Князь Петр Алексеевич Кропоткин - географ, исследователь Сибири, видный
деятель русского революционного движения, теоретик анархизма. После ареста
и заключения (1874-1876) бежал за границу. Вернувшись из эмиграции после
Февральской революции, жил в Москве и Дмитрове.
Кропоткин
Петр Алексеевич - русский революционер, один из теоретиков
анархизма. Родился в княжеской
семье, образование получил в привилегированном
Пажеском корпусе. После окончания
корпуса находился на военной службе в Сибири и на Дальнем Востоке, где
приобщился к научной деятельности. После досрочного выхода в отставку
вернулся в Санкт-Петербург. Вскоре К. становится ученым секретарем
Русского географического общества.
Область его научных исследований - ледниковый период в геологической
истории европейского континента. В 1871 г. он первый раз выезжает за
границу, где знакомится с западноевропейским социалистическим движением и
попадает под влияние анархистских идей
М. А. Бакунина. После возвращения в 1872
г. в Россию К. принимает участие в революционном движении как член
кружка "чайковцев", ведет
социалистическую пропаганду среди рабочих. В 1874 г. его арестовывают и
помещают в Петропавловскую крепость. В 1876 г. при помощи С. М.
Степняка-Кравчинского ему удается совершить побег из тюремного госпиталя и
скрыться за границу.
В эмиграции К. не занимается активной политической деятельностью, а
сосредоточивается на научных исследованиях и теоретическом обосновании
анархо-коммунистической доктрины. Русский ученый и теоретик исходил из
самых высоких гуманистических принципов. Он противопоставлял господствующим
в условиях капитализма конкуренции и эгоизму солидарность и коллективизм.
Как анархист корень всех социальных бед К. видел в государстве и отрицал
необходимость и общественную целесообразность последнего в любой форме.
Анархистским идеалом общественного устройства для него был федеративный,
охватывающий всю планету союз производительных общин, объединенных на
основе свободного и добровольного соглашения. По мнению К., в будущем
общественное мнение и развитие образования должны стать основой
коллективистского воспитания людей и соблюдения ими норм коллективистской
морали. Большие надежды он возлагал на науку и технический прогресс,
которые должны в перспективе обеспечить удовлетворение разумных
потребностей членов общества. К. отвергал реформистский путь достижения
своих идеалов. Он верил в народную революцию, но наиболее активную роль
отводил сознательному меньшинству, т. е. радикальной интеллигенции. Весьма
негативным было его отношение к таким явлениям в революционном движении,
как "нечаевщина" (см.
Нечаев С. П.). К. полагал, что
революционеры должны придерживаться высоких нравственных норм. Несмотря на
личную позицию К., его идеи провоцировали террористическую деятельность как
русских революционеров-народников, так и анархистов европейских стран. К.
вернулся в Россию после революции 1917 г. Несмотря на то что лидеры
большевиков относились к нему с большим уважением, престарелый анархист
подверг критике результаты Октябрьского переворота, поскольку он привел к
восстановлению старых структур власти в новых условиях. Умер К. в 1921 г. в
Москве. На его похороны под честное слово из большевистских тюрем были
выпущены все анархисты.
Словарь Террор и террористы.
Обыкновенно изображают критики всякие его книжку знаменитую
"Взаимопомощь как фактор борьбы за существование" в качестве
антидарвинистической. Чепуха это! Про-дарвинистическая книжка, где очень
талантливо выражена простая мысль, что взаимопомощь в пределах вида
является таким же положительным фактором в борьбе за существование, как и
всякое другое положительное явление. А я тогда увлекался всякой географией,
исторической географией, биологией. А он ведь, собственно, был
основателем современных учений геологических
о ледниковом периоде.