(1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924,
Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик,литературовед, литературный
критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
Энциклопедически образованный писатель и выдающийся русский поэт. В 1890-х
гг. руководил основным органом
символистов
-
журналом "Весы"
. Ближе к революции 1905 г. строй его мыслей меняется. Широко известным
было его стихотворение "Каменщик" (1902 г.) - предчувствие
назревающей революции. Но к оценке революции 1905 -1907 гг. подошел с
позиций боязни ее разрушительной силы. В годы реакции создал подлинный гимн
творческим силам человека ("Хвала человеку"). Приветствовал
Октябрьскую революцию, в 1920 г. вступил в РКП (б), был профессором МГУ.
Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой
семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца А. Я. Бакулина,
издавшего в 1840-х гг. сборник «Басни провинциала». (фамилией деда Брюсов
подписывал некоторые свои сочинения); получив вольную, тот начал в Москве
торговое дело.
Дед Валерия, Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным
помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в
Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и
жил до 1910 года.
Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848-1907), сочувствовал идеям
революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах; в 1884
году Яков Брюсов отослал в журнал «Задушевное слово» написанное сыном
«Письмо в редакцию», описывавшее летний отдых семьи Брюсовых; «письмо» было
опубликовано (№ 16, 1884).
Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе; он
заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого
(в журнале «Русский спорт» за 1889 год) представляет собой статью в защиту
тотализатора. Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был
предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось
«принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию строго запрещалось
читать религиозную литературу («От сказок, от всякой „чертовщины“, меня
усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина
и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», —
вспоминал Брюсов); но при этом других ограничений на круг чтения юноши не
накладывалось, поэтому среди «друзей» его ранних лет были как литература
по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюль
Верна и Майн Рида и научные статьи — словом «всё, что попадалось под
руку».При этом будущий поэт получил хорошее образование — он учился в двух
московских гимназиях (с 1885 по 1889 год — в частной классической гимназии
Ф. И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей), в 1890—1893
годах — в частной гимназии Л. И. Поливанова; последний — великолепный
педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние
гимназические годы Брюсов увлекался математикой.
Уже в 13 лет Брюсов связывал своё будущее с поэзией. Самые ранние известные
стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году; несколько позднее
появились его первые (довольно неискусные) рассказы. В пору обучения в
гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного
журнала. В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Некрасова,
затем он был очарован поэзией Надсона.
В 1900 году в «Скорпионе» был издан сборник «Tertia Vigilia» («Третья
стража»), открывший новый — «урбанистический» этап творчества Брюсова.
Сборник посвящён К. Д. Бальмонту, которого автор наделил «взором
каторжника» и отметил так: «Но я в тебе люблю — что весь ты ложь».
Значительное место в сборнике занимает историко-мифологическая поэзия;
вдохновителями Брюсова являлись, как отмечает С. А. Венгеров, «скифы,
ассирийский царь Асархаддон, Рамсес II, Орфей, Кассандра,Александр
Великий, Амалтея, Клеопатра, Данте, Баязет, викинги, Большая
Медведица».
В позднейших сборниках мифологические темы постепенно затухают, уступая
место идеям урбанизма, — Брюсов воспевает темп жизни большого города, его
социальные противоречия, городской пейзаж, даже звонки трамваев и сваленный
в кучи грязный снег. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир
людей; он словно бы вновь обретает «отчий дом»; среда, которая взрастила
его, разрушена, и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают
сияющие города настоящего и будущего
(«Рассеется при свете сон тюрьмы, и мир дойдёт к предсказанному
раю»). Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл
урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё
задолго до Брюсова — например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых
стихотворениях Н. А. Некрасова). Даже стихотворения о природе, которых в
сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический»
и т. п.). В «Третьей страже» помещены также несколько переводов
стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за
восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верлена.
Организаторская роль Брюсова в русском символизме
и вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им
«Весы» стали самым тщательным по
отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим
эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»).
Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих
младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний
Брюсову». Он пользовался большим авторитетом как среди
сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию
строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца»
культуры, и среди
акмеистов (Николай
Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам), и
футуристов
(Пастернак, Шершеневич и др.). Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль
Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя
победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения. Не лишён
Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистов (см.
стихотворение «Младшим»: «Они Её видят! Они Её слышат!…», 1903).
Брюсов также принимал активное участие в жизни
Московского
литературно-художественного кружка, в частности — был его директором
(с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в1903 году, стал
секретарём редакции).
В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького,
раскритикованного Временным правительством.
После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в
литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских
учреждениях. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в
любом начатом деле. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации
печати (с января 1918 года — Московское отделение Российской книжной
палаты); с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом
при Наркомпросе;. с 1919 по 1921 год был председателем
Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил
поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом
музее). В 1919 году Брюсов стал членом РКП(б). Работал в Государственном
издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного
образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета,
профессором МГУ (с 1921); с конца 1922 года — заведующий Отделом
художественного образования Главпрофобра; в 1921 году организовал Высший литературно-художественный
институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором.
Брюсов являлся и членом Моссовета. Принимал активное участие в подготовке
первого издания Большой советской
энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и
языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова).
В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от
Советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта
«перед всей страной» и выражалась «благодарность рабоче-крестьянского
правительства».
После революции Брюсов продолжал и активную творческую
деятельность. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира,
способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой
поэт считал себя ранее; теперь же он может «возродить жизнь». Некоторые
постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному
Октябрю»; в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с
марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни»
(1923) — в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только
русский»). Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов
пренебрёг «заветами», изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении
«Юному поэту» — «не живи настоящим», «поклоняйся искусству».
Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом
Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. В 1920-е годы (в сборниках «Дали»
(1922), «Mea» («Спеши!», 1924)) он радикально обновляет свою поэтику,
используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный
синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли», используя опыт
футуризма); Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову,
не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную
какофонию» обрести «звуки новые». Эти стихи насыщены социальными мотивами,
пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов
интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений»,
1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие
из них развёрнутым комментарием). Манеру позднего Брюсова детально
исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм». В
некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей
жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом
видений»). В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения
новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и
«непонятными массам»; представители модернистской поэтики также отнеслись к
ним отрицательно.
9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от
крупозного воспаления лёгких (вероятно, приблизило смерть и давнее
пристрастие Брюсова к
наркотикам — сперва к морфию, а
затем, после революции, и к героину). Поэт был похоронен на
столичном Новодевичьем кладбище.
Брат — А. Я. Брюсов — профессор
искусствоведения, сотрудник Исторического музея, участник поисков Янтарной
комнаты.
В начале 1910-х годов Брюсов, Вяч. Иванов, Андрей
Белый и А. С. Петровский составили эфемерную масонскую ложу Люцифер,
учреждённую т. н. «московским центром»
(предположительно, розенкрейцерским капитулом /Астрея/) и упразднённую
сразу после основания за связь с антропософами. Вероятно, подобного рода
явления нельзя полномерно расценивать как показатель принадлежности
названных деятелей культуры к движению вольных каменщиков, тем не менее, в
анналах такового этот факт запечатлён.