Г.М. Бериев был в то время уже самостоятельным конструктором и имел в
Таганроге
на
заводе 48
свое бюро. Ему очень протежировал
наркомвоенмор
Н.Г. Кузнецов
, отличившийся в Испании, который был близок к Сталину. Возможно поэтому
его не тронули.
Георгий Михайлович Бериев (Бериашвили)
(1903 — 1979) — советский авиаконструктор. Генерал-майор
инженерно-технической службы (1951). Лауреат Сталинской премии.
Родился 31 января (13 февраля) 1903 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в
семье скромного рабочего Михаила Соломоновича Бериева (Бериашвили) (часто в
отношении Георгия Михайловича упоминают прежнюю фамилию его отца —
Бериашвили, что не совсем верно, так как отец поменял свою фамилию, ещё до
своей женитьбы и рождения Георгия).
В 1923 году после окончания Тифлисского железнодорожного училища поступает
в политехнический институт, откуда в 1925 году переводится на авиационное
отделение кораблестроительного факультета
ЛПИ.
В 1930 году, после его окончания, начинает работать конструктором в
КБ МОС ВАО возглавляемое французским конструктором
П. Э. Ришаром. В конце 1930 года становится заместителем начальника
морской бригады
ЦКБ завода имени В. Р.
Менжинского.
В 1934 году назначен Главным конструктором и начальником
ЦКБ МС при авиационном заводе № 31
(Таганрог), и бессменно им руководит до 1968 года. Под его руководством
созданы самолеты:
Сталь-6, Сталь-7; гидросамолеты:
МБР-2, МП-1, МП-1Т, корабельные
катапультные КОР-1 и КОР-2, Бе-6, реактивная лодка Бе-10, амфибии Бе-12 (с
модификациями) и Бе-12ПС — серийные; МДР-5, МБР-7, ЛЛ-143, Бе-8, Р-1, Бе-14
— опытные, пассажирский Бе-30 (Бе-32), опытный самолет-снаряд П-10.
Во время Великой Отечественной войны завод, а затем и конструкторское бюро
было эвакуировано в
Красноярск. Летающая лодка
КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией в
Красноярске. В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В
1943 был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 — макет
грузо-пассажирского ПЛЛ-144.
Г. М. Бериев являлся членом научно-технических советов Государственного
комитета СМ СССР по авиационной технике и Государственного комитета по
судостроению и научно-технического совета авиации ВМФ.
Последние годы жизни жил в Москве, занимался научной работой.
Умер 12 июля 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Награды
два ордена Ленина (16.09.1945; 1953);
два ордена Трудового Красного Знамени;
медаль «За боевые заслуги»;
медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945
гг.»;
юбилейные медали
именное оружие (1953).
Сталинская премия второй степени (1947) — за создание нового образца
боевого самолёта (Бе-6)
Государственная премия СССР (1968) — за создание Бе-12).