Михаил Александрович Бакунин
Дата рождения: 18 (30) мая 1814
Место рождения: село Прямухино, Новоторжокский уезд, Тверская
губерния, Российская империя
Дата смерти: 19 июня (1 июля) 1876 (62 года)
Место смерти: Берн, Швейцария
Период: 1840—1876
Значительные идеи: анархист, панславист, один из идеологов
народничества
Михаил Александрович Бакунин (18 [30] мая 1814, село Прямухино,
Новоторжский уезд, Тверская губерния, Российская империя — 19 июня [1 июля]
1876, Берн, Швейцария) — русский мыслитель, революционер, панславист,
анархист, один из идеологов народничества. Идейный оппонент Карла
Маркса.
Пятнадцати лет от роду, в 1829 году, стал юнкером Петербургского
артиллерийского училища. Через три года, в январе 1833 года он был
произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако в июне 1834
года с первого офицерского курса Бакунина отчислили за нерадивость и
дерзость, допущенную в отношении начальника училища — генерала И. О.
Сухозанета. Был направлен на службу в армию в одну из батарей,
расположенных в Молодечно Минской губернии. Осенью 1834 года бригаду, в
которой служил Бакунин, перевели в Гродненскую губернию.
Кружок Станкевича
Через год, в 1835 году, сказавшись больным, подал в отставку и поселился,
вопреки желанию отца, в Москве, где, войдя в дружескую связь с кружком
Станкевича, отдался изучению германской философии. В этот период Михаил
Александрович решает посвятить себя научной деятельности.
С начала 1836 года М. А. Бакунин живёт в Москве, периодически навещая
родительское имение и Петербург. Знакомится и часто сближается со многими
известными представителями российской интеллигенции. Он — один из главных
проповедников
философского кружка Станкевича, вхож в
знаменитый литературный
салон Е. Г. Левашовой, в котором бывали
Пушкин и Чаадаев. Поддерживает близкие, хотя и небезоблачные, отношения с
Белинским, Боткиным, Катковым, Грановским…
В 1839-40 годах он знакомится с
Герценом,
Огарёвым.
Со всей страстью отдаётся М. А. Бакунин изучению немецкой классической
философии, читает в подлинниках Канта, Фихте и, наконец, Гегеля.
Тогда в кругах русской интеллигенции велось много споров вокруг знаменитого
положения этого философа «всё действительное разумно, всё разумное
действительно». Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе.
«Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни,
— писал он в 1838 году на страницах редактировавшегося Белинским журнала
„Московский обозреватель“, — есть великая задача нашего времени».
Отъезд за границу
С 16 июля до 14 ноября 1839 года Михаил Бакунин жил в Петербурге. В эти
месяцы он часто бывал в доме
А. Я. Панаевой, где собирались В. Г.
Белинский, Н. В. Кукольник, И. П. Сахаров, Брюллов и другие известные
деятели русской культуры того времени. Бакунин по своему обыкновению
знакомил этот кружок с сочинениями тогдашних немецких философов. В этот
период Михаил Бакунин интенсивно искал денег для своей поездки за границу,
где он хотел продолжить своё философское образование. 22 марта 1840 года он
пишет длинное и весьма красноречивое письмо родителям за разрешением на
поездку в Берлин и просит дать денег на эту поездку. Его отец дал своё
согласие на его поездку, но денег для поездки не дал. Бакунин в отчаянии
обратился за помощью к Герцену. Герцен ответил, что он ссужает Бакунину
2000 рублей на неопределённое время. За несколько дней до отъезда произошла
ссора с Катковым на квартире Белинского. Бакунин ударил Каткова палкой по
спине, а тот его ударил по лицу. Бакунин вызвал Каткова на дуэль, но на
другой день одумался и послал ему записку с просьбой перенести место
действия в Берлин, так как по русским законам оставшийся в живых поступал в
солдаты. Фактически дело было по существу замято, но все общие приятели: И.
И. Панаев, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Языков — были в
этом инциденте на стороне Каткова. Лишь Герцен держался нейтрально.
С 1840 Михаил Бакунин стал жить за границей, куда выехал (первоначально
в Берлин) для изучения немецкой философии, где он слушал лекции учеников
Гегеля, а также Шеллинга, выступившего тогда против Гегелевской философии в
защиту христианского откровения. Основательно изучив Гегеля, в особенности
его «Логику», Бакунин вскоре перешёл на сторону так называемых «левых»
гегельянцев, издававших в то время «Немецкий ежегодник наук и искусств»
(«Deutsche Jahrbucher», прежде имевший название «Hallesche Jahrbucher»), в
которых Бакунин в 1842 году поместил революционную статью, наделавшую много
шума в Германии: «Реакция в Германии» («Die Reaction in Deutschland», под
псевдонимом Жюль Элизар — Jules Elizard). В Берлине он сближается с
Иваном Тургеневым. В это же время
Бакунин издал в Лейпциге брошюру с критикой философии Шеллинга («Schelling
und die Offenbarung. Kritik des neuesten Reactionsversuchs gegen die
Philosophie»), которая была высоко оценена левыми гегельянцами. В начале
своего пребывания в Берлине кроме писем к друзьям (в особенности к Герцену)
Михаил Бакунин писал статьи для «Отечественных Записок». Здесь были
напечатаны в 1840 году его статья о современной германской философии и
корреспонденции из Берлина (в «Смеси»).
В 1842 году у Михаила Бакунина сформировалось твёрдое желание навсегда
остаться в Европе и не возвращаться в Россию. Так, в своём письме к брату
Николаю 9 октября он писал:
«После долгого размышления и по причинам, которые объяснит тебе Тургенев, я
решился никогда не возвращаться в Россию. Не думай, чтобы это было
легкомысленное решение. Оно связано с внутренним смыслом всей моей
прошедшей и настоящей жизни. Это моя судьба, жребий, которому я противиться
не могу, не должен и не хочу.
Не думай также, чтобы мне было легко решиться на это, — отказаться навсегда
от отечества, от вас, от всего, что я только до сих пор любил. Никогда я
так глубоко не чувствовал, какими нитями я связан с Россией и со всеми
вами, как теперь, и никогда так живо не представлялась мне одинокая,
грустная и трудная будущность, вероятно ожидающая меня впереди на чужбине,
и, несмотря на это, я безвозвратно решился.
Я не гожусь теперешней России, я испорчен для неё, а здесь я чувствую, что
я хочу ещё жить, я могу здесь действовать, во мне ещё много юности и
энергии для Европы.»
Весной 1842 года Бакунин познакомился с приехавшим в Дрезден и ставшим к
тому моменту крайне популярным немецким революционно-демократическим поэтом
Гервегом. Они подружились и даже стали снимать одну квартиру на двоих. В
начале 1843 года последовал указ о высылке Гервега из Пруссии за его
революционные стихи. Бакунин также был взят под наблюдение прусской
полицией. Гервег решил вообще покинуть пределы Германии и отправился в
Швейцарию. Бакунин уехал вместе с ним.
Начало революционной деятельности
В Швейцарии Бакунин поселился в Цюрихе, где начал общаться в кругу
радикально настроенной интеллигенции. Он установил дружеские отношения с
семьей профессора медицины Филиппа Фридриха Фохта. Это была свободомыслящая
и даже радикально настроенная семья, в которой было четверо взрослых
сыновей, со старшим из них Карлом, профессором-натуралистом, впоследствии
был близко связан и А. И. Герцен. Бакунин же из сыновей Фохта наиболее
близок (в течение всей жизни) был с Адольфом. В 1843 году Бакунин
устанавливает связи с германскими и швейцарскими
революционерами-коммунистами (в частности, на мировоззрение Бакунина
сильное влияние оказал его знакомый того периода Вильгельм Вейтлинг —
радикальный революционер-коммунист), о чём вскоре становится известно
русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию он
ответил отказом.
В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила
Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского
достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать
в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было
конфисковано в казну.
С 1844 по 1847 год он жил, главным образом, в Париже и здесь близко сошёлся
с
Прудоном, принимал участие в газете «La
Reforme». Весной и летом 1844 года, живя в Брюсселе, Бакунин познакомился
с
Иохимом Лелевелем — историком и
общественным деятелем, лидером революционного крыла польской эмиграции,
который ранее участвовал с оружием в руках в польском восстании. Лелевель
произвёл большое впечатление на Бакунина. После этого Бакунин стал активно
интересоваться польским вопросом и стал формулировать свою собственную
программу борьбы за освобождение России и славянства. К этому же периоду
жизни в Париже относится и личное знакомство Бакунина с Марксом и его
идеями.
В 1847 году Михаил Бакунин в Париже, на банкете, устроенном в честь
участников
Польского восстания (1830—1831
годов), произнёс речь с резкими нападками на русское правительство. Об
этом становится известно правительству России, и вскоре по требованию
русского посла в Париже Бакунин был выслан из Парижа. Он провёл несколько
месяцев в Брюсселе, но как только вспыхнула февральская революция во
Франции, тотчас же вернулся в Париж и здесь с энергией и страстностью
принялся за организацию парижских рабочих. Его энергия показалась опасной
даже членам временного правительства, и они поспешили удалить его из
Парижа, дав ему поручение в Германию и славянские земли.
В Праге он написал статью «Основы славянской политики», напечатанную в
газете «Dziennik Domowy» по-польски и в «Slavische Jahrbucher» за 1848 год
(№ 49) по-немецки. В этой статье проводится идея всеславянской федерации, и
высказывается мысль о праве каждого её гражданина на участок земли.
Пражское восстание
В июне 1848 года Бакунин принял активное участие в Пражском народном
восстании («Святодуховское» восстание, подавленное войсками), на которое он
попал, прибыв первоначально в Прагу на Пражский славянский съезд.
После подавления восстания в Праге Бакунин бежал в Германию, где продолжал
поддерживать свои славянские связи и издал по-немецки «Воззвание к
славянам»(«Aufruf an die Slaven»), направленное против германизаторских
стремлений франкфуртского парламента. В этом воззвании он ставит целью
европейского революционного движения «учреждение всеобщей федерации
европейских республик»
В мае 1849 года он стал одним из руководителей
восстания в Дрездене. После подавления
восстания Бакунин бежал в Хемниц, где был арестован. Был приговорён
Саксонским судом к смертной казни. Он отказался подписать просьбу королю о
помиловании, но смертная казнь всё же была заменена ему пожизненным
заключением. Вскоре, однако, саксонское правительство выдало его Австрии,
где он был в 1851 году вторично судим Австрийским судом и осуждён на
смертную казнь за участие в Пражском восстании, но и на этот раз заменённую
пожизненным заключением. В этом же 1851 году он был выдан австрийским
правительством царскому правительству России. Отбывал заключение в
Алексеевском равелине
Петропавловской крепости (с 1851 по
1854 год) и в
Шлиссельбургской крепости (с 1854 по
1857 год).
Находясь в заключении в Петропавловской крепости, Бакунин написал по
требованию российского императора
Николая I своё известное произведение
«Исповедь», в котором изложил свой взгляд на революционное движение и
славянский вопрос.
Ссылка в Сибирь
В 1857 году после 7 лет заключения, уступая настойчивым хлопотам семьи
Бакунина,
Александр II разрешил перевести его
на вечное поселение в Сибирь.
Сначала Михаил Бакунин поселился в ссылке в Западной Сибири, в
Томске, где он женился на дочери
проживавшего по соседству польского дворянина Ксаверия Квятковского
(польск. Ksawery Kwiatkowski) — 18-летней
Антонине Квятковской (польск.
Antonina
Kwiatkowska). Сохранился дом (№ 14 на улице Бакунина) в котором жил М. А.
Бакунин.
В дальнейшем по ходатайству его родственника Муравьева-Амурского он был
переведён в
Иркутск.
Осенью 1861 года Михаил Бакунин совершил побег из Сибири через Японию и
Америку в Англию в Лондон, где был принят Герценом в состав издателей
«Колокола».
В эмиграции
В Англии он начал свою политическую деятельность обращением к «русским,
польским и всем славянским друзьям», в котором он призывал к разрушению
существующих, исторически сложившихся и держащихся одним насилием
государств, в особенности таких, как Австрия и Турция, а отчасти и
Российская империя. Он выражал стремление к мирным федералистическим
организациям, идущим снизу вверх, основанным на свободной воле взаимно
договаривающихся славянских племён и народов. Вместе с тем, он приглашал
все славянские народности принять лозунг тогдашних русских революционеров:
«земля и воля» и выражал надежду, что возрожденная «хлопская Польша»
откажется от своих исторических притязаний и предоставит малороссам,
белорусам, Литве и латышам право свободного самоопределения.
В конце 1862 года выпустил брошюру «Народное Дело. Романов, Пугачев или
Пестель?», в которой писал, что Александр II не понял своего назначения и
губит дело своей династии. Бакунин утверждал, что если бы царь искренне
решился сделаться «земским царем», созвал бы земский собор и принял бы
программу «земли и воли», то передовые русские люди и русский народ охотнее
всего пошли бы за ним, предпочитая его и Пугачеву, и Пестелю. В этой
брошюре впервые ставятся определённые народнические задачи русской
передовой молодёжи и затем повторяется та же программа славянского
федерализма, которая излагалась в его предыдущих статьях.
В 1862—1863 годах принимал участие в
польском восстании. 24 февраля 1863 года приехал в Стокгольм для
подготовки польского десанта в районе Паланги (под командованием
Лапинского), кончившегося неудачей.
С 1864 по 1868 год жил в Италии (до 1865 года во Флоренции, затем в
Неаполе), где организовал целый ряд социалистических организаций,
направленных одновременно и против всех существующих исторически
сложившихся государств, и против христианского республиканизма
Мадзини.
В 1865—1866 годах написал свой программный документ — «Революционный
катехизис», который не следует путать с «Катехизисом революционера»,
написанным позже (в 1869 году)
Нечаевым.
В 1867 году участвовал в конгрессе демократической
«Лиги мира и свободы» в Женеве и
выступил с речью, в которой доказывал невозможность мирной конфедерации
существующих государств, основанных на насилии и централизации управления,
и требовал их разрушения и замены свободными автономными обществами,
организованными «снизу вверх».
В сентябре 1864 года на конференции в Лондоне Карлом Марксом было учреждено
Международное товарищество рабочих —
I Интернационал. В 1868 году Бакунин
вступил в основанный Марксом интернациональный союз рабочих и хлопотал о
присоединении к нему «Лиги мира и свободы», но это оказалось невозможным,
так как в ней большинство членов не были даже социалистами. С другой
стороны, руководители Интернационала вовсе не разделяли анархических
взглядов Бакунина и не желали разрушения исторически сложившихся
государств. Бакунин, вступив в товарищество, выступил против
«государственника» Маркса и начал борьбу за главенство в этой организации,
что в конце концов привело к расколу этой организации.
Выйдя в 1868 году из «Лиги мира и свободы», Бакунин образовал новую
организацию — «Международный союз за демократический социализм» («Alliance
internationale de la Democratie socialiste»). В составе этого союза было
учреждено особое тайное интернациональное братство, центральный комитет
которого облёк Бакунина диктаторскими полномочиями. В том же 1868 году
Бакунин вместе с русским эмигрантом Н. И. Жуковским основал в Цюрихе журнал
«Народное Дело», первый номер которого проповедовал противогосударственную
программу и признавал умственное освобождение личности возможным только на
почве атеизма и материализма, а социально-экономическое освобождение —
требующим упразднения всякой наследственной собственности, передачи земли
общинам земледельцев, а фабрик, капиталов и прочих орудий производства —
рабочим ассоциациям, уравнения прав женщин с мужчинами, упразднения брака и
семьи и общественного воспитания детей.
В 1869 году, когда в России начались крупные студенческие волнения, Бакунин
принял деятельное участие в агитации среди молодёжи и сблизился с явившимся
за границу
Нечаевым, который «привлёк его своею
необыкновенной энергией». Нечаев был приверженцем принципа «цель
оправдывает средства» и признавал необходимым орудием революции обман и
полное порабощение революционных деятелей, в сущности принципиально резко
отличался от Бакунина, но Бакунин во многом ему подчинялся, чем, конечно, в
глазах многих сильно скомпрометировал себя.
В 1871 году Бакунин принял участие в попытке организации лионской
революционной коммуны, причём ему опять приходилось поступаться своими
основными взглядами в сторону революционного якобинизма. В 1872 году, на
гаагском съезде Интернационала был заслушан подробный доклад Н. Утина,
обвинявшего Бакунина в устройстве организаций, не согласных с основными
принципами союза, и в участии в безнравственных революционных предприятиях
Нечаева. Бакунин был исключён из Интернационала незначительным большинством
голосов. Это вызвало крупные несогласия, приведшие в том же году к распаду
союза. На стороне Бакунина оказались все южные секции Интернационала и
большинство революционных рабочих организаций в романских странах
Европы.
В 1872—1876 годах Бакунин жил в Лугано и Локарно. Жил Бакунин в большой
нужде, хотя один из его итальянских последователей — Кафиеро купил для него
небольшую виллу, а его братья выделили ему к этому времени часть
наследственного имущества. В это время Бакунин занимался, главным образом,
организацией различных революционных попыток в Италии и изложением своих
взглядов в ряде сочинений, из которых ни одно не было вполне
закончено.
После разрыва с Нечаевым Бакунин не принимал личного участия в русском
революционном движении, однако идеи его среди русских революционеров начала
семидесятых годов получили большое распространение, и в сфере
революционного народничества бакунисты являлись одной из самых
многочисленных групп.
Смерть
Умер Михаил Александрович Бакунин 1 июля (19 июня) 1876 года в Берне, в
Швейцарии, в больнице для чернорабочих, куда он был помещён по его
настоянию. В Берн он приехал из Лугано за несколько недель до смерти и
прямо сказал своим друзьям Фогтам, к которым явился, что приехал умирать.
«Я приехал сюда, либо чтобы врачи подняли меня на ноги, либо, чтобы навечно
закрыли мне глаза», — сказал он своим друзьям. За неделю до смерти Михаил
Бакунин перестал есть и пить. В ответ на предложение выпить чашку бульона,
сказал: «Подумайте, что вы делаете со мной, заставляя меня его пить; я
знаю, чего хочу». Но от гречневой каши не отказался: «Каша — это другое
дело». Это были его последние слова.
Михаил Александрович Бакунин похоронен в Берне, на кладбище Бремгартен, и
над его могилой Фогтами был поставлен надгробный камень. На его похоронах
присутствовало более двух сотен человек: немцы, поляки, швейцарцы. Русских
не было.
Труды
Самое значительное из сочинений Бакунина было издано в 1874 году отдельной
книгой, которая называлась «Государственность и анархия. Борьба двух партий
в интернациональном обществе рабочих». В этой книге Бакунин утверждал, что
в современном мире есть два главных, борющихся между собою течения:
государственное и социал-революционное. Бакунин утверждал в своей работе,
что самая способная к развитию государственности нация — немцы. Он пытался
доказать, что борьба с пангерманизмом является главной задачей для всех
народностей славянского и романского племени, но успешно бороться с
пангерманизмом невозможно путём создания политических противовесов ему в
виде какого-нибудь великого всеславянского государства и т. п., так как на
этом пути немцы, благодаря их государственным талантам и их природной
способности к политической дисциплине, всегда возьмут верх.
Вклад в теорию социализма
Главной задачей социальной революции Бакунин считал разрушение исторических
централизованных государств, с заменой их свободной, не признающей писаного
закона, федерацией общин, организованных по коммунистическому
принципу.
Социалистическая модель Бакунина получила название анархо-коллективизм. В
этой социальной системе, также как в марксизме, основная роль отводилась
рабочим и крестьянам. Им же на коллективных началах принадлежали средства
производства. Предполагалась наличие развитой системы социальной поддержки,
таких как равное и бесплатное образование для всех детей[3]. Однако, в
отличие от Маркса, Бакунин отрицал необходимость диктатуры пролетариата,
считая ее угрозой всему делу социальной революции и предпосылкой возврата к
авторитаризму.
Главной движущей силой революции Бакунин считал беднейшие слои рабочих и
крестьян, а главным способом пропаганды — постоянные мелкие восстания и
бунты, называя их пропагандой фактами (фр. par le
fait)
Критика Маркса
Бакунин признавал «гениальность Маркса» и частично принимал взгляды
последнего относительно классовой борьбы и природы капитализма. Однако он
считал взгляды Маркса односторонними, а его методы — губительными для
социальной революции. Особенно резко Бакунин выступал против концепции
диктатуры пролетариата, указывая на опасность авторитаризма последней.
Бакунин предупреждал:
Если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то
через год он будет хуже, чем сам Царь.
Память
В память о Бакунине в 1918 году Покровская улица в Москве была
переименована в Бакунинскую улицу.
В Санкт-Петербурге есть проспект Бакунина.
Улица Бакунина в ряде городов. Любопытные факты
Есть мнение, что Бакунин состоял в масонских ложах.
Сочинения
Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика (1838)
О философии (1840)
Реакция в Германии (1842)
Кнуто-Германская империя и социальная революция (1871)
Государственность и анархия (1873)
Федерализм, социализм и антитеологизм (1867, не закончена)
Бог и государство (не закончена)
Исповедь (написана в заключении) и др.
М. А. Бакунин. Революционный катехизис
«Исповедь» (Николаю I, написанная по его приказу в Алексеевском равелине
Петропавловской крепости)
М. А. Бакунин. Письмо интернационалам Болоньи
М. А. Бакунин. Личные отношения с Марксом Библиография
Катков М. Н. Кто наши революционеры? (Характеристика Бакунина) , 1863.
А. В. Амфитеатров «Святые отцы революции: М. А. Бакунин» , 1906.
Блок А. Михаил Александрович Бакунин , 1906.
В. Черкезов. Значение Бакунина в интернациональном революционном движении ,
1915.
Боровой А. Бакунин , 1926.
Б. Горев. М. А. Бакунин (К 50-летию со дня смерти)
Н. М. Пирумова Бакунин (ЖЗЛ) (1970) или zip
Пол Аврич. Бакунин и Нечаев , 1974.
В. Ф. Пустарнаков. М. А. Бакунин , 1989.
Плеханов Г. В. Бакунин — глава из книги «Анархизм и социализм»
Борис Парамонов Сапоги всмятку: бренд «БАКУНИН»
Стеклов Ю. М. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность. Т.
1-4. — М.-Л., 1926—1927.
Пирумова Н. М. Михаил Бакунин. Жизнь и деятельность. — М., 1966.
Пирумова Н. М. Социальная доктрина М. А. Бакунина. — М., 1990.
Зильберман И. Б. Политическая теория анархизма М. А. Бакунина. Критический
очерк. — Л., 1969.
Дюкло Ж. Бакунин и Маркс. Тень и свет. Пер. с франц. — М., 1975.
Моисеев П. И. Критика философии М.Бакунина и современность. — Иркутск,
1981.
Графский В. Г. Бакунин. — М.: Юридическая литература, 1985. — 144 с. — (Из
истории политической и правовой мысли).
Мамут Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания.
Домарксистский период. — М., 1989.
Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и
современность. — Алматы, 1994.
Демин В. Н. Бакунин. — М., 2006.
Кембаев Ж. М. Федералистские идеи М. А. Бакунина относительно объединения
народов Европы и всего мира // Право и политика. — № 11. — 2010. — С.
2016—2025.
Сысоев В. Бакунины.- Тверь: Созвездие, 2002.- 464с.: ил.
Этот ветеран сороковых годов, крутившийся в революционном вихре
Западной Европы, перенесший все ужасы тогдашнего заточения в крепостях
Германии, Австрии и России, дважды приговоренный к смерти, наконец
высланный в Томск, где временно угомонившись, очевидно, решил
подумать о своей личной жизни, об устройстве своего гнезда. Покупка им дома
связана с его женитьбой на томичке
Антонине Ксаверьевне Квятковской
.
Выдать дочь за известного всем "апостола разрушения", за
человека, лишенного всех прав, обыватель
Квятковский
никогда бы не решился, но
генерал-губернатор Восточной Сибири
граф Муравьев-Апостол
, дядя Бакунина по матери, будучи проездом в Томске, энергично
вступился в сердечные дела племянника. Кипучий революционный деятель
прилагал много усердия, чтобы украсить свою усадьбу и дом
деревьями, дорожками, клумбами. Но пребывание Бакунина в Томске было
кратковременно: не удержать ветра в поле, и скоро его собственность,
перейдя в другие руки, сравнялась с окружающими ее серыми тонами.
Известный сибиряк Г.Н. Потанин хорошо запомнил слова М.А. Бакунина:
"Два года посидеть в тюрьме полезно. Человек в уединении оглянется
назад, на прожитую жизнь, обсудит свои поступки, откроет свои ошибки,
словом, подвергнет строгой критике всю свою деятельность и выйдет из тюрьмы
обновленным и усовершенствованным. Но восемь лет продержать человека в
тюрьме - это самая верная система поглупления человека".
<...> Прибыв в наш город, он поселяется на квартире у мещан
Бардаковых, чей двухэтажный домик находился на Магистратской улице.
Старики полюбили нового жильца, от души восхищались его способностями
и дарованиям. Как пишет историк
А.В. Адрианов
, частенько приговаривали: "вот ума палаты, был бы генералом!"
<...> Михаил купил дом, который находился на Воскресенской горе, по
Ефремовской лице (нынче она носит имя Бакунина) По описанию дом выглядел
примерно следующим образом: деревянный, одноэтажный, длинный, низкий,
он как бы врос в землю со своими низко спущенными большими окнами.
Разделенный внутри на несколько небольших комнат. Противоположная сторона
улицы кончалась высоким и крутым обрывом Воскресенской горы. Новосел
решил разбить небольшой садик и пригласил для этого специалиста
(говоря языком современным, ландшафтного дизайнера): склон оделся
цветами, высадили и молоденькие деревца. Несколько слов о судьбе здания:
само оно было снесено еще в 80-ые годы 19-го века, остался лишь флигель. Он
простоял до 90-ых годов 20-го столетия, и тоже был разрушен. Можно
предположить, что такому шагу, как решение "квартирного
вопроса", предшествовало нечто очень глубоко личное: Бакунин надумал
сделать ...предложение руки и сердца Антонине Ксаверьевне Квятковской.
<...> Чувство это было взаимным, девушка приняла предложение - стать
женой Михаила Александровича. А еще оставалось покорить самую
неприступную крепость - родителей: они ответили Бакунину решительным
отказом. Но во все вмешался его Величество случай! Граф
Муравьев-Амурский
, генерал-губернатор Восточной Сибири, направлялся из Петербурга в
Иркутск, по пути он остановился в Томске, желая увидеть своего
родственника. Иногда столь влиятельное родство может сыграть на руку.
Михаил поведал дяде о своем страстном желании жениться и
препятствии, которое мешает осуществить задуманное. Дядя взялся помочь,
ходатайствовать за племянника и наведался в дом Квятковских. То ли само
появление сиятельного графа произвело столь ошеломительное впечатление,
то ли подействовали вкрадчивые речи Муравьева, рисующие скорое
возвращение Бакунина в столицы и его блестящую будущность, но они
сказали: "Да!" <...> Молодые вели жизнь достаточно
замкнутую, принимали у себя ограниченный круг лиц. Среди них - ветврач
Герман и смотритель томского уездного училища Ананьин, которого прозвали
"Шехерезадой" (он знал массу историй, анекдотов). Бакунин иногда
наведывался в кирху, думается, что только там можно было поболтать с
немцами или французами. В доме имелась своя библиотека - она
связывает декабриста
Батенькова
и Бакунина. Когда первый покидал наш город, он продал книги Михаилу
Александровичу с такими напутственными словами: "Сибирь - страна
малопросвещенная и бедная книгами, нужно держаться правила не увозить из
нее книг. Я уезжаю, но книг не увожу, а продаю вам и вам рекомендую, если
поедете из Сибири, не увозите их, а продайте здесь же".
В Томске же в доме Букуниных стал бывать и
Г.Н. Потанин
, который прославится в дальнейшем как историк, путешественник, сибирский
патриот.
<...> Уже в 1859-м по протекции дяди Михаил вместе с супругой
перебрался в
Иркутск
, где поступил на службу в Амурскую компанию, а потом в золотопромышленное
предприятие. Разумеется, что не это было пределом его мечтаний, он грезил
возвращением в европейскую Россию, считал, что это случится довольно-таки
скоро. Но в 1861 году его влиятельный покровитель граф
Муравьев
покидает свой пост генерал-губернатора.
Оставались два варианта: терпеть, смириться или в очередной раз
переломить судьбу и действовать. Как вам кажется, что он выбрал?
Побег удался, сначала в Америку, а оттуда в
Лондон
. Бакунины жили в Италии и Швейцарии, где Михаил и скончался в 1876 году.
Ольга Булгакова. Михаил Александрович Бакунин//Путь томича (made-in-
tomsk.com)
Венчание М.А. Бакунина и дочери обедневшего дворянина
Ксаверия Васильевича Квятковского
(состоявшего на службе у золотопромышленника И.Д. Асташева) - Антонины
произошло 5 октября 1858 г., то есть до прибытия ссыльных Ульяновых в
Томск.