист, драматург. Тендряков Владимир Фёдорович родился в семье советских служащих. После окончания средней школы добровольцем ушёл на фронт, был комиссован после тяжёлого ранения. Прозаик, сценарист, драматург.

Тендряков Владимир Фёдорович родился в семье советских служащих. После окончания средней школы добровольцем ушёл на фронт, был комиссован после тяжёлого ранения. Учительствовал в школе, был комсомольским работником. 
В 1945 г. поступил на художественный факультет во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии), в 1946 г. перешёл в Литературный институт им. М. Горького, в семинар К. Г. Паустовского. После окончания учебы (1951) работал в Вологде и Грязовце корреспондентом журнала "Огонек". 
Стал печататься в 1940-х гг., но известность ему принесли повести о колхозной деревне 1950-х гг.: "Падение Ивана Чупрова" (1953) и "Не ко двору" (1954). В дальнейшем писатель жил и работал в Москве, был членом правления Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР, членом редколлегии атеистического журнала "Наука и религия". С Вологодской писательской организацией связь не поддерживал, в родной деревне был лишь однажды. Имя Тендрякова присвоено Вологодской юношеской библиотеке.
В. Ф. Тендряков был одним из предшественников "деревенской" прозы, но не стал писателем -"деревенщиком", стремился исследовать различные стороны современной ему действительности. В критической литературе чаще всего выделяют следующие циклы в его прозе: "деревенский", "школьный" и "атеистический". "Деревенский" цикл не был оценен в полной мере - как при жизни автора, так и после его смерти (исключение -произведения, посвящённые теме коллективизации). Цикл "атеистический" оказался "неподъемным" и для читателей, и для самого Тендрякова из-за нерешённых, внутренне противоречивых мировоззренческих проблем (по его собственным словам, он "как писатель старался показать, что религию никогда не интересовало и не интересует, в какие условия поставлена человеческая личность, что её конкретно радует, волнует, тревожит"). "Школьный" же цикл принёс В. Тендрякову заслуженную славу.
Тендряков - автор остросюжетных и остросоциальных рассказов, повестей и романов, в которых предпринята попытка решить мировоззренческие и этические проблемы (сам Тендряков констатировал: "Моё поколение их не решило").
Так, в повести "Ухабы" (1956) показано, к каким трагическим последствиям приводит формальное, бессердечное руководство людьми. В повестях "Чудотворная" (1958), "Чрезвычайное" (1961), "Апостольская командировка" (1969), "Затмение" (1977) дан анализ народно-религиозного сознания в самый неблагоприятный в этом отношении период нашей истории. В рассказе "Донна Анна" (1971, опубликован в 1988) и в повести "Три мешка сорной пшеницы" (1972) главным является столкновение романтического идеала с реальной действительностью.
В "Весенних перевертышах" (1973) рассказано о сложностях "переходного" (от детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности, автор размышляет о времени, о вечности, о загадке бытия. Главный герой повести Дюшка Тягунов впервые сталкивается с "проклятыми" философскими вопросами: "Что такое жизнь? Есть ли бессмертие? В чем смысл человеческого пути?". Он испытывает неведомые ему ранее эмоции (страницы повести овеяны свежестью и полнотой первой любви), впервые узнает, что в одном и том же человеке необъяснимым образом совмещаются добрые и злые начала. Авторское знание психологии подростка было подлинным и глубоким, сами дети спрашивали учителей: "Откуда Тендряков всё это знает? Как сумел проникнуть в наше тайное тайных?" (Из письма учительницы Горюхиной из Новосибирска.)
В центре повестей "Ночь после выпуска" (1974) и "Расплата" (1979) представлен конфликт с совестью на фоне изображенного автором главного изъяна советской школы - отсутствия полноценной духовной основы в воспитании и образовании. Так, учитель литературы Аркадий Памятнов ("Расплата") признаёт, что его воспитательные принципы ("Не смей мириться с плохим, воюй с подлостью любыми средствами") терпят крах. Один из его учеников, Коля Корякин, убивает собственного отца.
Особое место в творчестве Тендрякова занимают опубликованные лишь в 1980-е гг. произведения, посвящённые теме коллективизации ("Хлеб для собаки" - 1970, "Пара гнедых" - 1971, "Параня" - 1971),  репрессий ("Охота" - 1970), волюнтаризма ("На блаженном острове коммунизма" - 1974) и др. Они оказались в ряду "возвращённой" литературы, однако их проблематика в целом не выходила за общие рамки тендряковской прозы. Исключением стал роман "Покушение на миражи" (1982, опубликован в 1987), в котором Тендряков подвёл итог своих многолетних нравственно-философских исканий. Первоначальное название романа - "Евангелие от компьютера" - отсылает читателя к его сюжету. Герои, программисты-экспериментаторы, решили ввести в машину всю историю человечества, исключив из неё Христа, однако Богочеловек "воскресает" в программе совершенно необъяснимым образом, "смертию смерть поправ". Эта кульминация достаточно неожиданна для тендряковского текста, в целом весьма далёкого от подлинного христианства.
Приметы неповторимого стиля прозы Тендрякова - сложные психологические коллизии, обстоятельства, в которых оказываются герои, постоянные споры, драматические, а то и трагические развязки, страстное авторское слово. Эти качества художественных произведений, созданных Тендряковым, оказались востребованными не только в литературе, но и в киноискусстве. Многие из них экранизированы.
"Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг Тендрякова они этого не поймут", - писал К. Икрамов.

Ссылки:

  • Дело Пастернака, 1957
  • Коржавин Наум (Мандель Эмка)
  • Возжелать жену ближнего [Войнович В.Н. личная жизнь]
  • Страдания души и плоти [Войнович В.Н. личная жизнь]
  • Безумства [Войнович В.Н. личная жизнь]
  • Вика [Войнович В.Н. и Некрасов В.П., 1963]
  • Свежий голос [Войнович В.Н.,1961]
  • Брандт еще узнает Максимова [Войнович В.Н. и В. Максимов]
  • Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009): краткая биография
  • Асмолова Наталья
  • Время гибких [Войнович В.Н. и смерть Твардовского]
  • Бюст Марата [Войнович В.Н. и "Новый мир"]
  • Конец "Нового мира" [Войнович В.Н. и "Новый мир"]
  • Враг предателем быть не может [Войнович В.Н.: травля за "Чонкина"]
  • Медведев Жорес Александрович (1925)
  • Знакомство с нужником [Войнович В.Н.: травля за "Чонкина"]
  • "Звезда" В.П. Некрасова в Союзе писателей закатилась
  • Некрасов В.П. "творческо-издательские достижения", 1961
  • Травля Некрасова В.П. продолжается, несмотря на растущую популярность
  • Маленков и деревня
  • Лунгины: попытка выбиться из нищеты: фильм "Мичман Панин"
  • Швейцер Михаил
  • Шуртаков
  • Годенко Михаил
  • Сарнов Б.М. фото 09, Литературный институт
  • Главная авантюра Б. Сарнова - при советской власти он решил стать критиком
  • Б.Сарнов: В. Солоухин и антисиметизм 0
  • Письмо писателей в поддержку "письма Солженицина"
  • Б. Сарнов: рецензия в "Новом мире"
  • САРНОВА Б.М. ФОТОГРАФИИ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»